Какого Аладдина вы любите? Рубителя голов или паркурщика?
Практически через год после выхода великолепного, и коммерчески успешного, мультфильма "Аладдин" (обожаю его), последовало две одноимённых игры на конкурирующих консолях: SEGA и Super Nintendo Entertainment System (SNES). Ну как, одноименных... игра называлась чуть длиннее, чтобы подчеркнуть, кто доит корову: "Disney's Aladdin". Версия на Сега Мега Драйв вышла в октябре 1993, а для Супер Нинтендо - в ноябре 1993.
Проекты получились в чем-то схожими, но очень разными. И хотел бы я сказать, что обе игры снискали одинаковую популярность, но реальность оказалось более прагматичной: проект на SEGA (от Игровых Девственников Virgin Games) ждал ошеломительный успех, перенос на портативные консоли и даже на Windows, а вот проект на SNES (от Capcom) как-то особо не выстрелил, не был обласкан критиками и официально портировался только на Game Boy Advance. К счастью, на жизнь Capcom проигранное соперничество не повлияло, ведь где они, и где теперь Virgin Games? Вопрос риторический.
Аладдин на SEGA
Начнем с популярного игрового варианта мультфильма. Disney's Aladdin полностью следует канве оригинального произведения, с незначительными дополнениями от себя: присутствует уровень, где Аладдин попадает внутрь лампы Джинни, который, ей-богу, пытается героя уничтожить, вместо того чтобы спасти. Ах, да - еще Аладдин отправляется в пустыню, на втором уровне, но пока не в пещеру чудес, а чтобы найти половинку скарабея, а потом еще возвращается в Аграбу за другой половинкой. Герою не хватает только знаменитой желтой сумки на плечах.
Disney's Aladdin на SEGA выглядит прекрасно, изумительно, я бы даже сказал. Управляется - идеально. Небольшое занудство: на первом уровне играет музыка из песни "Prince Ali", хотя, по идее, там должна играть "One Jump Ahead". Зато, с самого начала и до конца, Аладдин будет бегать со скимитаром в руках. Ну, в таком виде, уличный босяк запросто мог бы достать себе еду, просто пригрозив оружием какому-нибудь торговцу. Да и вообще, за игру Аладдин столько стражников нашинковал, что Джафар со своими злодействами, запросто мог бы подержать его пиво. А в тюрьме, у нашего дорогого бомжа, даже не отбирают оружие - там он не упускает случая нарезать стражников.
В игре встретятся забавные шутки и даже фансервис:
Финальная битва, честно говоря, оказалась очень слабой и даже невзрачной. Однако, игра безусловно впечатляет даже сейчас. Я с удовольствием прошел ее на Windows, откопав на какой-то многоигровке.
Аладдин на SNES
Если прошлая игра была скорее бродилкой-рубилкой, то здесь чистый паркур. Предтеча Assassin's Creed или Prince Persia: The Sands of Time.
Нас встречают анимированные заставки. Неожиданно! На SEGA, напомню, они были статичными. Хотя графика, на мой взгляд, хуже, чем на конкурентной консоли.
Я не зря упомянул про паркур, так как бить мечом нельзя будет в принципе - у Аладдина и оружия-то нет, кроме вездесущих яблок, которые способны лишь на некоторое время ошеломить врага. Избавляется от противников наш герой по заветам Марио: прыг на голову и вон из карты. Все же, в основном лучше противников перепрыгнуть или оббежать. Управление в этой игре тоже отзывчивое: прыгать, кувыркаться и зависать на разных балках очен приятно. Плюс, Аладдин взял что-то от арабских ВДВ, и по необходимости, может помочь себе самодельным парашютом, медленно паря в воздухе.
Дав нам в руки максимально удобное управление и акробатические приемы, игра полностью сконцентрировалась на паркуре. Бегать, прыгать, карабкаться и еще раз прыгать нам придется очень много, а сражаться - мало. В этом плане, мне она показалась чуть более сложной, чем версия для SEGA.
