"Гладиатор" - культовый фильм, который по сути возродил жанр пеплум. Фильм повествует о истории древнего Рима и носит гордое звание исторического кино. Однако насколько это кино "историческое" нам и предстоит выяснить в данной статье, а поговорить действительно есть о чём. И так хватит прелюдий, переходим к сладенькому.
Внимание! Спойлеры и мои гневные комментарии, которые впрочем довольно стерильные, поэтому не бойтесь. И да, всё ниже изложенное не отменяет того факта, что Ридли Скотт талантливый режиссёр.
Так же не смогу осветить все моменты в одной статье, поэтому возьму только самые яркие.
А ещё хочу заранее попросить прощения за мои проблемы с запятыми, каюсь покорно.
Начать я думаю стоит с небольшого введения в курс происходящего. Начинается всё с поля назревающей битвы между Римскими легионами и племенами германцев, близ Виндобоны в 180г. Сражение имело решающий характер и по сути положило конец десятилетней военной компании Марка Аврелия. И тут стоит сразу обратить внимание на внешний вид германцев, которые предстают в виде одетых в шкуры и машущих топорами дикарей. За чем следует вполне закономерный вопрос — это с ними величайшая армия, тех времён, воевала 10 лет? И тут уже на уровне логики закрадываются сомнения.
Римская империя была верхушкой цивилизации тех времён и военная машина была доведена до совершенства. Воевать с толпой оборванцев в течении десяти лет, для них было бы не просто оскорблением, это было бы полнейшим и бесповоротным падением авторитета, ведь это значило бы что любая чуть более подготовленная армия могла разбить Рим без всяких усилий. Однако империя просуществовала ещё около трёх веков, как так? И всё дело тут кроется в неправильном понимании того, кем были варвары и в частности германцы. Варварами римляне называли всех, кто не разговаривал на их родном языке, то есть, даже такие древние цивилизации как Египет, были для них варварскими. Варвар не означает что это бомж одетый в шкуру. Германцы были экипированы ничуть ни хуже легионера, а возможно и лучше, ведь на каждого отдельного воина племя могло потратить куда больше времени и средств чем поставленная на поток имперская армия (собственно тут и кроется главное отличие солдата от воина, где первый это лишь винтик системы, а второй важный элемент). Германцы имели железные доспехи и качественные мечи, ведь в первую очередь являлись воинственным народом, а значит грабили и торговали.
Ну да хватит о варварах, суть передана правильно и римские легионы под предводительством Максимуса (он же Рассел Кроу, он же генерал, коего звания тогда не существовало вовсе) разбили последний оплот сопротивления германских племён. Под генералом, вероятнее всего, понимается консул, то есть представитель власти в империуме и командующий армией. Тут же нам показывают как Марк Аврелий, который почему то дедушка в преклонном возрасте, хотя на момент смерти ему было всего 58 лет, смотрит на битву со стороны. Тут же нас знакомят с ещё двумя персонажами, а точнее с Коммодом (сын Марка Аврелия, сыгранный Хоакином Фениксом) и его сестрой Луциллой (очаровательная Конни Нильсон). И тут опять возникают вопросы. Нам показывают как Коммод едет к месту сражения в этаком БТР, и в будущем будет жаловаться что не успел вовремя и пропустил битву, хотя достоверно известно, что будущий император сам активно принимал участие в войне и на момент сражения находился там.
И второе, что нам дают понять, это то, что Коммод явно не ровно дышит к своей сестре, которая внимание... Вдова!!! Хотя сразу после смерти Луция Вера её вновь выдали замуж за Тиберия Клавдия Помпеяна, который являлся её мужем вплоть до её смерти в 182 году. Я не говорю что у неё с её братом не могло быть интрижек и что Коммод не мог питать к ней особых чувств, однако называть её вдовой и делать вид что вся последующая сюжетная линия это полная норма, крайне глупо.
