В начале 1935 года пассажирский корабль, направлявшийся в Хайфу в Палестине, покинул немецкий порт Бремерхафен. На его корме было написано еврейскими буквами название «Тель-Авив», а на мачте развевалось знамя со свастикой. И хотя корабль принадлежал сионистам, его капитан был членом национал-социалистической партии. Много лет спустя путешественник на борту того корабля назвал это символическое сочетание «метафизическим абсурдом». Абсурд или нет, это всего лишь один эпизод из малоизвестной главы истории: широкомасштабное сотрудничество между сионизмом и гитлеровским Третьим рейхом.
Общие цели.
На протяжении многих лет люди во многих странах боролись с т.н. «еврейским вопросом»: какова надлежащая роль евреев в не-еврейском обществе? В 1930-е годы еврейские сионисты и немецкие национал-социалисты разделяли схожие взгляды на то, как решать эту сложную проблему. Они согласились, что евреи и немцы — совершенно разные национальности и что евреи не принадлежат Германии. Поэтому евреев, живущих в Рейхе, следовало рассматривать не как «немцев еврейской веры», а скорее как членов отдельной национальной общины. Сионизм (еврейский национализм) также подразумевал обязательство евреев-сионистов переселиться в Палестину, «еврейскую родину». Вряд ли они могли считать себя искренними сионистами и одновременно требовать равных прав в Германии или любой другой «чужой» стране.
Теодор Герцль (1860-1904), основатель современного сионизма, утверждал, что антисемитизм – это не отклонение от нормы, а естественная и вполне понятная реакция неевреев на чуждое гоям еврейское поведению и взгляды. Единственное решение, утверждал он, состоит в том, чтобы евреи признали реальность и жили в отдельном собственном государстве. «Еврейский вопрос существует везде, где евреи проживают в заметном количестве», — писал он в своей самой влиятельной работе «Еврейское государство». «Там, где его [вопроса] нет, его привозят прибывшие евреи… Думаю, я понимаю антисемитизм, это очень сложное явление. Я рассматриваю его развитие как еврей, без ненависти и страха». Еврейский вопрос, утверждает он, не является социальным или религиозным. «Это национальный вопрос. Чтобы решить эту проблему, мы должны, прежде всего, сделать её международным политическим вопросом…» Независимо от своего гражданства, настаивал Герцль, евреи составляют не просто религиозную общину, но и национальность, народ, Volk. Сионизм, писал Герцль, предложил миру долгожданное «ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА ».
Через шесть месяцев после прихода Гитлера к власти Сионистская федерация Германии (безусловно крупнейшая сионистская группа в стране) представила новому правительству подробный меморандум, в котором анализировались немецко-еврейские отношения и официально предлагалась сионистская поддержка в «решении» досадного «Еврейского вопроса». Первым шагом, по их мнению, должно было стать откровенное признание фундаментальных национальных различий: Сионизм не питает иллюзий по поводу сложности положения евреев, которая состоит, прежде всего, в ненормальном образе занятий и в недостатке интеллектуальной и моральной позиции, не укорененной в собственной традиции. Десятилетия назад сионизм признал, что в результате ассимиляционистской тенденции неизбежно должны были появиться симптомы деградации…
Сионизм считает, что возрождение национальной жизни народа, которое происходит сейчас в Германии через акцент на его христианском и национальном характере, должно произойти и в еврейской национальной группе. Для еврейского народа национальное происхождение, религия, общность судьбы и ощущение своей уникальности также должны иметь решающее значение в формировании его существования. Это означает, что эгоистический индивидуализм либеральной эпохи должен быть преодолен и заменен чувством общности и коллективной ответственности...
Мы верим, что именно новая [национал-социалистическая] Германия сможет, благодаря смелой решительности в решении еврейского вопроса, сделать решительный шаг к преодолению проблемы, с которой, на самом деле, придется иметь дело большинству европейских народов…
Наше признание еврейской национальности обеспечивает ясное и искреннее отношение к немецкому народу и его национальным и расовым реалиям. Именно потому, что мы не хотим фальсифицировать эти основы, потому что мы тоже против смешанных браков, за сохранение чистоты еврейской группы и отвергаем любые посягательства в культурной сфере, мы — воспитанные на немецком языке и Немецкой культуре — можем проявлять интерес к произведениям и ценностям немецкой культуры с восхищением и внутренней симпатией…
Для своих практических целей сионизм надеется заручиться поддержкой даже правительства, фундаментально враждебного евреям, поскольку при рассмотрении еврейского вопроса речь идет не о сентиментальности, а о реальной проблеме, решение которой интересует все народы, и в настоящий момент особенно Немцев…
Пропаганда бойкота, которая в настоящее время во многих отношениях ведется против Германии, по своей сути несионистская, потому что сионизм хочет не сражаться, а убеждать и строить…
Мы не закрываем глаза на тот факт, что еврейский вопрос существует и будет существовать. Ненормальное положение евреев приводит к тяжелым неблагоприятным последствиям для них, но также и к едва терпимым условиям для других народов.
