Мы с вами рассмотрели три ветви, на которые распалась протоидеология, зародившаяся в так называемую «эпоху просвещения». Некоторые светские мыслители XVII-XIX веков полагали, что именно данная идейная конструкция придет на смену религии. Для чего нужно лишь просветить темное человечество. И когда начнет повышаться интеллектуальный уровень населения, тогда религии будут отброшены, как ходунки, необходимые младенцу, учащемуся ходить. И вот когда человечество, повзрослев, откажется от религиозных заблуждений, ему придется самому себе устанавливать цели, идеалы, нормы и проч. – всё то, что до этого устанавливала религия. И вот именно в этом должна помочь идеология – «религия разума»!
Именно разум, исходя из целесообразности и собственного понимания правды, определит кодекс жизни. Сформировавшиеся в период XIX-XX веков идеологические модели — это и есть таковые кодексы. Либерализм — это «религия разума», взявшая за основу идею свободы. Коммунизм попытался выстроить свою концепцию, исходя из идеи равенства, а нацизм сделал ставку на идею братства (но ограничился одной нацией, или же неким своим «кругом избранных»).
Идеология в обществах, выстраивающихся на рациональном основании, обществах, отринувших веру в Высшие силы, берет на себя важнейшую функцию, которую традиционно в человеческих сообществах выполняла религия: определение норм и правил, понятия добра и зла, установление глобальных целей и формулирование новых смыслов как для общества в целом, так и для каждого отдельного человека в частности.
И это является важнейшим моментом для понимания сути любой идеологической конструкции. Без осознания данной важной функции, которую выполняет идеология, человек может смотреть на идеологии как на «интеллектуальное баловство», что-то ненужное или даже вредное. Во всяком случае, никак не касающееся жизни простого человека. «Ведь раньше идеологий никаких не было! Обходились как-то без них наши предки! А тут понапридумывали разные Карлы Марксы свои коммунизмы и прочие «измы».»
И действительно ведь, идеологии – это явление последних двух веков. Потому что раньше смыслы, цели, ориентиры в обществе устанавливала религия. Однако по мере ослабления теизма возрастает роль идеологии.
На примере советского коммунистического общества можно видеть, как возросла роль идеологии в обществе, отказавшемся от религии. И мы видели, что коммунистическая идеология временами во многом походила на религию. Потому что в сути своей это и есть религия, только в атеистическом варианте.
Зафиксируем этот аспект: идеология является заменителем религии в светском сообществе. И чем меньше в обществе значение религии, тем больше необходимость в идеологии. Однако идейный ландшафт сложен, и помимо основных идеологий (либерализма, нацизма и коммунизма) существует большое количество гибридных форм, соединяющих либерализм с нацизмом, либерализм с коммунизмом, либерализм с теизмом и т. д. К такой промежуточной, переходной или гибридной идеологии относится консерватизм.
Решил уделить внимание данной идеологической конструкции прежде всего потому, что Россию XXI века можно описать именно как страну с консервативной идеологией. Судите сами. Консерватизм (от лат. conservo — сохраняю) — это культурная, социальная и политическая философия, стремящаяся к сохранению традиционных институтов, обычаев и ценностей. Консервативная идеология стремится совмещать теистические ценности и воспитанные ими традиции и установки с отдельными аспектами либерализма и демократии. Если говорить именно о России, то это христианско-либеральный гибрид. Этот идейный гибрид является переходной системой, а потому система менее устойчива, чем каркас Российской империи христианского периода или коммунистическая идейная конструкция СССР. Хотя бы просто потому, что никто не понимает: что это такое и как оно должно выглядеть в идеале. Данная конструкция постоянно меняется. Так, в самом начале, в период своего возникновения – пресловутые 90-е – присутствовал сильный перекос в сторону либеральной идеологии, которая была навязана нам победителями второй идеологической (холодной) войны.
Позже, когда стало понятно, что Запад и элиты, «устанавливающие правила» для западных либеральных систем, не желают видеть Россию сильной и независимой державой, либеральный аспект стал ослабевать. Начались изменения, результат и конечная цель которых неизвестны. То есть Россия стала отдаляться от Запада, при этом не понимая: что же в конечном счете нужно создать. И кому-то может ошибочно казаться, что данное переходное состояние и есть результат, который нужно сохранить. Такая мысль появляется от безысходности. Ведь сложно признаться самим себе, что такое состояние не может продолжаться долго. Теистические скрепы слабеют, значит, нужно будет выбирать между сформировавшимися «атеистическими религиями»: либерализмом, коммунизмом или нацизмом. Если, конечно, не возникнет что-то новое. Если мы с вами не придумаем что-то новое.
Можно, конечно, предположить, что значение теизма усилится, и страна станет выстраивать свой быт, руководствуясь христианскими идеалами, вернувшись к идейной конструкции Российской империи. Однако мы понимаем, что за век с лишним в России многое поменялось. Произошло увеличение числа неверующих граждан. Церковь потеряла влияние на ключевые аспекты жизни. Она совершенно никак не влияет на систему образования: в высших и дошкольных учебных заведениях преподается исключительно атеистическая картина мира. Средства массовой информации и слушать не станут о нравственной и моральной цензуре. И так во всём, чего ни коснись. В случае возврата к теистическому устройству придётся перестраивать едва ли не всё.
Страшно даже представить, какие печальные последствия это может иметь в случае, если этим станут заниматься чиновники, которые сами не воспитаны в христианской среде. В этом случае гонения на старообрядцев XVII века покажутся детскими шалостями.
Ведь в самом деле, как быть с атеистами, желающими жить привычным укладом? Как быть с представителями иных религий? Ведь в России всё больше мусульман. А есть еще буддисты, иудеи, кришнаиты и прочая и прочая. Впрочем, думается, общее количество неверующего населения будет неизменно увеличиваться. И в конечном счете не христиане или мусульмане, а именно неверующие составят абсолютное большинство населения России, если уже не составляют.
Ведь христианами многие себя считают чисто номинально, по сути являясь «теплохладными», о ком Бог сказал:
«Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15:16).
Поэтому перспектива возврата к теистической идейной конструкции кажется призрачной и маловероятной. И, по всей видимости, будет происходить постепенное смещение в сторону какой-то сформировавшейся идеологии или начнется формирование собственной новой устойчивой идеологической модели. А так как Россия – огромная страна с многонациональным населением, то заточенный на одну национальность нацизм у нас не может прижиться. Российские идейные конструкции всегда были интернациональными (таково христианство, таков коммунизм). Значит, из существующих форм нам подходит коммунизм или либерализм. Менее вероятен, но возможен вариант возникновения новой интернациональной идеологии. Поэтому мы можем рассматривать лишь три пути.
А) Россия двинется по западному пути построения общества на либеральных основаниях.
Б) Россия вернется к построению коммунистического общества. (Для чего прежде нужно будет устранить ошибки, приведшие к разрушению СССР).
В) Россия найдет новый путь. То есть, возникнет (или будет создана) новая идеология интернационального характера.