Или ТЕСТ ФИНКБАЙНЕРА, но это неправильно, потому что он назван в честь женщины, Энн Финкбайнер, а у них у финкбайнеров фамилии не склоняются.
Как и положено по ЗАКОНУ СТИГЛЕРА, в эпониме присутствует другая фамилия: контрольный список вопросов теста разработал другой человек - журналист(ка)-фрилансер(ка) Кристи Ашванден. А назвала она его в честь Финкбайнер потому, что та однажды, в своём посте, заявила о своем решении не писать о себе как о женщине, которая разбирается в астрономии.
Кристи поразил тот факт, что её коллега, будучи на тот момент лауреатом премии AIP в области научных коммуникаций 2008 года, специально делает акцент и заостряет внимание на этом. Значит, сделала вывод Ашванден, что-то тут не так, и надо помочь людям. Тем более, что она разделяла идеологию ТЕСТА БЕКДЕЛ, а ещё знала: хочешь остаться в профессии - пиши правильно! То есть - ни словом, ни знаком препинания, ни даже намёком не оскорбив женщин, не давая им повода подумать, будто они чем-то хуже мужчин. Особенно - в науке.
Не удивлюсь также, если окажется, что Ашванден знала, в чём суть ЭФФЕКТА МАТИЛЬДЫ, и пыталась восстановить справедливость.
Так или иначе, а в результате она разработала тест, призванный помочь её коллегам-журналистам избежать гендерной предвзятости при написании статей, а профессиональным учёным - при составлении научных отчётов и изложении результатов исследований.
Итак, если вы собираетесь писать статью о какой-нибудь леди из научного мира, помните, что в нём ни в коем случае нельзя упоминать о следующих моментах:
- Что она - женщина
- Где работает её муж
- Как она ухаживает за детьми
- Как она воспитывает своих подчиненных
- Насколько она конкурентоспособна в своей области
- Как она является образцом для подражания для других женщин
- Как она стала "первой женщиной, которая ..."
Обо всём этом изначально Ашванден написала в 2013 году в статье для онлайн-журнала Double X Science. И сама она, и Финкбайнер сошлись во мнении: не стоит придавать чрезмерного значения полу женщины-ученого. Последняя вообще поклялась "игнорировать гендер" в своих работах, потому что споткнулась о тенденции сосредотачиваться на сексуальной принадлежности того, о ком она пишет.
Возможно, всё это было следствием глупого, необдуманного или, ещё хуже, намеренного троллинга прекрасной половины человечества со стороны мужчин-журналистов, которые дошли до того, что в некрологе, посвящённом ракетостроителю (или - ракетостроительнице?) Ивонн Брилл от 30 марта 2013 года написали: "Она готовила скверный бефстроганов, следовала за мужем с работы на работу и восемь лет не работала, чтобы вырастить троих детей".
Потом, правда, автор некролога, Дуглас Мартин, получив кучу гневных комментариев, попробовал откатить назад и исправил написанное до фразы "Она была блестящим специалистом по ракетостроению, которая следовала за своим мужем с работы на работу ..." Но осадочек, как говорится, остался.
ТЕСТ ФИНКБАЙНЕР многим не понравился, как и БЕКДЕЛ, кстати, тоже. Нашлись люди - и М, и Ж, - которые открыто заявили: проблема искусственно раздута, никаких притеснений женщины-учёные не испытывают, не надо ля-ля. Хочу - делаю это, хочу - делаю то, не хочу ничего - не делаю, и никто мне не указ.
Но поскольку противоположная сторона, которая встретила оба теста с агрессивным одобрением, сегодня в фаворе, политкорректные власти прислушались именно к ней.
А на журфаках различных университетов теперь студентам нередко предлагают пройти ПЕРЕВЁРНУТЫЙ ТЕСТ ФИНКБАЙНЕР. То есть дают им задание написать статью об ученом-мужчине, которая не прошла бы ТЕСТ ФИНКБАЙНЕР, если бы речь шла о женщине.
Как говорится, "мне бы ваши заботы!" Хотя - нет, тьфу-тьфу, тьфу, не дай бог мне таких забот.
Энн Финкбайнер (родилась в 1943) - научный(ая) журналист(ка), котор(ый)ая получил(а) всемирную известность, благодаря своим публикациям в Scientific American, Nature, Science, журнал Hakai, журнал Quanta, Discover, Sky & Telescope. Пишет, в основном, про астрономию.
Долгое время вела колонки в USA Today и Defense Technology International. Кроме того, давала обзоры книг в The Wall Street Journal и The New York Times.
Как профессионал(ка), она в течение 20 лет преподавала и руководила аспирантской программой по написанию научных статей в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе, Мэриленд.
А ещё Финкбайнер является совладельцем научного блога "Последнее слово ни о чем" - где, собственно, и появилось то самое заявление, побудившее Ашванден взяться за разработку теста.
Она умеет готовить бифштексы, любит мужа и заботится о детях, но мы не будем делать акцент на этом, чтобы не не подумали, будто она - женщина.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!