Найти тему

«Илья Муромец»: самолет - богатырь

111 лет назад самолет «Илья Муромец» совершил свой первый полет с пассажирами на борту. Это был маршрут Петербург – Орша - Киев. Тогда перед началом Первой мировой войны никто не предполагал, что через полгода воздушная эскадра «Муромцев» положит начало истории бомбардировочной авиации России.

«Русский витязь», 1913 г.
«Русский витязь», 1913 г.

В 1913 году на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Петербурге построили многомоторный самолет «Илья Муромец». Это был крупнейший самолет в мире. Сразу он поставил рекорд по количеству пассажиров и грузоподъемности. Конструктор Игорь Сикорский совершил большой перелет с пассажирами на борту и грузом по маршруту Петербург – Орша - Киев. Перелет можно считать рождением гражданской авиации в России, даже учитывая, что организации регулярных рейсов тогда помешала война.

Игорь Иванович Сикорский на передней площадке первого экземпляра «Ильи Муромца», зима 1913—1914 гг.
Игорь Иванович Сикорский на передней площадке первого экземпляра «Ильи Муромца», зима 1913—1914 гг.

В июньском номере иллюстрированный спортивно-технический журнал «Автомобильная жизнь и авиация» тогда об этом писал: «Таким образом, путь из Киева в Петербург пройден «Ильей Муромцем» в течение 14 ч. 38 мин. На перелет из Киева в Ново-Сокольники (720 верст) употреблено 7 ч. 32 мин., что составляет мировой рекорд продолжительности и дальности полета трех лиц на борту аэроплана. Из Ново-Сокольников в Петербург полет продолжается 6 ч. 33 мин. Этими блестящими перелетами окончился суровый экзамен новой системы русского аэроплана. Результаты оказались ошеломляющими».

Интерьер Ильи Муромца.
Интерьер Ильи Муромца.

Однако, несмотря на явный успех, ряд мировых достижений и полученный бесценный опыт полета по приборам, война помешала тогда открыть дорогу транспортной авиации.

С началом Первой мировой войны началась военная история самолета. Военное ведомство стало рассматривать самолет как средство разведки и бомбардировки. С августа 1914 г. новые машины производились для армии с новыми прицелами, держателями для бомб и пулеметами. Вынужденная замена немецких двигателей на французские несколько снизила характеристики самолета. Русско-Балтийский завод получил контракт на постройку самолетов стоимостью 150.000 рублей каждый. Игорь Сикорский постоянно вносил изменения в конструкцию, работая над усовершенствованием машины. Так появился самолет типа «В» с максимальной скоростью 125 км/ч. и дальностью 650 км. Машина была облегчена, имела более обтекаемый корпус, увеличен обзор из кабины, опробованы более десятка разных типов двигателей, предпринимались попытки импортозамещения, чтобы наладить их производство в России. Впервые в мире самолет стал производиться серийно. Всего на заводе в годы войны было построено 85 машин.

«Илья Муромец» в экспозиции Центрального музея ВВС России в Монино.
«Илья Муромец» в экспозиции Центрального музея ВВС России в Монино.

По образцу формирования эскадр военных кораблей было принято предложение разрозненные авиаотряды объединить в воздушную эскадру самолетов «Илья Муромец». 23 декабря 1914 г. такая эскадра была создана, что послужило началом истории бомбардировочной авиации в России и в мире.

Сегодня один из стратегических бомбардировщиков ТУ-160, базирующийся на аэродроме в Энгельсе, носит имя «Илья Муромец», продолжая преемственность традициям дальней авиации, заложенным первыми авиаторами страны более 100 лет назад.

Модель самолета «Илья Муромец» в экспозиции ЦМВС РФ в зале №3.
Модель самолета «Илья Муромец» в экспозиции ЦМВС РФ в зале №3.

Модель самолета «Илья Муромец» представлена в ЦМВС РФ в зале №3. В филиале ЦМВС РФ - Центральном музее Военно-воздушных сил экспонируется макет «Ильи Муромца», оснащенный двигателями чешского производства. Его сделали в натуральную величину по заказу киностудии Мосфильм для съемок фильма «Поэма о крыльях». Макет способен рулить и совершать пробежки по аэродрому.

В Музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.