Найти в Дзене
KUPIKOD

Почему геймеры не берут 4К-мониторы, и что заменит «народные» 1080p

4К должно было стать новым стандартом, затмив привычное Full HD. Однако статистика Steam говорит об обратном: несмотря на почти десятилетие «мейнстримности» 4К и двадцатикратное удешевление таких мониторов, менее 5% игроков используют это разрешение. Более того, за последний год эта доля даже снизилась. Возникает закономерный вопрос: почему 4К не стало массовым выбором геймеров? И что ждёт нас в будущем — запоздалый триумф сверхвысокого разрешения или появление новой альтернативы? Предлагаю разобраться в причинах и заглянуть в будущее игровых мониторов. Главный камень преткновения на пути к повсеместному распространению 4К — колоссальная нагрузка на видеокарты. Переход с 1080p на 4К означает обработку в восемь раз большего количества пикселей. Хотя это не приводит к прямо пропорциональному падению FPS — всё же, эпоха Voodoo 2 давно прошла — разница остаётся огромной. Разработчики игр тоже не стоят на месте, постоянно повышая планку качества графики и детализации. В результате даже мощн
Оглавление

4К должно было стать новым стандартом, затмив привычное Full HD. Однако статистика Steam говорит об обратном: несмотря на почти десятилетие «мейнстримности» 4К и двадцатикратное удешевление таких мониторов, менее 5% игроков используют это разрешение. Более того, за последний год эта доля даже снизилась.

Возникает закономерный вопрос: почему 4К не стало массовым выбором геймеров? И что ждёт нас в будущем — запоздалый триумф сверхвысокого разрешения или появление новой альтернативы? Предлагаю разобраться в причинах и заглянуть в будущее игровых мониторов.

Видеокарты не справляются с 4К

Главный камень преткновения на пути к повсеместному распространению 4К — колоссальная нагрузка на видеокарты. Переход с 1080p на 4К означает обработку в восемь раз большего количества пикселей. Хотя это не приводит к прямо пропорциональному падению FPS — всё же, эпоха Voodoo 2 давно прошла — разница остаётся огромной.

Разработчики игр тоже не стоят на месте, постоянно повышая планку качества графики и детализации. В результате даже мощные видеокарты среднего класса, способные выдавать стабильные 60 FPS в 1080p на максимальных настройках, начинают задыхаться в 4К. Чтобы насладиться современными играми в 4К на максимальных настройках без использования технологий апскейлинга, вам понадобится не меньше, чем RTX 4090 — флагманская модель, недоступная 99,9% геймеров из-за высокой цены.

-2

Конечно, существуют технологии апскейлинга, такие как DLSS от NVIDIA или FSR от AMD. Они позволяют рендерить изображение в более низком разрешении, а затем увеличивать его до 4К с помощью искусственного интеллекта. Но даже с их помощью для комфортной игры в 4К требуется как минимум RTX 4080 — всё ещё недосягаемая мечта для большинства игроков. Кроме того, артефакты изображения и увеличенный инпут-лаг могут серьёзно подпортить впечатления от игры.

Графика против разрешения

Сторонники 4К могут возразить: «А зачем играть на максимальных настройках? Ради высокого разрешения можно и графикой поступиться». На первый взгляд, аргумент звучит разумно. Однако давайте копнём глубже.

Большинство графических настроек в играх дают куда более существенный визуальный прирост, чем повышение разрешения. Конечно, если мы не говорим о совсем уж критичных параметрах. Снижение качества теней или дальности прорисовки до средне-низких значений ради повышения FPS — это одно. Но существенное урезание текстур, освещения или сглаживания ради поддержки 4К — совсем другое.

К тому же, нельзя забывать о психологическом аспекте. Многие геймеры, особенно энтузиасты, испытывают дискомфорт, играя не на максимальных настройках. Ощущение, что ты не используешь весь потенциал игры, может серьёзно подпортить удовольствие от процесса.

