Найти тему
Моделизм без границ

Модель Советской подводной лодки проекта 633 от фирмы «Моделист». Обзор модели. Часть 1.

Сборка модели Советской подводной лодки проекта 633 от фирмы «Моделист» стала для меня интересным занятием. И это несмотря на то, что данная модель показалась простоватой для меня.

О модели (мои оценки по 10-ти бальной шкале и впечатления после начала работы над моделью):

1. Цена за комплект – 10 баллов. С моей точки зрения цена сравнительно не высока. На озоне цена за данный набор варьируется от 1628р до 2199р по состоянию на 13.08.2024г. Модели данного размера (масштаба), соответствующей тематики с аналогичным же качеством от конкурентов обойдутся дороже, от 3000р.

2. Детализация при масштабе 1:144 оценена мной в 7 баллов. Для такой крупной модели проработку и детализацию разработчики могли бы увеличить. А так даже флагштоки и леера нужно вытягивать под нагревом из обрезков литника. Но из-за относительно невысокой цены (см. п. 1) на этот недостаток можно закрыть глаза; тем более, что появляется простор для творчества. Можно также, например, использовать медную проволоку подходящего диаметра для изготовления указанных элементов.

3. Качество пластмассы: 8 баллов. 2 балла снимаю из-за того, что на мой взгляд плотность пластика чуть меньше, чем хотелось бы. Клей хорошо впитывается, но детали долго приклеиваются друг к другу. Нужно хорошо фиксировать склеиваемые детали, чтобы после высыхания не обнаружить перекосов. Так, например при склеивании корпуса пришлось использовать электромонтажные ПВХ стяжки. Средняя плотность пластика компенсируется хорошей толщиной деталей (но не в ущерб аутентичности), прочность склеенных деталей хорошая.

-2

4. Соответствие стыковочных отверстий и разметки, примыкание деталей – 6 баллов. Не всё складывается с первого раза без щелей и швов, особенно это заметно при склеивании крупных деталей. Приходится подгонять элементы до склейки, вооружившись сухариками, надфилями и наждачкой (0-!).

В общем, щели не велики (около 0,2-0,3 мм…), но вид модели портят. После склеивания корпуса необходимо обработать швы модельным герметиком. После высыхания аккуратно отшлифовать швы, стараясь не повредить расшивку. В задней части рубки половинки двух квадратных иллюминаторов при совмещении двух частей корпуса рубки не совпадут, как не старайтесь. Тут поможет только ручная переделка, либо махнуть рукой на это, так как они практически не видны целиком, если конечно не смотреть под углом в 0 град. к оси лодки сзади на рубку.

-3

5. Количество облоя на деталях в литниках – минимально. В основном встречается на мелких деталях. Так, например, пришлось немного повозиться с четырёх-лопастными винтами и поручнями на рубке. Ну а если бы вообще без лишнего пластика на деталях, то это было бы совсем уж однообразно 😊... Тут ставлю 9 баллов.

6. Количество элементов – 72 шт., что сравнительно немного…

7. Инструкция по сборке – на редкость качественная брошюра. Весь процесс по сборке корабля разбит на небольшие этапы, в которых показана не только сборка, но и правильная окраска деталей в процессе сборки. Также есть фото того, что должно получится на каждом этапе. Ошибок и опечаток не увидел. Снимаю шляпу и ставлю 10 баллов.

8. Сложность модели – невысокая.

9. Внешний вид – готовая и окрашенная модель станет украшением любой коллекции. Масштаб 1:144 несомненно повышает эффектность данной модели, при условии аккуратной постройки и внимания к деталям.

Общее впечатление от данной модели = 8 баллов по 10 бальной шкале. Возможно это есть моя субъективная оценка. Но я её вывел, проверяя на каждом этапе и сравнивая с тем, с чем приходилось иметь дело ранее. В целом данная модель хорошая, рекомендую. Вполне подходит начинающим моделистам.

В данное время процесс постройки модели продолжается. Об окончательных результатах сборки я напишу в продолжении к данной обзорной статье.

