111 лет назад самолет «Илья Муромец» совершил свой первый полет с пассажирами на борту. Это был маршрут Петербург – Орша - Киев. Тогда перед началом Первой мировой войны никто не предполагал, что через полгода воздушная эскадра «Муромцев» положит начало истории бомбардировочной авиации России.
В 1913 году на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Петербурге построили многомоторный самолет «Илья Муромец». Это был крупнейший самолет в мире. Сразу он поставил рекорд по количеству пассажиров и грузоподъемности. Конструктор Игорь Сикорский совершил большой перелет с пассажирами на борту и грузом по маршруту Петербург – Орша - Киев. Перелет можно считать рождением гражданской авиации в России, даже учитывая, что организации регулярных рейсов тогда помешала война.
В июньском номере иллюстрированный спортивно-технический журнал «Автомобильная жизнь и авиация» тогда об этом писал: «Таким образом, путь из Киева в Петербург пройден «Ильей Муромцем» в течение 14 ч. 38 мин. На перелет из Киева в Ново-Сокольники (720 верст) употреблено 7 ч. 32 мин., что составляет мировой рекорд продолжительности и дальности полета трех лиц на борту аэроплана. Из Ново-Сокольников в Петербург полет продолжается 6 ч. 33 мин. Этими блестящими перелетами окончился суровый экзамен новой системы русского аэроплана. Результаты оказались ошеломляющими».
Однако, несмотря на явный успех, ряд мировых достижений и полученный бесценный опыт полета по приборам, война помешала тогда открыть дорогу транспортной авиации.
С началом Первой мировой войны началась военная история самолета. Военное ведомство стало рассматривать самолет как средство разведки и бомбардировки. С августа 1914 г. новые машины производились для армии с новыми прицелами, держателями для бомб и пулеметами. Вынужденная замена немецких двигателей на французские несколько снизила характеристики самолета. Русско-Балтийский завод получил контракт на постройку самолетов стоимостью 150.000 рублей каждый. Игорь Сикорский постоянно вносил изменения в конструкцию, работая над усовершенствованием машины. Так появился самолет типа «В» с максимальной скоростью 125 км/ч. и дальностью 650 км. Машина была облегчена, имела более обтекаемый корпус, увеличен обзор из кабины, опробованы более десятка разных типов двигателей, предпринимались попытки импортозамещения, чтобы наладить их производство в России. Впервые в мире самолет стал производиться серийно. Всего на заводе в годы войны было построено 85 машин.
По образцу формирования эскадр военных кораблей было принято предложение разрозненные авиаотряды объединить в воздушную эскадру самолетов «Илья Муромец». 23 декабря 1914 г. такая эскадра была создана, что послужило началом истории бомбардировочной авиации в России и в мире.
Сегодня один из стратегических бомбардировщиков ТУ-160, базирующийся на аэродроме в Энгельсе, носит имя «Илья Муромец», продолжая преемственность традициям дальней авиации, заложенным первыми авиаторами страны более 100 лет назад.
Модель самолета «Илья Муромец» представлена в ЦМВС РФ в зале №3. В филиале ЦМВС РФ - Центральном музее Военно-воздушных сил экспонируется макет «Ильи Муромца», оснащенный двигателями чешского производства. Его сделали в натуральную величину по заказу киностудии Мосфильм для съемок фильма «Поэма о крыльях». Макет способен рулить и совершать пробежки по аэродрому.
В Музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.