Написала текст, который давно просился - изложение, что такое Поле, с которым мы работаем в полевых подходах.
Самое приятное в этом тексте - что там много картинок.
"Кому нужны книжки без картинок, – или хоть стишков, не понимаю!"
( с) Алиса в стране чудес
Приятного чтения!
***
Понятие поля для нас привычно существует как часть терминологии науки физики.
В классической физике сначала были открыты электрическое и магнитное поля (затем объединённые в электромагнитное поле), и гравитационное поле. Позже, с развитием квантовой теории, то есть области физики, описывающей взаимодействия внутри атомного ядра и частиц, появились другие виды полей.
В современной физике всё более главенствующую роль начинает занимать полевая парадигма, на фундаментальном уровне представляющая всю физическую реальность как некоторое количество взаимодействующих полей, или волновых пакетов.
Поле в общем виде - это сплошная волновая среда, которая заполняет всё пространство и через которую связываются и взаимодействуют объекты. Мы не можем видеть само поле, но мы знаем о его существовании через его действие на объекты, находящиеся внутри - мы наблюдаем падение яблока вниз под действием гравитации и металлическую гайку, которая притягивается к магниту под действием магнитного поля.
Это настолько привычные события, что мы не замечаем этих полей, не думаем о них и не находим в них ничего особо чудесного.
Но есть и более удивительный вид поля, с которым мы также сталкиваемся каждый день, не замечая его, как рыба не замечает воду, в которой живёт.
Этот вид поля был открыт английским биологом Рупертом Шелдрейком (род. 1942).
Шелдрейк назвал это поле морфогенетическим (от греч. “морфос” - форма и “генезис“ - начало, происхождение, рождение). Согласно гипотезе, развитие живых организмов - включая людей, животных, птиц, насекомых, растения - направляется полем, содержащим в себе информацию об их характерной форме. ДНК кодирует последовательность аминокислот, просто создавая строительный материал для клеток и тканей организма, а вот план постройки, специфическая форма существа, его развитие и даже его поведение программируются сигналом из морфогенетического поля. Другими словами, чтобы из клетки появилась бабочка или дельфин, недостаточно просто работы ДНК, нужна ещё информация из соответствующей зоны поля, где хранится нужный “файл” про данное существо. Файл этот представляет собой прошлый опыт вида, поле “помнит” форму и воспроизводит её.
Морфогенетическое поле несёт в себе также информацию о неживых объектах, например о кристаллах - тот или иной кристалл принимает строго определённую, а не произвольную форму. Объекты связаны с полем и другими объектами того же типа посредством морфорезонанса. Бабочки связаны с бабочками, дельфины с дельфинами, кристаллы с кристаллами. Если на какую-то группу объектов одного типа оказать воздействие (например, обучить крыс в одной лаборатории новому навыку), то посредством морфорезонанса эта информация будет мгновенно передана остальным объектам этого типа (крысы в лаборатории на другом континенте обучатся этому навыку в разы быстрее). Феномен такой “бесконтактной” передачи информации был подтверждён во множестве экспериментов.
Идея существования информационного поля была в разное время высказана многими учёными. Например, В.В.Налимов, советский математик и философ (1910-1997), предполагал наличие независимой от биологических структур формы существования информации, некоего резервуара, к которому биологические объекты обладают способностью подключаться. То есть Налимов говорит о существовании внешнего относительно человеческого сознания информационного поля (космического сознания). В качестве иллюстрации своей концепции Налимов приводит данные, что “...некоторые серьезные математики глубоко убеждены в том, что они в своей творческой деятельности не изобретают, а открывают реально и независимо существующие абстрактные структуры".
В.В.Налимов назвал эту форму существования информации ”семантическое поле” - как и поле физическое, оно играет роль среды, через которую происходит взаимодействие.
Мы также должны здесь упомянуть Карла Густава Юнга с его идеей коллективного бессознательного, содержащего в себе опыт всего человечества, который приходит к конкретному индивидууму в форме снов, псевдо-воспоминаний, спонтанных интуитивных озарений, символов, когда информация появляется в сознании как бы из ниоткуда.
В своих произведениях Юнг приводит примеры, когда его пациенты как будто подключались к некоему массиву данных и черпали из него информацию, явно проявляя в своём творчестве параллели с различными духовными мировыми традициями в таких деталях, с которыми они не были знакомы на интеллектуальном, сознательном уровне.
Таким образом, поле - это непрерывная среда, в которую погружены неживые и живые объекты (также и мы с вами), и которое содержит в себе информацию о формах, поведении, разнообразном опыте, включая видовую память. Метафорически нам нравится представлять поле как океан. В океане плавают различные существа. Все они объединены водной средой. Вода снаружи и та же самая вода внутри.
Поле - это не просто библиотека данных. Это движущееся, постоянно обновляющее себя пространство, ткущая себя ткань, каждую секунду вплетающая новые нити в свои узоры.
Эта ассоциация невольно относит нас к образу мироздания как бесконечно отражающимся друг в друге драгоценным кристаллам сети Индры, описанной в буддизме Махаяны. Сеть Индры растянута как в пространстве, так и во времени (и это за много веков до открытия Эйнштейна о неделимости времени и пространства). Бесконечные взаимоотражения подчёркивают фрактальную природу мира.
Феномен морфогенетического поля используется в психологии в так называемых полевых подходах, например в методе системных расстановок. Поле хранит в себе прошлые опыты систем (семейных, организационных и т.п.), при помощи разных приёмов можно эту информацию извлекать и работать с ней.
В психологической работе мы постоянно сталкиваемся с фрактальностью, повторяющимися паттернами, узорами чувств и событий в жизни людей. Где-то возможно проследить истоки паттерна в личной истории, а где-то мы находим созвучия в истории семьи или рода, или даже в более широком коллективном Поле.
Полевая парадигма открывает широкие возможности для помогающей практики, которые не исчерпываются только форматом работы с родовым контекстом, показавшим свою эффективность в методе семейных расстановок.
В Поле мы можем находить самые разнообразные человеческие опыты и достраивать, дописывать ими свою структуру, даже если этого опыта не было в нашей родовой системе. Возвращаясь к В.В.Налимову: "...весь воспринимаемый нами эволюционирующий мир можно рассматривать как множество текстов... Эго человека рассматривается как особый, живой текст, способный самостоятельно изменять, реинтерпретировать самого себя." (Разбрасываю мысли. Издательство "Центр гуманитарных инициатив", 2015 г.)
Мы можем взаимодействовать не только с человеческим опытом. Через Поле мы получаем доступ к бесконечной библиотеке - точнее было бы сказать, спектротеке - состояний сознания, чтобы учиться у природных форм, например, расширяя свои возможности к трансформации через Поле бабочки, или постигая внутренний баланс мужского и женского через Поле улитки, которая является гермафродитом.
Смотреть видео по теме: