Найти в Дзене

🔥 Портреты кисти сумасшедшего художника 17 века.

Бывают такие художники, во всяком случае, у меня, что смотришь на их произведения, и понять не можешь - нравятся они тебе или нет? Вот вроде бы и придраться не к чему, и как будто не хватает какой-то капельки... А с другой стороны - может быть это и есть изюминка, которая работу мастера не портит, а, наоборот, украшает. И таким художником для меня стал Михаэль Свертс (1618-1664 гг.) Для художника, который был забыт сразу после своей смерти и открыт заново только в 20 веке, мы знаем о нем довольно много. Ну как много... Пунктиром мы можем проследить основную канву его жизни. Вот только детали от нас скрыты. Мы не знаем причин тех или иных его поступков. По происхождению он был фламандцем. Родился в Брюсселе, в семье торговца, никак не связанного с художниками. И как Михаэль попал в свою профессию - не известно. 10 лет - с 1646 по 1656 гг. Он жил в Риме, сумел там выделиться в безбрежном океане художников и обзавестись богатыми покровителями. Потом, он по неизвестной причине вернулся
Автопортрет. Художник ковыряется пальцем в носу чьего-то черепа...
Автопортрет. Художник ковыряется пальцем в носу чьего-то черепа...

Бывают такие художники, во всяком случае, у меня, что смотришь на их произведения, и понять не можешь - нравятся они тебе или нет?

Вот вроде бы и придраться не к чему, и как будто не хватает какой-то капельки... А с другой стороны - может быть это и есть изюминка, которая работу мастера не портит, а, наоборот, украшает.

И таким художником для меня стал Михаэль Свертс (1618-1664 гг.)

Автопортрет.
Автопортрет.

Для художника, который был забыт сразу после своей смерти и открыт заново только в 20 веке, мы знаем о нем довольно много. Ну как много... Пунктиром мы можем проследить основную канву его жизни. Вот только детали от нас скрыты. Мы не знаем причин тех или иных его поступков.

По происхождению он был фламандцем. Родился в Брюсселе, в семье торговца, никак не связанного с художниками. И как Михаэль попал в свою профессию - не известно.

Представьте себе - тоже автопортрет.
Представьте себе - тоже автопортрет.

10 лет - с 1646 по 1656 гг. Он жил в Риме, сумел там выделиться в безбрежном океане художников и обзавестись богатыми покровителями.

Потом, он по неизвестной причине вернулся на родину, потусовался там пару лет - занимаясь своей профессией, но что-то произошло. Он был уже не таким, как прежде. Стал очень религиозен, вступил в католическую миссионерскую организацию, которая вела деятельность на Востоке, и в ее рядах, но в качестве мирского человека, на этот Восток и отправился.

И там опять, видимо, что-то случилось. Он прошел с миссионерами Палестину, Сирию, добрался до Персии и там у него начались конкретные психические нарушения. Он ссорился со спутниками и характер его стал просто невыносим. Миссионеры его изгнали, художник прибился к португальцам, добрался с ними зачем-то аж до Гоа, и там умер!

Очень необычный, предположительно - автопортрет художника.
Очень необычный, предположительно - автопортрет художника.

Что это вообще такое было?

Мы не знаем.

Выдающимся мастером он не был. Опять мы с вами смотрим мастера обычного. Середнячка, но неплохого середнячка.

Опять - таки - насколько можно судить по работам, которые принято ему приписывать.

Здесь все сложно. Какие-то картины - его (надеемся!), какие-то тоже, как принято считать - его, но не факт (он ленился подписывать свои произведения - и просто выпускал их в мир, получая деньги здесь и сейчас, и не заботясь о славе в веках)) Какие-то, возможно, изначально создал он, но их копировали. Наверное.

В общем - есть такая вилка - от 40 до 100 работ, которые в разных условиях приписываются Свертсу исследователями, но сами видите - погрешность выходит большая. Больше, чем в 2 раза...
А если мы посмотрим сколько работ Свертса было продано на европейских аукционах... Я нашла 133)) Пока ученые спорят - торговля идет так, что только дым стоит коромыслом! Сенсации! Сенсации! Находят все новые и новые работы забытого фламандца! Порядок цен - десятки миллионов долларов!

Не будем забивать себе этим головы. Кто бы не писал картины, которые мы сегодня с вами смотрим - он был современником нашего героя, и картины эти интересны для рассматривания.

Все наследие, которое относится к творчеству художника можно разделить на три части.

1. Жанровые сцены. Причем - бытового характера, из жизни простых людей. Это было направление живописи, под названием "бамбоччанти", сформированное в Риме художниками - выходцами из Фландрии и Нидердандов. Видимо, итальянские оборванцы были вдохновенно живописны)

Некоторые итальянские художники тоже тогда начали писать в подобном духе.

Те работы, которые в рамках этого стиля сейчас приписываются Свертсу, показывают жизнь дна с академической подсветкой. То есть все отморозки у него с благородными лицами... Это как бы его фишка, по сравнению с другими авторами, писавшими в том же жанре.

Вот вам несколько образцов.

Листайте. Как всегда я вам показываю только те картины, которые мне понравились:

2. Аллегории. Чистой воды дань моде.

Я в принципе картины-аллегории не люблю. Или не понимаю там почти ничего, или не понимаю, что там ученые не понимают))). Вот, например, аллегории конкретно Свертса, вообще сегодня никто понять не может. Ученые смотрят на детали и заходят в тупик.

Примеры.

Эта картина художника Старик и мальчик, считается аллегорией:

-6

Или вот, тоже почему-то относится к аллегориям - Женщина за утренним туалетом. Лично для меня, конкретно в этой женщине, загадочным представляется как художник исхитрился написать ей такое кривое лицо? Вопрос вам станет понятен, когда мы посмотрим на его портреты.

-7

Размещенный в заглавии статьи Автопортрет с черепом - тоже аллегория.

3. Портретные изображения людей. Сюда относятся и его автопортреты (или то, что ими считается), и вообще изображения людей крупным планом. Хотя часть этих портретов - трони. То есть художник просто набивал руку в изображении людей с разным выражением лица.

И вот портреты его мне очень нравятся.

Собственно, ради того, чтобы вам их показать и создан этот материал.

Вот смотрите - ничего не напоминает?:

-8

Впечатление, что это Девушка с жемчужной сережкой Вермеера просто повернуло лицо другим ракурсом. Ну и переоделась...

Следующий портрет после предыдущего поражает своей топорностью. Зато вполне гармонично смотрится рядом с женщиной, наводящей утреннюю красоту, которую мы видели выше. Именно тот случай, когда вроде все на месте, но если всматриваться пытливо - портрет весьма неудачен. И пропорции, и позы, и вообще главный герой напоминает женщину с приклеенными усами.

-9

А вот Старуха с прялкой - почти удалась. Там дальше - еще одна женщина с прялкой, листайте:

Полистайте. Здесь небольшая подборка, но приятная. Мастерство и стиль художника так прыгают, что даже удивительно, что это все его. Вернее - удивительно, каким образом все это определили как его работы. Но это, как говорится, не нашего ума дело. Нам бы давали такие миллионы - и мы бы кого угодно определили туду, куда просят.

Листайте.

Все.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.