Поколение Z использует приложение Заметки на iPhone, чтобы планировать наряды и составлять новые образы из имеющихся в гардеробе вещей. Есть ли у брендов возможность туда «влезть»?
Со времен культового фильма Clueless 1995 года фанаты моды мечтали о генераторе образов для гардероба как у Шер Хоровиц, которые ежедневно подбирала вымышленная компьютерная программа.
Компании, занимающиеся разработкой искусственного интеллекта, тоже хотят воссоздать нечто подобное, а платформа Pinterest уверенно набирает популярность. Все это происходит именно потому, что поколение Z ищет новые инструменты с помощью которых им будет удобно записывать, упорядочивать и комбинировать наряды из имеющегося гардероба. Теперь же на этапе исследования потребительского пути появился неожиданный инструмент: простое приложение Заметки для iPhone.
Все началось с того, что в сентябре прошлого года Apple выпустила обновление iOS 17 для iPhone. Это обновление позволило пользователям смартфона создавать стикеры из любого сохраненного изображения для отправки через iMessage. Вскоре модники начали активно использовать функцию стикеров, копируя и вставляя селфи с нарядами и делая подборки их в приложении Notes (Заметки) в зависимости от сезона или какого-то события.
В прошлом году 20-летняя Амелия Кейндл набрала более 4,5 миллионов просмотров видеоролика на TikTok, в котором она показала, как использует приложение Notes для ежедневного создания модных образов, копируя и вставляя свои селфи на стикеры. Она воспринимает приложение как лукбук своего гардероба: «Я могу легко увидеть, как сочетаются брюки и блузки, не примеряя их каждый раз», - объясняла Кейндл. Как и другие пользователи приложения, Кейндл сделала персональную систему классификации нарядов по дням и вечерам. У нее также есть вкладка, где она записывает, что из одежды купила, чтобы создавать новые комбинации.
«Мой любимый метод организации гардероба - по погоде и температуре за окном», - говорит SMM-специалист из Бруклина Сэди Салливан. Её урок по организации гардероба по сезонному принципу набрал более 100 000 просмотров на TikTok. Салливан также использует приложение Notes для организации модных образов и у нее другая классификация: повседневная одежда, выход в бар, на коктейльную вечеринку, в гости к друзьям, на свидание или в кино, в отпуск.
Несмотря на то, что существует множество приложений для планирования гардероба, Notes привлекает пользователей своей универсальностью и доступностью - оно есть в базовых приложениях iPhone. «Не нужно никаких дополнений, патчей, оно бесплатное и каждый (у кого есть iPhone) имеет к нему мгновенный доступ», - говорит Салливан. «Он всегда в телефоне, что позволяет легко записывать идеи, когда приходит вдохновение», - соглашается c ней Камилла Хели, маркетолог из Сиднея.
Могут ли бренды в этом поучаствовать?
Поскольку планирование образов происходит вне какой-либо платформы прямо на смартфоне пользователя через приложение Notes, то брендам крайне сложно отслеживать тренды и узнавать какие модные тенденции прямо сейчас на мобильном экране у потребителей. Кроме того, новый метод содержит антиконсюмерский посыл - то, что делают потребители противоречит главному мерилу успеха модной индустрии сегодня - постоянному росту за счет продажи всё большего количества товаров.
Всякий раз, когда Салливан думает, что ей нечего надеть, она проверяет приложение Notes - и обнаруживает, что нет никакой необходимости покупать что-то новое. Это перекликается с движением «высокобюджетников», возникшим в начале года, и челленджа стилистов «75 Hard», который популяризировала предсказательница трендов Мэнди Ли на TikTok, которая публично зареклась покупать новую одежду в течение 75 дней. «Я поняла, как много образов я могу создать с помощью всего одного предмета гардероба. Это явное материальное доказательство того, что в моем гардеробе всегда есть что надеть», - говорит Салливан.
«Регистрация образов сигнализирует о столь необходимом признании повторяющихся образов, - говорит исследователь тенденций и культуры Агус Панзони, - особенно в условиях, когда быстро меняющиеся микротренды исчерпали жизненный цикл модных тенденций".
Но это не значит, что брендам нужно сдаться и не использовать новый инструмент, чтобы вести дилог с клиентами и сообществами. «Бренды должны адаптироваться, предлагая инструменты, которые помогают потребителям вырабатывать свой стиль и собственную точку зрения», - говорит Панзони. «Модные бренды могли бы создавать более легко загружаемые стикеры или предложения по сочетаниям в будущем, чтобы стать частью опыта пользователей с приложением Notes».
Платформы для планирования гардероба и нарядов в целом могут стать полезными инструментами для прогнозирования тенденций и повышения узнаваемости бренда, соглашаются эксперты.
Следующей итерацией того, что хотят видеть потребители, станет представление о своем гардеробе как о "Spotify Wrapped", - говорит Бьянка Рэнгекрофт, генеральный директор приложения для планирования внешнего вида Whering, у которого миллион пользователей в США и еще миллион в Латинской Америке. В приложении пользователи взаимодействуют со своим гардеробом в цифровом формате с помощью простого календаря. Приложение отслеживает стоимость использования, создает сообщество, демократизируя вдохновение стилем, и использует искусственный интеллект для создания и изучения новых сочетаний образов. Платформа также предлагает новые вещи на основе существующего гардероба человека, добавляя более ли менее убедительный коммерческий элемент для брендов, чтобы они с ним сотрудничали.
«Теперь леопардовый принт - это то, что люди носят сначала в приложении», - говорит Рэнгекрофт. В начале этого года, когда в моде стал популярен вишнево-красный цвет, «количество загруженных красных вещей и пользователей, регистрирующих образы с красным цветом, увеличилось на 1 300%», - продолжает она. Вместо того чтобы диктовать брендам подход, согласно которому они «насаждают» тренды им нужно действовать более проактивно, смотреть какие стили выбирают пользователи и встраиваться в их картину мира