Найти в Дзене

Фильм "Ирония судьбы" как зеркало актуальных на тот момент отношений

Легкая ностальгия вновь и вновь толкает нас смотреть «Иронию судьбы..» под Новый год, готовим под нее оливье.

Очень вовремя вышедший фильм. В то время было модно зависать в таких отношениях. Что то такое витало в атмосфере, было модно быть немеркантильной, страдать, любить бескорыстно. Фильмы тех лет опять же способствовали. "Зимняя вишня", от которой многие дико тащились. Одна моя знакомая даже прическу сделала, как у героини Сафоновой из фильма и именно 10 лет была в отношениях с женатым. И моя родственница лет 8 точно была в таких же отношениях. Понимаете, это веяние времени.

Рязанов не просто так снял этот фильм. Тонко чувствовавший каждую эпоху, четко уловил витающую в воздухе тему неустроенности судеб, недолюбленности. Именно недолюбленности, потому что секса, вопреки всяким там высказываниям, в СССР хватало. М.б. даже с избытком, а вот с любовью было намного сложнее.

В то время очень сильно давило так называемое общественное мнение, девушки часто начинали просто паниковать, что пора! И как пример, видим Галю, красивую, модно одетую девушку, неглупую, как охарактеризовала ее мама Жени... Очень неглупую, прекрасно разбирающуюся в жизни, умеющую интриговать, наверняка успешную на своем рабочем месте, НО... спешащую выйти замуж! Увы, не дожидаясь любви. Женю она не любит, но разрабатывает его в течение двух лет. Значит, за это время не появился кто то более подходящий, или - что вероятно, более нужный ей, но никак не поддавался, чтобы загнать его в брак. Многим Галя представляется "хищницей", которая вцепилась в Лукашина с попыткой женить его на себе. Так делали многие, это реалии того времени.

Женя Галю не любит просто. А жениться вроде как положено, тогда давление социума (повторюсь) не сравнить с тем, что сейчас. Хотя, говорят, что на кого то и сейчас умудряется это самое общество давить. Поэтому всё так как есть, в общем.
Надя тоже просто уже хочет "устроить личную жизнь". И тоже не видно особых чувств к Ипполиту. С виду "достойный". Сойдет, поэтому она и лебезит перед ним (когда он ее беспощадно чморит) и не хочет терять.

Во всем этом есть закономерность. Надя не любит себя, сначала соглашаясь на роль любовницы, а затем принимая ухаживания Ипполита, который ей не подходит. Она молча соглашается с его оскорблениями и просто переводит тему. Возможно, Наде нравится страдать и быть "непутевой", иначе не была бы так долго в ненужных отношениях. Мне кто то написали, что м.б. тот ее персонаж в сексе был хорош, но пардон, в сексе многие себя хорошо показывают, выбрать можно, а замуж то все равно надо.

Что касается Ипполита, мы не знаем, почему он не женат. Почему он стал таким к своим 40-45ти? Придирки— следствие каких его неудач в личной жизни, неизвестно. Но он истеричен. На Надю он обрушился упреками за всю свою жизнь, ведь ему снова придётся искать того, кому можно поверить, а с каждым разом делать это все труднее, часики-то тикают.

В этом фильме, увы, все несчастны, и каждый по-своему. Ну и стоит учитывать время, они все «старые» для женитьбы. Конечно, тогда тоже и разводились, и второй раз женились, и тд, но общая картина была такова, что в брак вступали достаточно рано, и это был показатель порядочности, это мы сейчас смотрим с колокольни «когда хочу, тогда и женюсь», сейчас это вообще не важно, и возраст для брака с 20-ти лет уехал куда-то к 30-40 как раз. А в фильме все персонажи выбиваются из привычной системы, и им самим от этого не очень, оттуда грусть, махинации всякие, а-ля Галя.

Тут по сути нет ни одного положительного героя, включая маму, воспитавшую "великовозрастную" деточку и друзей, которые как чемодан погрузили своего друга в самолет. Каждый из главных героев в разговоре "выдает" свой характер и мотивацию совместных отношений. Для Нади Ипполит - последняя попытка построить отношения. А Лукашину вообще не нужна жена, он об этом прямо так и говорит "ведь никто не будет заботится обо мне так, как ты мама". Типичный маменькин сынок. Ну а отношение Ипполита к Нади полностью демонстрирует его абьюзерское мышление. Но идея фильма хороша.

Изначальные пары (Ипполит с Надей и Женя с Галей) никогда не казались подходящими, а потому разрыв их "союзов" всегда казался нам облегчением. Ипполита немного жаль: с его характером и негибкостью уже в силу возраста ему трудно будет создать семью (продолжение "Иронии..." не в счет). Галя так вообще не выглядит жертвой - такая нигде не пропадет. Женя изначально не очень хотел жениться, ни на ком. И Надя с ее внешними данными тоже одна не останется. Но все сложилось удачно для главных героев.

Когда на главную женскую роль была в итоге утверждена Барбара Брыльска, многие недоумевали: «Зачем?» Польская актриса, при всем очаровании и таланте, почти не говорила по-русски и не сразу освоилась в новой обстановке, но Рязанов настоял именно на ее кандидатуре. В книге «Неподведенные итоги» режиссер весьма красноречиво объяснил свой выбор: «Уже на кинопробе Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах; в ней угадывалась, как это ни странно, подлинно ленинградская интеллигентность, она подходила по возрасту – годы актрисы и героини совпадали. За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба. Одним словом, она удовлетворяла если не всем требованиям, то, во всяком случае, большинству из них». Кроме того, Барбара оказалась крепким профессионалом своего дела: сыграть за короткий срок сложную роль с множеством диалогов на чужом языке под силу не каждому актеру.

Рязанову в этом фильме удалось передать именно зарождение любви, постепенность возникновения взаимного интереса персонажей друг к другу. Главное, мы верим, что ТАК может быть! А Б.Брыльска точно передала богатый внутренний мир своей героини, ее чуткость, мягкость, искренний интерес к другому человеку. Ей веришь, что она в течение 10-ти лет любила того человека и не думала о тикающих часиках, хоть это и кажется глупостью, но так бывает.

Поэтому и получился фильм на долгие годы, который смотришь и замечаешь какие то новые моменты, ранее не замеченные. И ощущение легкой грусти от того, что это сказка.