Газета федерации, Jüdische Rundschau («Еврейский обзор»), провозгласила то же сообщение: «Сионизм признает существование еврейской проблемы и желает далеко идущего и конструктивного решения. Для этой цели сионизм желает заручиться помощью всех народов, как про-, так и антиеврейских, поскольку, по его мнению, мы имеем здесь дело с конкретной, а не сентиментальной проблемой, в решении которой заинтересованы все народы». Молодой берлинский раввин Иоахим Принц, который позже обосновался в Соединенных Штатах и стал главой Американского еврейского конгресса, написал в своей книге 1934 года Wir Juden («Мы, евреи»), что национал-социалистическая революция в Германии означала « Еврейство для евреев». Он объяснил: «Никакие уловки не смогут спасти нас сейчас. «Вместо ассимиляции мы хотим новой концепции: признания еврейской нации и еврейской расы».
Активное сотрудничество.
На основе схожих идеологий об этнической принадлежности и государственности национал-социалисты и сионисты работали вместе ради того, что, по мнению каждой группы, отвечало её собственным национальным интересам. В результате правительство Гитлера энергично поддерживало сионизм и еврейскую эмиграцию в Палестину с 1933 по 1940-1941 годы, когда Вторая мировая война помешала более широкому сотрудничеству.
Даже когда Третий Рейх укрепился, многие немецкие евреи, вероятно, большинство, продолжали считать себя, часто с немалой гордостью, прежде всего немцами. Мало кто был в восторге от того, чтобы оторваться от немецких корней и начать новую жизнь в далекой Палестине. Тем не менее в этот период всё больше и больше немецких евреев обращались к сионизму. До конца 1938 года сионистское движение процветало в Германии при Гитлере. Тираж выходящего раз в две недели журнала Сионистской федерации «Jüdische Rundschau» чрезвычайно вырос. Было опубликовано множество сионистских книг. В те годы в Германии «кипела сионистская работа», отмечает «Энциклопедия иудаика». Сионистский съезд, состоявшийся в Берлине в 1936 году, «по своему составу отразил энергичную партийную жизнь немецких сионистов».
СС с особым энтузиазмом поддерживали сионизм. Внутренний документ СС от июня 1934 года призывал к активной и широкой поддержке сионизма со стороны правительства и партии как лучшего способа стимулировать эмиграцию немецких евреев в Палестину. Это потребует повышения еврейского самосознания. Еврейские школы, еврейские спортивные лиги, еврейские культурные организации — короче говоря, всё, что будет способствовать этому новому сознанию и самосознанию, — должно поощряться, рекомендует документ СС.
Офицер СС Леопольд фон Мильденштайн и представитель Сионистской федерации Курт Тухлер вместе совершили поездку по Палестине в течение шести месяцев, чтобы оценить там развитие сионизма. Основываясь на своих наблюдениях из первых рук, фон Милденштайн написал серию из двенадцати иллюстрированных статей для важной берлинской газеты «Der Angriff», вышедшей в конце 1934 года под заголовком «Нацист путешествует в Палестину». В статьях выражается большое восхищение новаторским духом и достижениями еврейских поселенцев. Сионистское саморазвитие, писал фон Милденштайн, породило новый тип евреев. Он восхвалял сионизм как великое благо как для еврейского народа, так и для всего мира. Родина евреев в Палестине, писал он в своей заключительной статье, «указала путь к исцелению многовековой раны на теле мира: еврейского вопроса». Der Angriff отчеканила специальную медаль со свастикой на одной стороне и Звездой Давида на другой, в ознаменование совместного визита СС и сионистов. Через несколько месяцев после появления статей фон Мильденштайн был назначен главой отдела по еврейским делам службы безопасности СС (СД), чтобы более эффективно поддерживать сионистскую миграцию и развитие.
Официальная газета СС, Das Schwarzen Korps, заявила о своей поддержке сионизма в редакционной статье на первой полосе в мае 1935 года: «Возможно, не так уж и далеко то время, когда Палестина снова сможет принять своих сыновей, которые были потеряны для нее из-за большего чем тысячу лет. Наши добрые пожелания и официальная добрая воля!». Четыре месяца спустя аналогичная статья появилась в той же газете СС: Признание еврейства расовой общностью, основанной на крови, а не на религии, заставляет правительство Германии безоговорочно гарантировать расовую обособленность этой общности. Правительство оказывается в полном согласии с великим духовным движением внутри еврейства, так называемым сионизмом, с его признанием солидарности еврейства во всем мире и отказом от всех ассимиляционистских идей. На этой основе Германия предпринимает меры, которые, несомненно, сыграют значительную роль в будущем в решении еврейской проблемы во всем мире.
