Отечественные машины редко подвергаются серьезным испытаниям на безопасность. Поэтому мы собрали результаты краш-тестов, которые проводит журнал "Авторевю" с 1996 года по собственной методике, называемой ARCAP. В тесте автомобиль ударяется о деформируемый барьер на скорости 64 км/ч, передняя часть машины со стороны водителя задевает барьер на 40%. В салоне находятся два манекена, специально подготовленные для таких испытаний.
После столкновения эксперты оценивают состояние манекенов, данные с их датчиков, а также степень деформации кузова и салона, в том числе стойки лобового стекла, рулевой колонки и положения педалей тормоза и сцепления. Максимальная оценка в тесте - 16 баллов, что соответствует четырем звездам, по четыре балла на звезду.
Ноль звёзд
ВАЗ-2107
В этой подборке мы не учитываем некоторые российские автомобили, которые получили нулевой или почти нулевой рейтинг безопасности. Эти машины уже практически не встречаются на дорогах, а если и встречаются, то в очень плохом состоянии. Речь идет о моделях, выпуск которых закончился более 10 лет назад. Даже та небольшая степень безопасности, которая у них была в прошлом, давно утрачена из-за коррозии.
Самый низкий результат в тесте ARCAP показала модель ВАЗ-2107, которую проверили в 2001 году. Эта модель выпускалась до 2012 года, и, теоретически, на дорогах до сих пор можно встретить её экземпляры в более-менее нормальном состоянии. Несмотря на то, что безопасность вряд ли была главным приоритетом при создании "семерки", ноль баллов в тесте (даже не звезд, а именно баллов) - это очень печальный результат.
Результаты теста показали, что только ноги пассажира оказались в безопасности - это единственная "зеленая" зона. Однако ребра пассажира были сломаны, а голова сильно ударилась о переднюю панель.
У водителя уцелели только голени, остальные части тела обоих манекенов получили максимальную степень травм. Исключение составила грудная клетка водителя, но и там оценка была на грани с "плохой".
Дверной проем со стороны водителя сузился на 285 миллиметров, передняя стойка деформировалась, педали сместились в салон на 270 миллиметров. Руль повернулся на 90 градусов и уперся в шею водителя.
ВАЗ-21213
"Нива", которая, как известно, все еще выпускается и уже более 40 лет на конвейере, также продемонстрировала не очень хорошие результаты в тесте. В 2002 году испытания показали, что кузов "Нивы" значительно крепче, чем у "семерки". Деформация передней части была не так сильна, чему способствовали брусья безопасности в дверях, которых не было у ВАЗ-2107.
Тем не менее, шансы выжить в "Ниве" при таком столкновении остаются очень низкими. Только левая бедренная кость пассажира и правая голень водителя оказались в безопасности, а также шеи обоих манекенов - "Лада" все же каким-то образом защищает от хлыстовых травм.
При этом верхняя челюсть манекена-водителя ударилась о руль, который сильно поднялся вверх. В реальной жизни это означает потерю зубов. Однако вдаваться в детали не нужно: результат теста - все те же ноль баллов.
УАЗ Патриот
Еще одна машина в этой подборке, которая не получила ни одной звезды в тесте - это старый УАЗ "Патриот", выпускавшийся до 2012 года.
В тесте "Патриот" получил 2,7 балла из 16 возможных. Эти баллы были присуждены за удовлетворительную защиту груди пассажира и ног водителя. В относительной безопасности оказались и ноги пассажира.
Однако, остальные части машины были сильно повреждены: кузов оторвался от рамы, пол был смятый, руль и педали сместились. Водитель получил сильный удар головой, что могло привести к перелому позвоночника. Пассажир же получил смертельный удар головой о поручень на передней панели (его убрали через два года после теста в 2010 году).
Однако ситуация изменилась с выходом обновленной модели "Патриота" в 2016 году. В ней усилена передняя часть кузова, добавлены точки крепления к раме, изменена рулевая колонка, установлена более безопасная передняя панель. Кроме того, в ней появились фронтальные подушки безопасности и предварительные натяжители ремней.
В краш-тесте 2017 года "Патриот" показал следующие результаты: кузов остался на раме, но пол был снова сильно поврежден, а руль поднялся так высоко, что разбил лобовое стекло и сломал манекену шею. И это несмотря на подушку безопасности! Однако с манекеном-пассажиром все было довольно хорошо благодаря подушке и предварительному натяжителю ремня. Все части его тела оказались в "зеленой" или "желтой" зонах. В итоге современный "Патриот" получил 5,3 балла и одну звезду из четырех возможных.
