Найти тему

"Люди ездили по свету, усадив себя в карету"

Сколько лет московским пробкам? Что такое дормез? Кофе-с-собой в XIX веке. Купе бывает не только в поезде...

Каретная Галерея князей Юсуповых - еще одна интересная точка на карте усадьбы Архангельское, и если вы приехали туда неторопливо погулять, очень рекомендую заглянуть.

Вход в Каретную Галерею с обратной стороны Большого Дома, сам вход, увы, не засняли
Вход в Каретную Галерею с обратной стороны Большого Дома, сам вход, увы, не засняли

Первая статья об Архангельском была у нас про скульптуры львов на территории усадьбы (ссылка в конце). Ну а поскольку помимо львов, автор любит еще и лошадей, особый интерес вызвали кареты)). Посмотреть на них можно в каретной Галерее князей Юсуповых, и, хотя выставка состоит всего из трех карет, они стОят того, чтобы специально зайти в Галерею (билеты туда продаются отдельно, их можно купить сразу на входе в усадьбу или докупить онлайн, если не сделали это заранее).

Первый экспонат - двухместная карета княгини И.М. Юсуповой. Сделана (или построена, или создана, не знаю, как лучше сказать о карете, поскольку она не только транспорт, но и произведение искусства) в 1720-1725 годах. Это карета-купе (от французского "coupe" - буквально "обрезанный".) Такое название характеризует форму кузова, компактность которого способствовала увеличению скорости передвижения.

-2

Кареты в России появились в конце XVI начале XVII века. Чем кареты отличались от другого вида транспорта того времени, например, телег? Наличием рессор, которые амортизировали неровности дорог. А асфальтовых дорог в те времена не было, поэтому езда по рытвинам и ухабам без амортизаторов была сомнительным удовольствием, тот, кто хоть раз ездил в деревне на телеге по неровной дороге, знает, о чем речь )).

Поэтому, из-за своего удобства и маневренности (в силу особенностей конструкции на каретах было также проще разворачиваться и поворачивать) к началу 1680-х годов кареты стали очень престижным, статусным видом транспорта, типа дорогих иномарок в наше время. В начале их завозили из Европы, потом стали производить и в России. Интересный факт - в Москве карет развелось столько, что на улицах начали образовываться пробки! Хорошо знакомая нам проблема несоответствия дорог количеству транспорта стала во весь рост, и властям пришлось реагировать, но не расширением дорог, а, как водится, запретами - специальным указом от 28 декабря 1681 года царь Федор Алексеевич запретил пользоваться каретами всем, кроме членов Боярской Думы.

А вновь использовать кареты в большом количестве стали только после строительства Санкт-Петербурга, где широкие улицы позволяли ездить без образования пробок.

Второй экспонат - двухместная карета Екатерины II . Создана в придворных мастерских Петербургского Конюшенного двора в 1770-х годах. Интересна история ее появления в коллекции карет князей Юсуповых. Она была подарена князю Борису Николаевичу Юсупову в 1826 году царем Николаем Павловичем в день его коронации, за хорошую организацию этой коронации, комиссию по проведению которой возглавлял Юсупов. Это не удивительно, ведь до этого под руководством Юсупова проходили коронации царей Павла I и Александра I, так что опыт у князя был, и Император остался доволен мероприятием.

-3

Само слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами и происходит от немецкого - karette). В середине XVII века множество карет завозилось из Германии, вместе с ними пришло и название.

Колесо почти в человеческий рост
Колесо почти в человеческий рост

Есть версия, что до того, как в языке прижилось слово "карета" в ходу было также название "колымага", для всех подобных транспортных средств, но со временем кареты перестали называть колымагами, и это слово стало эквивалентом чего-то неудобного и неповоротливого , в то время как "карета" наоборот стала синонимом легкого и удобного средства передвижения.

Вид сзади
Вид сзади

Третий экспонат - двухместная Дорожная карета-купе князя Николая Борисовича Юсупова, создана в 1820-х годах.

-6

Эта карета предназначалась для дальних путешествий. От первых двух ее отличает, помимо непарадного вида, важная деталь - сиденья в кузове трансформировались в спальные места. Эта особенность конструкции определила название специального типа дорожных карет - "дормез" (от французского dormouse - спальное место). На такой карете можно было ехать круглосуточно, только меняя уставших лошадей на станциях.

В карете есть специальные места для хранения оружия, поскольку путешествия в те времена были небезопасны
В карете есть специальные места для хранения оружия, поскольку путешествия в те времена были небезопасны

На следующем фото - кофейник со спиртовкой первой половины XIX века. Такой вариант "кофе с собой". Наверняка, при желании им можно пользоваться и сейчас.

-8

Помимо карет в галерее есть несколько экспозиций с частями старинной конской амуниции. Любопытно взглянуть будет и интересующемуся историей, и коннику, и тому, кто просто любит узнавать новые слова )). Кто знает, например, что такое паперсть, решма или пахви?

А вот и живые лошади:

-9

Можно проникнуться духом времени и проехаться если не в карете, то в экипаже.

-10

Вообще, глядя на предметы старинного быта, не устаешь радоваться, насколько повседневная жизнь стала комфортной и безопасной. Не нужно трястись в колымаге, отстреливаться по пути от разбойников, и готовить кофе на спиртовке.

Косим под старину, но смартфон не забываем ))
Косим под старину, но смартфон не забываем ))

Про львов Архангельского - ссылка.