Немного исторической информации о подводной лодке проекта 633,послужившей прототипом к созданию модели:

(История пл. приведена из описания к прототипу модели (входит в набор вместе с инструкцией по сборке)

Основную ударную силу в вооруженной борьбе на море в период Второй Мировой Войны составляли подводные лодки. Они уничтожили больше транспортов и боевых кораблей, чем авиация и надводные корабли вместе взятые (60% потопленного тоннажа, в основном торгового, пришлось на долю подводных лодок). Поэтому неудивительно, что в первые два десятилетия после окончания Второй Мировой Войны приоритет в строительстве советского ВМФ был отдан развитию подводных лодок. В 50-е годы основой подводных сил ВМФ СССР стали дизель-электрические лодки проекта 613. В создании этих ПЛ был максимально учтен германский опыт, в частности, прославленных лодок XXI серии. Проектирование ПЛ пр.613 было поручено ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники "Рубин"). Технический проект был утвержден в августе 1948 года, а с 1950 года началась серийная постройка. За семь лет было построено 215 лодок этого проекта. Эта достаточно простая в устройстве и надежная дизель-электрическая ПЛ была любима советскими подводниками. При всей простоте оборудования она оказалась одной из самых малошумных дизельных лодок ВМФ СССР, а глубина ее погружения была увеличена в два раза по сравнению со всеми советскими ПЛ, построенными ранее.

Дальнейшим развитием ДЭПЛ пр.613 стала ее усовершенствованная модификация - ДЭПЛ проекта 633. Проект этой лодки был разработан также в ЦКБ-18 ("Рубин"). Главными конструкторами проекта были З.А. Дерибин, А.К. Ноаров и Е.К.Крылов. По сравнению с ПЛ пр.613 изменились форма и размеры корпуса - прочный корпус лодки был выполнен, как и на пр.613 цельносварным, разделенным на 7 отсеков, но имел "восьмерко-образное" сечение на большей части длины, а ПЛ пр.613 - только в районе аккумуляторных батарей. Лодка пр.633 стала длиннее на 0,8 м, шире - на 0,7 м, водоизмещение ее возросло примерно на 350 т, а автономность увеличилась вдвое - до 60 суток! Кроме того, было усилено и основное вооружение лодки - теперь в носовой оконечности размещалось не 4, а 6 торпедных аппаратов. На лодке была установлена новая система управления торпедной стрельбой, которая позволяла при совместной работе с гидроакустической станцией проводить глубоководные торпедные атаки в режиме автоматического сопровождения цели.

-4

ПЛ проекта 633 отличалась также от ПЛ пр.613 и многими другими усовершенствованиями, повысившими надежность работы систем и механизмов и удобство их обслуживания. Обитаемость ПЛ также улучшилась (была, в частности, применена новая система кондиционирования воздуха и общекорабельной вентиляции).

Подводная лодка была оборудована более современным гидроакустическим и радиолокационным вооружением. Новые гидроакустические станции дали возможность обнаруживать работающие гидролокаторы и устанавливать связь в подводном положении с лодками при их групповом использовании. В целом на подводной лодке этого проекта были внедрены такие технические новшества, которые увеличили ее боевую эффективность и дали основание считать проектирование этой подводной лодки переходом к созданию подводных лодок нового поколения.

-5

Таким образом, ПЛ пр.633 стала достойной преемницей лодки пр.613. Это был бы самый большой по численности тип ДЭПЛ. Планировалось построить 560 лодок этого проекта. Но в начале 60-х годов основной упор был перенесен на ПЛ с атомной энергетической установкой, поэтому лодок проекта 633 было построено только 20 единиц. Серийная постройка продолжалась с 1957 по 1962 год на заводе "Красное Сормово" в Горьком (головная лодка заложена 22 октября 1957г, спущена на воду 30 мая 1958г. и принята в состав ВМФ в декабре 1959г.). Все лодки этого проекта прослужили в составе ВМФ СССР не менее 20-25 лет, после чего большая их часть была передана другим странам (Алжиру - 2, Болгарии - 4, Египту - 6, Сирии - 3), а оставшиеся пять лодок служили в составе Черноморского флота до начала 90-х гг., при этом три из них (две были перестроены по пр. 6ЗЗРВ, и одна - по пр.63ЗКС) использовались в 475-м Феодосийском дивизионе обеспечения испытаний оружия.

-6

В 1992-94 гг. были разобраны на металл С-11, С-37 и С-128. Как учебно-тренировочное судно использовалась С-350 и как плавучая зарядная станция - С-49. Следует добавить, что большими сериями лодки проекта 633 строились в Китае и КНДР (после лодки пр.613 ПЛ пр.633 стала второй советской лодкой, проект которой был реализован за рубежом).

Спасибо, что прочли статью. Продолжение следует. Оставляйте свои комментарии и отзывы. Делитесь впечатлениями, кто строил данную модель. Очень интересно ваше мнение. Заранее спасибо.