Теперь поговорим о главном герое. Максимус Деций Меридий, великий полководец, выигравший кучу сражений, кстати вымышленный персонаж и кто является его прототипом точно сказать нельзя, ведь всё что нам покажут впоследствии вообще не имеет никакого отношения к истории. Единственное что можно сказать, то что это человек из древнего плебейского рода к коим его относит преномен или фамилия Деций. И забегая вперёд, говорить, что человек его статуса, ни разу не был в столице, это полный бред. Ну да ладно.
Далее видим сцену, где Максимус беседует с императором, последний активно пытается склонить полководца занять его место. И тут Максимус выдаёт "лучшее" рассуждение за весь фильм, которое если отбросить весь пафос звучит примерно так:
— Я далёк от политики, отдайте должность тому кто в этом понимает.
Далёк от политики? Серьёзно? Ты консул. Ты и есть политик и всю жизнь ты только политикой и занимаешься. Да и в целом весь заход с желанием отдать пост императора Максимусу (а ведь это и есть первая доминошка, которая привела к последующим событиям) такой несусветный бред, о чём мы сейчас и поговорим, ведь всё происходящее дальше является просто плевком в глаза истории и здравого смысла.
А дальше мы видим вот что. Коммод приходит к отцу, который зная что его сынок неуравновешенный, конченный урод, в глаза высказывает ему свои планы на передачу власти Максимусу, не удосужившись окружить себя толпой преторианцев или хотя бы элементарно позвать самого Максимуса, за что Коммод его успешно душит, выдавая всё за смерть от остановки дыхания во сне. И это действия великого стратега и политика? Это я уже не говорю о том, что Марк Аврелий умер от чумы и внимание, строго настрого запретил пускать в шатёр Коммода, чтобы тот не заразился, ведь он наследник. Добавим сюда ещё и то, что Коммод уже являлся соправителем своего отца. То есть главный движок всего сюжета, не имеет ничего общего с реальностью. Причем как с исторической, так и с логической точки зрения.
Но идиотия только начинается и дальше мы видим, как преторианцы, по приказу Коммода, берут Максимуса под стражу и ведут на казнь в лес. Что само по себе не представляется возможным, ведь провести победоносного полководца, через весь лагерь военных, которые прошли с ним не одну битву задача невыполнимая. Да по сути, после стольких побед, это уже не армия Рима, это армия Максимуса (о чем нам неоднократно в фильме говорят) и будьте уверены, первый же легионер, увидевший, как его любимого полководца уводят какие то непонятные типы, поднял бы такую шумиху, что ни преторианцы ни даже Коммод, уже никогда не вернулись бы в Рим. Ведь в самом фильме нам много раз говорили, что эти легионеры, готовы даже революцию устроить за своего главнокомандующего.
Но тем не менее, Рассела Кроу вывозят в лес, где он мастерски расправляется с неопытными преторианцами и бросается ни к своему легиону, а на помощь своей семье в Испанию. Внимание на карту ниже. Доезжает до туда всего с двумя лошадьми, без припасов и будучи раненым. Но как можно догадаться не успевает вовремя.
И далее следует ещё один сюжетный поворот, от которого у каждого кто читал учебник истории, глаза на лоб полезли. Его находят и берут в рабство. РАБСТВО, Карл. На территории подвластной Римской империи, человека с татуировкой легионера, берут в рабство ииии... Везут его в Рим! Сказать, что на этом моменте, мне хотелось разбежаться и ударится головой о стену, это не сказать ничего. И единственный вопрос который хочется задать авторам:
— Что вы курите?