Глаза обмануть нельзя: о пределах человеческого зрения

Помимо технических ограничений, есть ещё один важный фактор, который часто упускают из виду в дискуссиях о 4К-гейминге — физиологические особенности человеческого зрения. Дело в том, что наши глаза имеют определённый предел разрешающей способности, он давно измерен и оценен специалистами.

-3

При стандартном расстоянии от монитора в 70 см (согласно ГОСТу) человек с идеальным зрением способен различить примерно 2,5 килопикселя на квадратный сантиметр экрана. Причём это верно для людей с так называемой «десяткой» зрения — у большинства этот показатель ниже. А чем дальше вы сидите от экрана, тем меньше пикселей способны различить.

Если провести несложные математические расчёты, становится очевидно: для мониторов с диагональю до 24 дюймов разрешение выше 2К (то есть, 2560x1440 пикселей) просто не имеет смысла — вы физически не сможете увидеть разницу. При неидеальном зрении даже 28-дюймовый монитор с разрешением 2К будет выглядеть неотличимо от 4К. А ведь 2К гораздо менее требовательно к ресурсам вашего компьютера!

По той же причине, к слову, Steam Deck не нужно больше 720p — большинство банально не увидит разницу, и в Valve это знают.

2К — золотая середина для геймеров?

Учитывая все вышеперечисленные факторы, неудивительно, что всё больше геймеров обращают внимание на мониторы с разрешением 2К (2560x1440, 2560x1600). Согласно той же статистике Steam, доля мониторов выше 1080p впервые превысила четверть от общего числа, продолжая уверенно расти, а конкретно на 2К приходится почти процент роста доли пользователей. И на это есть веские причины.

-4
  • Во-первых, переход с 1080p на 2К даёт заметный прирост качества изображения. Картинка становится заметно чётче и детализированнее, особенно на мониторах с диагональю от 24 до 27 дюймов — самых популярных среди геймеров. При этом нагрузка на видеокарту возрастает не так критично, как при переходе на 4К, а разницу заметить физически невозможно.
  • Во-вторых, современные видеокарты среднего класса, такие как RTX 4070, вполне способны обеспечить комфортную игру в 2К на высоких, а часто и на максимальных настройках графики. Это позволяет наслаждаться красивой картинкой без необходимости тратиться на флагманские модели вроде 4080 или 4090. Если поступиться графикой или перейти на 30 кадров в секунду, в 2К можно играть и на 4060.
  • Наконец, 2К-мониторы сейчас находятся в оптимальном ценовом диапазоне, предлагая отличное соотношение цены и качества. Они значительно доступнее 4К-моделей, но при этом дают ощутимый прирост в качестве изображения по сравнению с Full HD.
[ Почему именно 30fps стали стандартом: Сколько кадров РЕАЛЬНО нужно для игр? ]

Туманное будущее 4К в мире игровых мониторов

-5

Подводя итоги, можно сказать, что будущее 4К в мире игровых мониторов выглядит довольно туманным. Конечно, для телевизоров и игровых консолей, где большая диагональ экрана требует более высокого разрешения, 4К остаётся актуальным. Но на рынке десктопных мониторов перспективы сверхвысокого разрешения выглядят весьма сомнительными.

Учитывая все факторы — от технических ограничений до особенностей человеческого зрения — будущее, скорее всего, за качественными 2К-панелями среднего размера. Они предлагают оптимальное соотношение качества картинки, производительности и цены, что делает их идеальным выбором для большинства геймеров. Дальшейший же прогресс, мне кажется, будет не в гонке разрешений и фреймрейтов, а в постепенном переходе на OLED и microLED-матрицы.

В конце концов, неважно, какое разрешение вы выберете — 1080p, 2К или всё-таки решитесь на 4К. Главное — наслаждаться игровым процессом. А для этого нужны сами игры, которые, кстати, можно приобрести на Купикод, включая даже те, что недоступны для прямой покупки в российском регионе Steam. Так что выбирайте монитор по душе и отправляйтесь навстречу новым виртуальным приключениям!

Магазин игр Steam (гифтами, в один клик)
Купить игры Steam (ключами, в три клика)
С промокодом FULLDZEN — скидка до 10% на весь ассортимент

Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!