Поговорим о фильме, открывшем Каннский фестиваль прошлого года и ознаменовавшем эффектное возвращение на большие экраны "отменённого" в Голливуде Джонни Деппа.
Когда я смотрела эту костюмированную мелодраму вместе с подругой, то она к концу фильма плакала почти так же, как сам Депп во время продолжительных (точнее, семиминутных) оваций в Каннах. Но меня так просто уже не возьмёшь! Какой женщиной видит фаворитку французского короля, Жанну Дюбарри, постановщица и исполнительница главной роли Майвенн? Что не так с фильмом, которого многие ждали?
Это шестая полнометражная работа француженки Майвенн. По словам постановщицы, судьба Жанны Дюбарри ей понятна и близка, а идея создания картины пришла в 2006 году во время просмотра культовой "Марии-Антуанетты" Софии Копполы.
Майвенн сначала пыталась найти исполнителей для роли короля Людовика XV среди французских актёров. После того, как попытки не увенчались успехом, она решила, что "не нужно бояться" и стоит попробовать поискать претендентов из других стран, ведь в первую очередь здесь важна "харизма и общая сила человека".
"Я захотела предложить эту роль Джонни, потому что почувствовала в нем человека очень романтичного, очень чувственного, очень выразительного и одновременно очень мрачного. И дело было не только в характере Людовика XV, но и в том, что для меня это был повод снять Джонни, с которым я хотела поработать. Я думаю, что снимать фильмы – это еще и снимать документальное кино об актерах".
Майвенн
Джонни Деппа не было на больших экранах три года и возвращение в образе короля - лучшее, что вообще можно придумать. Правда актёру пришлось постараться и подтянуть свой французский.
Кстати, у Людовика XV было прозвище "возлюбленный" из-за его страсти к женщинам и любовным утехам. Вот, и картина Майвенн - это вовсе не исторический байопик, как может показаться на первый взгляд. "Жанна Дюбарри" - красивая, добротная и очень дорогая мелодрама в декорациях XVIII века.
Картина рассказывает нам о Жанне де Вобернье, которая сделала головокружительную "карьеру" и вошла в историю. Она родилась в простой семье и помогала матери-служанке. Хозяин дома приметил девочку, начал её обучение, а потом оплатил пребывание в монастыре, где Жанна продолжила образование. Правда, оттуда её выгнали за "свободомыслие" и неподчинение.
В результате, девушка оказалась в публичном доме, где её приметил граф Дюбарри. Он становится покровителем Жанны, перевозит к себе и теперь её задача - "развлекать" высокопоставленных гостей графа. Тут на сцену выходит герцог де Ришелье, роль которого исполнил Пьер Ришар, и организует Жанне свидание с королём.
Очаровательная, непосредственная и весёлая девушка влюбляет в себя Людовика XV. Король делает её своей фавориткой, что провоцирует скандал при дворе. После того, как королева умирает, Жанна практически занимает место "первой леди" Версаля.
✔️ Что не так с фильмом "Жанна Дюбарри"?
Байопик - основной жанр в феминистском кино. Именно здесь у постановщиц есть возможность показать, что сила мысли, интеллект, страсть, воображение и смелость могут преодолеть женскую виктимность, изменить ход истории.
Удивительно то, что женщина, снимая байопик в 2023 году о другой незаурядной женщине, полностью сконцентрировалась не на своей героине, а на её зависимом положении от мужского покровительства. Мне бы очень хотелось разглядеть в Жанне какую-то глубину и силу характера, но сделать это в фильме Майвенн очень сложно.
На вопрос "Можно ли Дюбарри назвать феминисткой своего времени?" режиссёрка отвечает: "Я не думаю, что все это было нарочитой провокацией, все-таки она делала это очень искренне. Но это действительно был очень феминистский акт, ведь она боролась за свою свободу — свободу вкуса, быть такой, какой она хочет, а не следовать чужим кодексам, принятым при дворе. И я хотела подчеркнуть в фильме ее отвагу и героизм. Я сама согласна с тем, что красота — в простоте, я тоже не люблю макияж".
Простите, но если отвага и героизм (или хотя бы свободолюбие и нонконформизм) заключаются в том, что бы не красить губы... К сожалению, в своём фильме Майвенн лишь наметила контуры личности Жанны, так и не раскрыв суть своей героини. В чем была её необычность и сила? В том, что фаворитка короля осмеливалась носить платья в полоску и мужские костюмы? Или в том, что ездила на лошади, не используя женское седло?
Да, закадровый голос сообщил нам, что во время того, как Дюбарри задавала тон при дворе особую свободу получили художники и поэты... Но это всё?! Одно упоминание (сухая фраза из учебника истории) и никаких движений в эту сторону.
Да, у женщины неблагородного происхождения был достаточно ограниченный выбор в плане жизненного кредо. Куртизанка или кухарка, как сказала сама героиня Майвенн. Но если ты всегда стремилась к большему, то почему практически став главной женщиной при дворе, никак не использовала огромный потенциал, оказавшийся в твоих руках?
Когда девушка была обычной куртизанкой, граф Ришелье спросил её: "Какую жизнь вы хотите?", Жанна ответила: "Жизнь, в которой есть время на то, чтобы пожить — поесть, попить, почитать и пописать. А то у таких, как я, никогда ни на что не хватает времени". Да, у куртизанки насыщенный и плотный график, но почему-то мне кажется, что найти немного свободного времени, чтобы почитать, всё же можно.
