Вилочные погрузчики, как и любое самоходное транспортное средство, в некотором смысле близки живым организмам. Они состоят из тесно связанных между собой систем, узлов, агрегатов, и если «заболевает» один из них, то это отражается на «здоровье» погрузчика в цело. Поэтому так важно внимательно следить за состоянием всех элементов погрузчика и не игнорировать тревожные сигналы, так как лучше предотвратить проблему, чем потом разбираться с ее последствиями.
Как раз в этих целях в базовую комплектацию каждого вилочного погрузчика включается особый орган системы управления – панель приборов.
Устройство с интуитивно понятным, функциональным интерфейсом размещается в кабине, благодаря чему ключевые измерительные и контрольные приборы находятся в зоне видимости у оператора. Если возникают сбои в работе какой-либо системы, то соответствующий ей датчик или индикатор сообщает о проблеме посредством звукового или светового сигнала. Благодаря этому оператор может проанализировать ситуацию и своевременно принять необходимые меры, чтобы избежать серьезных поломок.
Для каждой модели погрузчика характерно индивидуальное количество и тип датчиков и индикаторов. Но есть базовый, стандартный для всех погрузчиков набор функций и параметров. Давайте чуть подробнее поговорим об устройстве панели приборов вилочных автопогрузчиков.
· Топливный датчик. Отражает уровень горючего в топливном баке. Для получения точного значения погрузчик должен стоять на ровной, твердой поверхности. Старайтесь не допускать снижения уровня горючего до минимальной отметки, так как при заправке опустошенного бака есть риск попадания воздуха в топливную магистраль, что может привести к поломкам. Для исправной работы топливной системы нежелательно полностью опустошать бак. Если заправлять его только когда уровень горючего опустится до минимума, то в топливную магистраль может попасть воздух.
· Датчик температуры охлаждающей жидкости в силовой установке. Шкала датчика поделена на две зоны – «красную» (Н) справа и «белую» (С) слева. Если указатель сместился вправо, то двигатель перегрет. Оператору в таком случае нужно остановить технику на площадке, где нет другого транспорта, и запустить холостой ход силового агрегата. При возвращении стрелки в безопасную зону можно продолжать работу. Важно: не выключайте перегретый двигатель, так как это опасно серьезными поломками.
· Индикатор прогрева свечей накала (для дизельных погрузчиков). Важен, когда проводится предварительный прогрев топлива и холодный пуск силового агрегата при отрицательном температурном режиме. Чтобы обеспечить безопасность процесса, проводить холодный пуск стартера в холодное время года после включения зажигания можно только после того, как лампа индикатора погаснет.
· Индикатор ручного стояночного тормоза. Когда оператор ставит технику на «ручник», лампа загорается, когда снимает – гаснет.
· Индикатор зарядки аккумуляторной батареи (для электропогрузчиков). Зажжённая лампочка при включенном силовом агрегате сигнализирует о риске поломки генератора или прорыве ремня.
· Датчик температуры масла в гидротрансформаторе. Шкала датчика также разделена «красную» и «белую» зоны. Если стрелка находится в зоне Н, то нужно проверить уровень рабочей жидкости и герметичность маслопровода.
· Счетчик моточасов. Активируется при запуске силового агрегата, выключается одновременно с остановкой двигателя. Датчик, показывая совокупное время работы погрузчика на протяжении всего периода эксплуатации, помогает отслеживать ресурс мотора. Данные счетчика необходимы для составления корректного графика проведения техобслуживание.
· Индикатор засорения воздушного фильтра. Зажегшийся в процессе работы техники индикатор оповещает оператора о необходимости проверки состояния фильтра. Остановите погрузчик, выключите мотор и, исходя из ситуации, почистите или замените фильтр.
· Контрольная лампа отстойника (для дизельных погрузчиков). Загоревшаяся лампочка сигнализирует о приближении уровня воды в отстойнике к точке max. В такой ситуации необходимо незамедлительно выключить двигатель техники по причине высокого риска поломки топливного насоса.
Также на панели приборов преобладающей части моделей автопогрузчиков с бензиновыми или дизельными моторами располагаются следующие лампы:
· Выхлопной системы. Загоревшийся индикатор – признак нарушений в функционировании и поломок этого узла.
· Температуры выхлопных газов. Зажигается при повышении температуры.
· Давления масла в ДВС. Если лампа светит, значит, давление масла в моторе упало. Если при увеличении числа оборотов двигателя индикатор продолжает гореть, тому есть две причины. Первая – падение уровня масла, вторая – нарушения в работе смазочной системы. В обеих ситуациях требуется остановить работу двигателя и заняться исправлением неисправности.
· Уровня электролита. Свет лампочки оповещает о падении объема электролита до предельно допустимого минимального показателя (LOWER LEVEL). Для устранения проблемы нужно долить дистиллированную воду до отметки UPPER LEVEL.
· Уровня охлаждающей жидкости. Загорается, если объем рабочей жидкости опустился установленной нормы. Зажегшаяся лампочка информирует, что объем жидкости ниже нормы.
Полный перечень контрольных индикаторов и датчиков, их функции и расшифровка представлен в технической документации, что идет в комплекте с погрузчиком.
Завершим небольшой памяткой. Панель приборов – верный и надежный помощник оператора при работе. Прислушивайтесь и присматривайтесь к ней, не игнорируйте сигналы, и тогда погрузчик прослужит верой и правдой долгое время.