Банк России может проработать ввод свободных тарифов по полисам ОСАГО со средним сроком действия. Сейчас практику тестируют на краткосрочных полисах. Страховщики идею поддержали. Но если ее примут, то рисковым и неопытным водителям придется платить больше, зато безаварийным – меньше, сообщили опрошенные «Известиями» участники рынка.
Короткие полисы
В марте 2024 года, рассказал глава департамента страхового рынка ЦБ Илья Смирнов, в России появились полисы со свободным ценообразованием на короткий период – от одного дня до трех месяцев. Они стали популярными для водителей, которые не пользуются машиной большую часть года, а ездят, допустим, только летом на дачу. Оформляют их и автовладельцы, которые пускают за руль людей, не вписанных в основную страховку. Например, как сменного водителя при поездке на отдых.
Для расчета стоимости годовых страховок используется тарифный коридор, установленный Центробанком. Для базового полиса – это 1646–7535 рублей. Сумму умножают на коэффициенты, которые определяют индивидуально для каждого водителя с учетом его стажа, безаварийности и региона. В итоге средняя стоимость годового полиса сейчас составляет примерно 7,5 тысячи рублей. А средняя цена коротких страховок – всего 1,4 тысячи.
По данным ЦБ, с марта по май водители оформили около 11 тысяч коротких полисов по свободным тарифам. В июне и 18 дней июля – уже 52 тысячи. Средняя цена страховок составила 1,4 тысячи рублей. Самыми частыми покупателями полисов стали такси. За три месяца со старта продаж они приобрели 1,3 тысячи полисов, в июне и большей части июля – 45 тысяч. И это не удивительно. Ведь для них разница между средней ценой на короткий и годовой полис стала еще существеннее – 260 рублей на один-три дня против 25,6 тысячи рублей на 12 месяцев. По словам Ильи Смирнова, если посыпятся жалобы, водителям будет удобно, а цены на страховки не подскочат, то через некоторое время регулятор может рассмотреть введение свободных тарифов и для среднесрочных полисов.
Поощрение для аккуратных водителей
В Российском союзе страховщиков идею поддержали. Свободное ценообразование приведет к еще большей индивидуализации тарифов – из-за отсутствия минимального предела стоимости аккуратным водителям не придется платить на рисковых. Схожее мнение выразили представители страховых компаний.
«В перспективе на рынке нужно внедрять полностью свободное ценообразование. Это приведет к здоровой конкуренции, когда страховщики смогут в борьбе за наименее аварийных водителей применять более справедливые тарифы», — выразил уверенность директор по развитию портфеля ОСАГО «Росгосстраха» Юрий Стрекалов и добавил, что полисы для большей части водителей станут дешевле.
При этом представители РСА не исключили, что власти могут все же ограничить верхний ценовой предел страховки.
Минусы свободного ценообразования
Эксперт в вопросах автострахования Каро Карапетян спрогнозировал, что стоимость полисов для аккуратных водителей снизится примерно на 500-600 рублей, поскольку она и так невысокая из-за скидки за безаварийность. Платить больше придется неопытным и рисковым автовладельцам. Последних в России примерно 7%, уточнил Игорь Дячишин из «Совкомбанк Страхования».
А всего полисы могут подорожать примерно для трети покупателей, предупредил Юрий Стрекалов. По мнению первого замгендиректора «Югории» Андрея Языкова, из-за этого некоторые могут начать нарушать закон, отказываясь от покупки ОСАГО.