✔️ Художественные особенности фильма
Съемки картины (на 35-милиметровую пленку!) проходили в Версале, а также в аутентичных районах Парижа, сохранивших свой исторический облик. В кадре царит натуралистичное освещение - свечи и никакого яркого света. С точки зрения костюмов и антуража "Жанна Дюбарри" получилась ослепительной, но некоторые элементы образов явно выбивались из общей канвы.
"Если бы мы слишком уважали эпоху, то пришлось бы использовать вещи, которые мне не нравились. Поэтому я решила видоизменить саму эпоху..."
Майвенн
Постановщица не стала осовременивать историю, как София Коппола в "Марие-Антуанетте", но Майвенн, по её словам, "убрала все эти кричащие цвета, радикальные оттенки и оставила цвета более мягкие. А также убрала всю эту многослойность, вот эти вот финтифлюшки, банты. То есть сделала образы более чистыми, более простыми".
Копполе удалось создать особую атмосферу в своей картине и снять историю женщины XVIII века в современном духе. "Мария-Антуанетта" стала культовым фильмом и подарила жанру исторических драм (и женских байопиков) новую жизнь. Конечно, заслуги актрисы Кирстен Данст тоже нельзя не отметить. Образ её героини (а не исторической личности, как таковой) вошёл в поп-культуру. Теперь, когда мы слышим имя Марии-Антуанетты, то прежде всего вспоминаем фильм Софии Копполы, а не саму королеву Франции.
А если мы вспомним мексиканскую художницу Фриду Кало? Да, конечно, в уме сразу возникнет яркий образ этой женщины, несколько её картин, а следом байопик "Фрида" 2002 года, снятый Джули Теймор. И, конечно же, невероятная Сальма Хайек в образе Кало.
Получилось ли у Майвенн создать яркий, глубокий, многогранный женский персонаж и образ, который запечатлится в умах и сердцах зрителей, в культуре? Есть ли в "Жанне Дюбарри" авторский стиль и взгляд? Однозначно, нет.
Что касается Джонни Деппа, то он прекрасен, но ему уже давно не нужно напрягаться ради этого в кадре. Актёру достаточно просто присутствовать и сосредоточенно смотреть в камеру. К тому же, здесь от него большего и не требуется.
Собственно поэтому по мере развития сюжета короля затмевает более объёмный, интересный и душевный персонаж (Бенжамен Лаверн) — главный ассистент Людовика. С ним связаны явные отсылки к фильму "Красотка" с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. И да, они придают некое очарование и даже лёгкость картине.
Кроме самого тропа из "Золушки": девушка, которой при рождении судьба сдала плохие карты, в итоге забирается на вершину мира, но не благодаря своему уму, таланту и труду, а опираясь на протекцию мужчины, картина Майвенн позаимствовала и карикатурное изображение соперниц главной героини.
Глупые и несуразные дочери Людовика XV (кроме одной - его любимицы) смотрятся очень странно. Они пытаются выжить фаворитку отца, но действуют топорно и грубо. И это в пору тонких и хитросплетённых интриг французского двора XVIII века?
А ещё, в картине есть странный и обескураживающий закадровый голос, который в "особенно важные" моменты разъясняет зрителю происходящее. Например, когда героиня с матерью уходят в закат. Интересных ракурсов и новаторских художественных решений в картине, к сожалению, нет.
Стоит, конечно, отдать должное Майвенн: написать сценарий, поставить и сыграть главную роль в таком трудоёмком костюмном проекте непросто.
"Что мне нравится в сочетании актерской и режиссерской работы, так это то, что я всегда являюсь частью актерской команды.
...Создается такая братская атмосфера, и когда сцена не получается, то это не только вина актеров, но и моя вина. Так что в этом случае я в большей степени вовлечена, я вместе с ними".
Майвенн
Но снимать такой байопик о женщине во время четвёртой волны феминизма, после "MeeToo" и на фоне того, что во всём мире сейчас права (а в некоторых странах и жизни) женщин снова под угрозой очень странно.
Возможно, ответ на следующий вопрос самой Майвенн прояснит нам её авторскую позицию...
Что могут почерпнуть современные женщины из истории Жанны Дюбарри? Ведь может показаться, что светское общество, королевский дворец XVIII века, мало что имеет общего с тем миром, где мы живем?
"Я не согласна. Во многих вещах восприятие людей вообще не поменялось. Сейчас, когда молодая женщина встречается с мужчиной, у которого есть власть и который значительно старше нее, мы наблюдаем все те же самые стереотипы, карикатурную зависть.
Никакой эволюции не произошло. Я вообще считаю, что зависть проходит сквозь века, что это и есть то чувство, которое вращает нашу планету".
Согласны ли вы с постановщицей? Я - нет, но картину "Жанна Дюбарри" советую к просмотру для того, чтобы почувствовать всю несовременность подхода Майвенн. В наше время костюмные мелодрамы, которые не открывают ничего нового, не дают свежего авторского взгляда на историю, а лишь повторяют патриархальные заповеди не оставят и следа в душе зрителя спустя несколько часов после просмотра.
Друзья, если вы впервые на моём канале, то здесь я рассказываю не только про кино, но и про книги, культуру, искусство. Много говорю о женских персонажах и проблемах в искусстве. Занимаюсь библиотерапией и публикую подборки книг на разные случаи жизни. Присоединяйтесь к Mermaid's Talks❤
Тоже интересно: