Своими глубокими корнями социально-психологическая мысль уходит в область философии.
Корни отрасли
Одним из первых с психологической трактовкой политической организации общества выступил Аристотель. В трактате "О политике" он говорил о том, что человек по своей природе суть животное политическое и что общественный инстинкт составляет первую основу происхождения общественного союза.
Аристотель одним из первых в истории философской мысли обратил внимание на социально-психологические предпосылки и факторы политических сдвигов и изменений, в частности на "мятежные настроения" людей, недовольных существующим политическим строем и поднимающих восстание.
Влияние Гегеля на развитие социально-психологической мысли. В его работах можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению как исторического процесса в целом, так и отдельных исторически значимых этапов в процессе социального развития.
В лекциях по философии истории Гегель указывал, в частности, на социально-психологичские механизмы исторической деятельности людей. "Ближайшее рассмотрение истории, — писал он, — убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы, и лишь они играют главную роль"
Непосредственные исторические условия становления социальной психологии как течения мысли.
Поворот внимания исследователей-обществоведов к психологии народов и массовой психологии, начавшийся во второй половине XIX века, знаменовал собой формирование нового течения в системе наук о человеке. Давайте разберемся прежде всего в смысловом значении данного понятия. Что значит течение или направление мысли в рамках тех или иных наук?
Во-первых, один из результатов дифференциации знаний, в итоге которой появляется новый круг проблем, выходящих за рамки прежних границ данной отрасли.
Во-вторых, направленность или течение мысли характеризует определенную и достаточно новую точку зрения на целый ряд прежних вопросов данной науки.
В-третьих, это предполагает стабильный интерес или психологическую установку сознания на внимание к определенному кругу явлений. Более того, есть все основания говорить не только об устойчивости, но и о постепенном росте этого интереса к специфическим явлениям массового поведения и психического состояния больших групп людей.
Исходя из потребностей и задач психиатрии к социальной психологии, хотя и очень разными путями, пришли в конце XIX века академик В. М. Бехтерев, начавший с изучения явлений массового психоза под воздействием внушения, а впоследствии, уже в начале XX века, и австрийской психиатр 3. Фрейд. Так возник социально-психологический раздел психиатрии, исследующий социальную обусловленность психических явлений, а также механизм массовых неврозов и психозов. Невозможность объяснить данные явления с позиций общей психологии с неизбежностью привела психиатров к социальной психологии.
Важный мост от социальной медицины к социальной психологии был перекинут в начале XX века известным русским биологом и мыслителем И. И. Мечниковым, который внес значительный вклад в исследование столь сложных явлений общественной психологии, каковыми являются пессимистическое и оптимистическое умонастроения людей.
В возникновении психологического направления в социологии в известной мере, как и во всех предыдущих случаях, сказались закономерности развития научного знания. Буржуазные социологи вынуждены были под давлением фактов признать очевидную ограниченность прежнего толкования общественной жизни, которое игнорировало деятельность масс. Французский социолог и публицист Г. Лебон говорил о том, что на смену веку героев приходит век масс. "И в то время, как все наши древние верования колеблются и исчезают, — писал он, — старинные столпы общества рушатся друг за другом, — могущество масс представляет единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс"
Лебон считал, что в группе человечность отдельного человека будет уничтожена, способность мыслить независимо будет утрачена, а «дух группы» заменит «дух отдельного человека».
Он наиболее известен своей книгой 1895 года «Психология народов и масс», которая считается основополагающей работой в области психологии толпы.
Если вы любитель отслеживать преобразование социальный норм, то вот вам пару цитат из работы Г. Лебона «Психология народов и масс»
"В числе специальных свойств, характеризующих толпу, мы встречаем, например, такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность и т.п., которые наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции, как то у женщин, дикарей и детей"
«Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний. Как женщина, толпа всегда впадает в крайности. Высказанное подозрение тотчас превращается в неоспоримую очевидность. Чувство антипатии и неодобрения, едва зарождающееся в отдельном индивиде, в толпе тотчас же превращается у него в самую свирепую ненависть»
В данном произведении еще не мало таких высказываний, но это не умоляет его значения. Изучая данную работу советую сохранять толику юмора и понимание временного контекста.
А теперь кратко поговорим про характеристики толпы
- Одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы.
- Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении - главные черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации, - не требуют непременного и одновременного присутствия нескольких индивидов в одном и том же месте
- Одухотворенная толпа после своего образования приобретает общие черты - временные, но совершенно определенные.
- Общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие в почти одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума
Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности
Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы среднюю величину, а никак не образование новых черт. Каким же образом возникают эти новые черты?
Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
Вторая причина- заразительность или зараза. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному.
Третья причина, это восприимчивость к внушению. Сознательная личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же как воля и рассудок, и все чувства и мысли направляются волей гипнотизера.
Стираль молчания и групповая идентичность
Спираль молчания, она же спираль умолчания – это атрибут проявления общественного мнения, в соответствии с которым человек с большей вероятностью выскажет свое истинное мнение, если оно совпадает с мнением большинства. Верно и обратное суждение, которое заключается в том, что человек почти всегда воздержится от публичных высказываний, если подозревает, что не найдет поддержки большинства и/или получит осуждение и окажется в социальной изоляции.
Групповая идентичность или групповая идентификация – это соотнесение себя с той социальной, профессиональной или любой другой группой, к которой принадлежит человек, принятие ее целей и ценностей, причем без особого критического осмысления.
Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи - вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует.
Чувства и нравственность толпы
1. Так как возбудители, действующие на толпу, весьма разнообразны и толпа всегда им повинуется, то отсюда вытекает ее чрезвычайная изменчивость. Вот почему мы видим, что толпа может внезапно перейти от самой кровожадной жестокости к великодушию и выказать даже при случае самый абсолютный героизм. Толпа легко становится палачом, но так же легко она идет и на мученичество
2. В толпе нет предумышленности; она может последовательно пройти всю школу противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты
3. Обладая преувеличенными чувствами, толпа способна подчиняться влиянию только таких же преувеличенных чувств. Оратор, желающий увлечь ее, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями
4. Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям.
5. Нравственность толпы. Если под словом "нравственность" понимать неизменное уважение известных социальных постановлений и постоянное подавление эгоистических побуждений, то, без сомнения, толпа слишком импульсивна и слишком изменчива, чтобы ее можно было назвать нравственной.
Но если мы сюда же причислим и временное проявление известных качеств, например: самоотвержения, преданности, бескорыстия, самопожертвования, чувства справедливости, то должны будем признать, что толпа может выказать иногда очень высокую нравственность.