Найти в Дзене
Книгиня Дочитаева

Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза»: проснулась, посмотрела на мир и… ничего не изменилось

Перед прочтением конкретно этой книги я слышала и читала множество самых нелицеприятных отзывов как по поводу данного произведения, так и о творчестве автора в целом. Особенно мне запало в душу, как многие потешались над несуразной фразой «зеленые сугробы зелени». Мне банально стало любопытно, что этим хотела обозначить сама Яхина, и много ли подобных перлов по ходу повествования в принципе.

Что ж, будем посмотреть, решила я и уселась за чтение. Что могу сказать по итогу двумя словами: сомнительно, но, в целом, окей. Видали книжки и похуже. Причем хуже даже не в плане сюжета, а именно что по стилю написания и общей подачи материала. Далее перейдем к деталям.

Все действо романа начинается, собственно говоря, с заглавного предложения – «Зулейха открывает глаза». Далее по ходу повествования точно та же фраза повторится еще один раз где-то в середине романа. Как будто это должно иметь некий глубинный смысл, как будто главная героиня должна что-то осознать для себя, что-то должно измениться в ней. Согласитесь, вынесенная в заголовок и повторенная дважды в переломные моменты жизни самой Зулейхи, фраза эта звучит сильно, наталкивает на определённые размышления. Уже начинаешь фантазировать себе некие чеховские ружья, которые в конце обязательно выстрелят. И вот оказывается, что ты не только не оправдал своих собственных ожиданий, но и практически полностью разочаровался в авторе.

Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза"
Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза"

Теперь, собственно, к деталям. Что не так? Совершенно бесячая героиня. Это первое и самое главное. Зулейха – женщина крайне непростой судьбы. Типичная такая татарская деревенщина начала прошлого столетия: забитая, несчастная, маленькая, бесправная. Я вообще заметила, что подавляющее большинство современных авторов любят выставлять на всеобщее обозрение именно такие портреты женщин прошлого. Ну да ладно. За сильной и независимой особой современному опять-таки читателю наблюдать, наверное, было бы и не интересно. Особенно в условиях революции. Такая Зулейха покорять Сибирь в составе эшелона раскулаченных не поехала бы.

Следовательно, чтобы удержать читательский интерес как можно дольше (в первую очередь интерес сентиментальных барышень, я так подозреваю), главная героиня должна страдать. Обязательно. И страдать много. Страдать от деспотичного мужа, страдать от самодурства слепоглухой свекрови, страдать от гнета общественного мнения, страдать от собственных предрассудков. Словом, тотально так страдать. И вот это всепоглощающее страдание Зулейхи меня нехило так подбешивало временами. А еще мучил один такой простой вопрос: зачем же ТАК страдать, когда можно НЕ страдать? О каких вообще таких деревенских предрассудках может идти речь, когда на кону собственное выживание в диких условиях сибирских лесов? Но нет, основа основ Зулейхи – страдания. Ибо она воспитана в лучших традициях женщины для битья.

Следующий довольно бесячий момент – очень странная привычка автора пихать в одно предложение одно и то же слово и на русском, и на татарском языке. Понимаю, это была такая странная попытка передать татарский национальный колорит. Но, как по мне, она полностью провалилась. С учетом того, что госпожа Яхина изначально показывает, как татарин нещадно лупасит и всячески унижает свою жену-татарочку, стенания Муртазы «Эни, мама, эни, мама» вызывают скорее еще большее отторжение по отношению к данному персонажу. Не менее отторгающими выглядят и суеверия Зулейхи. Она то духам каким-то молится, то еще что-то странное в этом роде делает. Причем обозначается вся эта ересь тоже по-татарски: «капка иясе», «зират иясе» и т.д. Короче, странно. Будучи сама татаркой, я ощутила натуральные вайбы откровенной дикости представителей своей национальности. Хотя это, конечно же, не так.

Татары – народ в сути своей мирный и с весьма богатой собственной культурой, в том числе, и религиозной. Яхина же в первой трети книги рисует портреты дикарей. Хотя ситуация с мужем тираном и личной тотальной забитостью может быть характерна для женщины абсолютно любой национальности, встречающейся на территории России. И уж тем более на территории раннего СССР 30-х годов прошлого столетия.

Насчет жизни героев в Сибири, пожалуй, размышлять не буду. Я этим вопросом глубоко не задавалась, а потому никоим образом не могу утверждать, насколько достоверными получились у Яхиной картины тамошнего быта.

Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза"
Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза"

Глобально же, я так и не поняла, на что Зулейха открыла глаза? Сама по себе героиня по ходу повествования если и изменилась хоть как-то, то очень незначительно. Она даже в старости, как и прежде, невероятно зависима от чужого мнения. Слепоглухая тиранша-свекровь продолжает преследовать Зулейху даже после своей смерти (это у Зулейхи голос совести такой). Заглавная героиня стыдится всего: своей беременности (от законного мужа), непокрытой головы, собственных чувств. Да, в какой-то момент она, вроде бы, становится куда более уравновешенной. Но. Призрак свекрови никуда из ее жизни не девается. А поскольку этот самый призрак является воплощением совести и, в первую очередь, стыда, то, думаю, несложно сделать вывод о личностном росте Зулейхи. В ее жизни не изменилось ровным счетом ничего. Хотя в определенные моменты может казаться иначе.

В целом же я не могу сказать про книгу «Зулейха открывает глаза» ничего плохого. Хорошего, конечно, тоже сказать особо нечего. Легендарные «зеленые сугробы зелени» таки обнаружились. В последней или предпоследней главе, не помню уже. Но обнаружились, факт. Весь остальной текст написан неплохо. Без изысков, но неплохо. Лично мне читать было даже в определенной степени приятно. Поднимаемая в романе тема мне тоже приглянулась. Правда с утверждением, что это роман именно исторический, я бы, пожалуй, поспорила. С точки зрения хотя бы приблизительной достоверности излагаемых фактов выглядит довольно сомнительно. Но, стоит признать, за ходом сюжета наблюдать было, скажем так, небезынтересно. Мое внимание автору удержать так или иначе удалось. Думаю, продолжу знакомство.

Знакомы ли вы с творчеством Гузели Яхиной? Какой из ее романов вам понравился больше всего? Делитесь в комментариях!

Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!