В октябре 1933 года ведущая немецкая судоходная компания начала прямое пассажирское сообщение из Гамбурга в Хайфу (Палестина), обеспечивая «строго кошерную пищу на своих кораблях под наблюдением гамбургского раввината».
При официальной поддержке сионисты неустанно работали над «перевоспитанием» евреев Германии. Как выразился американский историк Фрэнсис Никосия в своем обзоре 1985 года «Третий рейх и палестинский вопрос»: «Сионистов поощряли доносить свои послания до еврейской общины, собирать деньги, показывать фильмы о Палестине и в целом знакомить немецких евреев с Палестиной». Было значительное давление с целью научить евреев в Германии перестать идентифицировать себя как немцев и пробудить в них новую еврейскую национальную идентичность».
В интервью после войны бывший глава Сионистской федерации Германии доктор Ганс Фриденталь резюмировал ситуацию: «Гестапо в те дни делало все, чтобы способствовать эмиграции, особенно в Палестину. Мы часто получали их помощь, когда требовали от других властей чего-либо относительно подготовки к эмиграции».
На съезде Национал-социалистической партии в сентябре 1935 года Рейхстаг принял так называемые «Нюрнбергские законы», которые запрещали браки и сексуальные отношения между евреями и немцами и, по сути, провозглашали евреев чуждым национальным меньшинством. Несколько дней спустя сионистская Jüdische Rundschau в редакционной статье приветствовала новые меры:
...Германия… выполняет требования Всемирного сионистского конгресса, объявляя евреев, живущих сейчас в Германии, национальным меньшинством. Как только евреи будут признаны национальным меньшинством, снова станет возможным установить нормальные отношения между немецкой нацией и еврейством. Новые законы дают еврейскому меньшинству в Германии собственную культурную жизнь, собственную национальную жизнь. В будущем оно сможет создать свои школы, свой театр, свои спортивные ассоциации. Короче говоря, оно может создать свое собственное будущее во всех аспектах национальной жизни…
...Германия дала еврейскому меньшинству возможность жить для себя и предлагает государственную защиту этой отдельной жизни еврейского меньшинства и отношения между двумя народами.
Георг Кареский, глава «ревизионистской» сионистской государственной организации и Еврейской культурной лиги, а также бывший глава берлинской еврейской общины, заявил в интервью берлинской газете Der Angriff в конце 1935 года: В течение многих лет я рассматривал полное разделение культурных дел двух народов [евреев и немцев] как предварительное условие для совместной жизни без конфликтов… Я долгое время поддерживал такое разделение, при условии, что оно основано на уважении к чужой Национальности. Нюрнбергские законы... мне кажется, за исключением их юридических положений, полностью соответствуют этому стремлению к отдельной жизни, основанной на взаимном уважении... Это прерывание процесса распада во многих еврейских общинах, которому способствовали смешанные браки, является Поэтому с еврейской точки зрения вполне приветствуемым.
Сионистские лидеры в других странах поддержали эту точку зрения. Стивен С. Bайс, президент Американского еврейского конгресса и Всемирного еврейского конгресса, заявил на митинге в Нью-Йорке в июне 1938 года: «Я не американский гражданин еврейской веры, я еврей… Гитлер был прав в одном. Он называет еврейский народ расой, и мы есть раса!».
Специалист МВД по еврейским делам, д-р.Бернхард Лёзенер выразил поддержку сионизму в статье, опубликованной в ноябрьском номере официальной газеты Reichsverwaltungsblatt за 1935 год: Если бы евреи уже имели свое государство, в котором обосновалось большинство из них, то еврейский вопрос сегодня можно было бы считать полностью решенным, в том числе и для самих евреев. Наименьшую оппозицию идеям, лежащим в основе Нюрнбергских законов, проявили сионисты, поскольку они сразу осознали, что эти законы представляют собой единственно правильное решение и для еврейского народа. Ведь каждая нация должна иметь свое собственное государство как внешнее выражение ее особой государственности.
В сотрудничестве с властями Германии сионистские группы организовали сеть из примерно сорока лагерей и сельскохозяйственных центров по всей Германии, где потенциальные поселенцы готовились к новой жизни в Палестине. Хотя Нюрнбергские законы запрещают евреям вывешивать немецкий флаг, евреям конкретно гарантировалось право вывешивать сине-белое еврейское национальное знамя. Флаг, который однажды будет принят Израилем, развевался в сионистских лагерях и центрах гитлеровской Германии...
(продолжение следует )
В ближайших выпусках :
• Раса Господ. Разрушая мифы.
• Осуждённый Трибуналом СС. Карл Хмелевский .
• Холокост . Кальянная? Смазка для презервативов? Миф?
Подписывайтесь , комментируйте !