Да ни один здравомыслящий человек, не додумался бы даже попробовать взять в рабство римского гражданина. Убить римлянина было куда проще чем сделать рабом! А тем более что у него на плече татуировка легионера. И аргумент про его дезертирство не отменяет того факта, что он всё ещё гражданин Рима. Наказанием за дезертирство была смертная казнь, а не лишение гражданства. И любой адекватный человек, а уж тем более бизнесмен, сдал бы его с потрохами первым же представителям власти, за что получил бы хорошее вознаграждение. Но нет, его делают рабом и что ещё более абсурдно — гладиатором, то есть публичной личностью. Да как бы там ни было, всю эту братью и в первую очередь Проксима, казнили бы сразу, как только об этом узнали.
Хотя по моему Проксима и вправду не далёкий товарищ, раз бросил на арену, раба-писца, знающего несколько языков. Да такой раб стоил в разы больше чем любой из его гладиаторов. Да и я уверен, что если бы Максимус рассказал кто он такой, и попросил бы отвезти его к своим солдатам за щедрое вознаграждение, тот не задумываясь сделал бы это.
Уххх, глубокий вдох. Ну впоследствии мы видим как гладиаторы прибывают в колизей, и Максимус разинув рот смотрит на эту постройку говоря что никогда прежде такого не видел(ну вы поняли). Ну и как вишенка на торте, Максимус снимает шлем перед всем колизеем и представляется по имени и титулу... Ну и далее по сути должен следовать немедленный арест Проксима и компании, но нет. Коммод жалуется что не может убить Максимуса, так как его любит публика, хотя мог арестовать его и обвинить в дезертирстве, или что ещё проще подослать убийц, или подкупить Проксима. Но и тут нет.
Коммод продолжает жаловаться и приставать к своей "беспомощной" сестре, которая, напомню, должна быть замужем за уважаемым человеком. Луцилла в свою очередь вся запуганная пытается плести интриги за спиной брата.
Оканчивается же вся эта высокохудожественная фантазия тем, что Коммод сам выходит на арену против Максимуса, где абсолютно беспомощно погибает от его рук. Я конечно понимаю что Максимус военный с огромным стажем, но хочу напомнить что Коммод сам военный. Он участвовал в сражениях и часто бился на арене ради развлечения (что для римлянина было позором, но Коммод же дурачок, а впридачу император, так что ему можно). Да Максимус может быть опытнее и круче, но делать из Коммода беспомощного юнца, который и меч то в руках держать не умеет, не правильно.
Ну и конечно же скажем о том, что Коммод погиб только в 192 году и его в ванной задушил Нарцисс (партнёр по борьбе), которого подослали заговорщики. Тогда как Луцилла погибла в 182 году, после неудачной попытки покушения.
И так к итогам. Я понимаю, что это всего лишь фильм и что главная цель создателя показать качественную картинку и интересный сюжет, что у Ридли Скотта получилось. Фильм реально очень добротный, картинка на высоте, игра актёров неподражаема, музыка это отдельный вид прекрасного. Но вы же назвали фильм историческим. Повторюсь, ИСТОРИЧЕСКИМ! Но на протяжении всего фильма из исторического я услышал только имена и названия. И да фильм не обязан быть учебником истории, но раз уж вы заявили себя как историческое кино, соответствуйте. И проблема тут кроется в том, что основная масса зрителей будут принимать показанное за чистую монету и в будущем считать это достоверным каноном. Ведь если бы авторы не говорили что дело происходит в древнем Риме, а например в какой то другой вселенной, где ход истории крайне похож на наш и там есть государство, очень похожее на Римскую Империю, с похожими принципами правления и развития, то вопросов не возникало бы. Как например "Игра Престолов" где с исторической точки зрения можно докопаться до всего, ноооо это какая то другая планета, которая хоть и похожа на нашу, но другая. И при любой предъяве, тебя встретит один контраргумент:
— Это мой мир и тут так положено.
А что вы думаете по этому поводу? Напишите в комментарии и обязательно подписывайтесь на канал, буду стараться радовать вас годнотой по мере возможности. Так же не забывайте про лайки, если вам конечно понравилось, а если не понравилось, то... Ну что вам, жалко что ли?))