Внешним свидетельством о распространённости колдовства в раввинской среде является караимская полемика. Караимство возникло в VIII-IX вв. на территории нынешних Ирака и Ирана в среде иудеев, отвергавших Устную Тору и власть раввинов. Колдовство входит в число обвинений, которые караимы чаще всего выдвигают против раввинистов.
Так, Даниэль аль-Кумиси (ум. в 946 г.) в своём Комментарии на малых пророков пишет: «И кто сегодня является колдунами (məḵaššep̄)? – Несомненно, раввины, которые упоминают чистое имя и нечистое имя, пишут амулеты и создают обереги, называют свои книги Сефер ха-яшар (Книга прямого [пути]), Сефер ха-разим (Книга тайн), Сефер Адам (Книга Адама) и Раза рабба (Великая тайна), и [другие] книги о колдовстве, если нужно соединить в любви мужчину и женщину, если нужно посеять между ними ненависть, если нужно сократить расстояние в пути, и многие тому подобные мерзости, да хранит нас от них Бог!».
Салмон бен Йерухим или Сахль бен Мацлиах упоминает о магических книгах раввинистов, цель которых «вызвать любовь или ненависть, сократить расстояние в пути, истолковать сны, либо же встать в полдень перед солнцем и попросить о чём-нибудь».
Салмон бен Йерухим (1-я пол. X в.) с целью полемики против Саадии Гаона написал «Сефер милхамот Адонай» (Книгу браней Господних), в которой упоминает «все мерзости ваших учителей, которые [написаны] в Сефер ха-разим и Сефер Шем бен Ноах (Книга Сима сына Ноя), и в других мерзких и отвратительных книгах». Он заявляет, что раввины произносят тетраграмматон, чтобы пробудить любовь, улучшить знание, вызвать демонов, излечить болезнь, изгнать хищников из поселений, успокоить море, ходить по огню, затемнить солнце и предотвратить убывание луны.
По его утверждению, «[раввины] пишут любовные амулеты согласно путям амореев, они приказывают принести белого петуха, чтобы сжечь его в огне, а также кровь горлицы и мозг чёрного быка, чтобы писать ею, а также голову любого чёрного [животного], чтобы совершать мерзости, кропят водою и старым вином для совершения возлияния и курения, и бросают белого тигра (?) в печь, чтобы придать своим словам силу».
Свидетельства караимских авторов подтверждаются магическими документами, найденными в генизе Каирской синагоги, которые описывают большинство из колдовских обрядов, упоминаемых караимами.[1]
До наших дней дошло также большое количество иудейских магических книг позднеантичной и средневековой эпох, в т.ч. «Сефер ха-разим» («Книга тайн»), «Харба де-Моше» («Меч Моисея»), «Хавдала де-рабби Акива» («Отпущение рабби Акивы»), «Сефер ха-яшар» («Книга прямого [пути]»), «Шиммуш Техиллим» («[Магическое] использование Псалмов»), «Пишра де-рабби Ханина бен Доса» («Освобождение [от заклятий] рабби Ханины бен Досы»), «Сефер ха-мальбуш» («Книга одеяния»), «Арбаа йесодот» («Четыре основы»), «Шева маалот» («Семь ступеней»), «Шиммуш шмоне эсре» («[Магическое] использование восемнадцати [благословений]»), «Шева де-Элияху» («Семь [благословений] Илии»), «Иньян сота» («Действие с прелюбодеицей») и «Сефер Разиэль» («Книга [ангела] Разиэля»).[2]
[1] Yuval Harari. Jewish Magic before the Rise of Kabbalah. Detroit, 2017. P. 330-331.
[2] Gideon Bohak. Ancient Jewish Magic: A History. Cambridge, 2008. P. 169-179, 221-224; Yuval Harari. Jewish Magic before the Rise of Kabbalah. Detroit, 2017. P. 264-290.
См. подробнее:
https://ridero.ru/books/i_on_sotvoril_dukhov_sveta_i_tmy/
https://www.amazon.com/dp/B0CVZR2QM8
https://www.wildberries.ru/catalog/211986341/detail.aspx
https://digital.wildberries.ru/offer/186202