Одна звезда
ВАЗ-2114
Теперь перейдем к автомобилям, которые все же получили хотя бы одну звезду в тесте. Первым в этом списке идет ВАЗ-2114, выпускавшийся до 2013 года. В 2004 году он получил 3,2 балла из 16. Среди относительных успехов - несильный удар "водителя" лицом, но все же голова оказалась в "красной" зоне из-за отсутствия подушки безопасности. Также была отмечена удовлетворительная защита грудной клетки и допустимая нагрузка на шею. Пассажир получил только несильный удар головой о край передней панели.
Однако в целом хэтчбек 2114 показал себя хуже, чем его предшественник, "девятка". По мнению экспертов, это произошло из-за отсутствия алюминиевой балки внутри бампера, которая в предыдущей модели помогала распределять энергию удара.
Кроме того, у водительского сиденья ВАЗ-2114 сломалась одна из салазок, что ухудшило ситуацию с манекеном, сдвинув правую часть его тела вперед. В сочетании с тем, что тело поднырнуло под переднюю панель, пол был сильно поврежден, а педали сместились на 300 миллиметров назад, шансов выжить у ног водителя практически нет.
Lada Kalina
Второй автомобиль в этом списке с одной звездой - "Калина" первого поколения, которая выпускалась до 2013 года. Это означает, что она попадает в нашу подборку (современная модель тоже будет в списке, но уже среди "хорошистов"). Краш-тест был проведен в 2005 году, на машине без подушек безопасности. В то время "Калину" с эйрбэгами и предварительными натяжителями только испытывали на АвтоВАЗе с целью поставки на экспорт.
Результаты были следующими: кузов четырехдверной "Калины" в целом хорошо выдержал удар, и даже пол под ногами водителя остался относительно ровным. Педали и руль тоже не сместились критически.
Но "водитель" получил сильный удар головой о руль, повредив шею, а грудная клетка также сильно пострадала. Пассажир тоже получил опасные перегрузки в области головы и груди. В итоге "Калина" получила 5,6 балла из 16. Однако позже, когда АвтоВАЗ провел тесты на машинах с подушками безопасности и предварительными натяжителями, результат улучшился до 8,4 балла.
Две и три звезды
Lada Granta
"Гранта" отрывает список российских автомобилей с результатами выше среднего: 8,4 балла из 16 и две звезды! Благодарить за это нужно водительскую подушку безопасности и ... появление марки Datsun на нашем рынке. Чтобы не портить репутацию модели on-DO, которая была построена на базе "Гранты", менее чем за год до начала производства было решено ввести в ней эйрбэг. И в результате она получила хорошую оценку в краш-тесте.
В тесте 2012 года "Гранта" показала следующие результаты: кузов был достаточно прочным, пол остался в порядке, рулевая колонка сместилась в допустимых пределах, а подушка безопасности вовремя сработала и защитила голову манекена-водителя.
Ноги "водителя" тоже оказались в относительной безопасности, но на результат влияли острые части пластика, которые появились после удара. Кроме того, результат ухудшился из-за отсутствия подушки безопасности у пассажира.
«Калина Люкс» и «Гранта Люкс»
В 2015 году "Калина" второго поколения и "Гранта" в "люксовой" комплектации показали достойные результаты - 10,1 и 10,7 балла соответственно, получив по три звезды каждая!
В этих машинах были установлены две подушки безопасности и предварительные натяжители ремней. Поэтому у пристегнутых водителя и пассажира не было "красных" зон с высоким риском травм.
В обоих случаях были сняты баллы за деформацию кузова и за смещение педалей и руля, которое было заметным, но не таким сильным, как у "семерки".
В целом, результаты "Калины" и "Гранты" были очень похожи. Это не удивительно, так как у них одинаковая конструкция кузова и одинаковые элементы безопасности.
Четыре звезды
Lada Vesta и Xray
И наконец, самые безопасные отечественные автомобили на сегодняшний день - это "Веста" и "Ларгус". Начнем с "Весты", которая была испытана в 2016 году и получила 15,1 балла из 16 возможных! Кузов практически не деформировался, стойка осталась на месте, салон тоже не сильно пострадал. Педали сместились незначительно, руль не подвинулся к водителю, а оказался внутри передней панели благодаря специальной конструкции рулевой колонки. Голова "водителя" попала прямо в центр подушки безопасности. Единственный недостаток - незначительное превышение допустимой нагрузки на грудную клетку, за что были сняты 0,9 балла.
Что до Xray, то в 2019 году была испытана его «внедорожная» Cross-версия. Результат чуть хуже, чем у «Весты»: 13,7 балла.
Здесь тоже была отмечена небольшая перегрузка грудной клетки, а также потенциальная опасность для ног водителя из-за рулевой колонки.
Но самое заметное отличие (хотя и не повлиявшее на результат) - менее прочный кузов. После удара у автомобиля деформировался пол и даже поперечный усилитель под креслом водителя. Однако это не привело к серьезным последствиям, поэтому баллы не были сняты.