Сюжет практически идентичен конкуренту, с незначительными различиями. Здесь можно будет спокойно полетать на ковре-самолете по ночному небу, воссоздавая знаменитую сцену песни "A Whole New World", и придется спасти Абу, который... решит сбежать в пирамиды. Похоже обезьянка совсем поплыла, но ради его спасения, Аладдину придется преодолеть целый отдельный уровень. Что-что, а вот финальное сражение с Джафаром, в Disney's Aladdin на SNES, получилось куда лучше, чем на SEGA. Прежде всего, бой делится на две фазы: Джафар-колдун и Джафар-змей. Во второй стадии сражения, мы наблюдаем красиво нарисованного и анимированного гигантского змея, по туше которого бегает Аладдин.
В общем, не скажу что Аладдин на SNES хуже, чем Аладдин на SEGA. Он сложнее, и не такой красивый, но и у этого варианта есть свои плюсы. Не забываем, что на популярность SEGA-версии сыграл и более ранний выход - собрали первые сливки.
Однако, я впервые познакомился с Аладдином вовсе не на SEGA или SNES, и уж тем более не на WIndows.
Аладдин на Денди
Да, именно на 8-битной приставки состоялось мое знакомство с Аладдином. И когда я играл, я даже не представлял, что существуют другие версии.
Первой игрой для меня стал неофициальный пиратский порт Disney's Aladdin с приставки SNES. Брат принес картридж с этой игрой, ну и мы, собственно, "спустились" в "пещеру чудес". Кстати, Аладдин был отличный! Сравнивая с версией на SNES, управление практически не ухудшилось, только героя лишили возможности вызывать парашют, из-за чего прыжки выполнялись чудовищно сложно. Особенно остро это чувствовалось в мире Джинни, где мой брат оставил изрядную порцию своих нервов, пытаясь преодолеть все испытания, что подготовил для героя коварный джин. Зато, все уровни, что были в "большой" версии, сохранились. Ополовинили лишь финальную схватку с Джафаром, вырезав битву со змеем - оно и понятно, такое сложное техническое исполнение NES бы не потянула.
Знаете какой конфуз я заметил здесь? В эпизоде внутри Пещеры Чудес, когда Аладдин летит на ковре-самолете, пытаясь не быть спаленным лавой, с ним рядом сидит принцесса Жасмин. В оригинальной игре там был Абу... значит ли это, что Джинни превратил обезьянку в принцессу? Неужели Аладдин попросил, соскучившись по женским ласкам?
А теперь рассмотрим порт Аладдина с приставки SEGA. Кстати, в данном случае, порт официальный. Мы сразу видим ухудшенную, на порядок, графику, но зато наличие заставок, которые были вчистую вырезаны в прошлой рассматриваемой нами игре. Играть можно, и ощущается почти как "старший брат", но мне показалось, что управление стало чуть более деревянное.
Кстати, данная версия называется "Super Aladdin". Забавно, правда? Учитывая, что здесь всего четыре уровня. Такие дела. Причем уровни склеены максимально нелогично: сначала город, потом пустыня, потом город, где мы подбираем вторую часть скарабея, а потом... полет на ковре-самолете, в Пещере Чудес, и конец игры. Отличный порт, и уровни интересные. Тот случай, когда неофициальный пиратский порт получился намного лучше, чем порт официальный. В детстве мы были уверены, что игра и вправду была такой короткой, ведь в конце мы даже получаем надпись "The End", но, на самом деле, это был аналог плевка в лицо.
Так что, если мы будем сравнивать две версии игры Disney's Aladdin на Денди, то здесь однозначно побеждает вариант из приставки SNES, потому что он полноценный, практически не обрезанный, и его можно с интересом пройти. Так что, с высоты прошедшего времени, можно уверенно сказать: в противостоянии Аладдинов на приставках Сега и Нинтендо, побеждает дружба.