Найти тему

Загадка вяткинского герба: геральдичекое расследование

Нас многое связывает с городом Киров — здесь находятся наши предприятия по деревообработке, многие сотрудники компании отсюда родом. Помните историю с постмодернистским плакатом, который украшал наш кировский офис?

Сегодня, как и было обещано, разберем герб города Вятки, ныне известной как Киров. Герб этот не просто очень красив. Он содержит в себе загадку, которая уводит в столь глубокую древность, что дух захватывает. Откуда взялся этот герб и что он означает на самом деле? Попробуем разобраться.

Первое, чем герб привлекает внимание — яркие цвета. Логично было бы начать с них, но с точки зрения геральдики, занятие это неблагодарное. Расцветка герба довольно редко несет в себе скрытый смысл и вообще, что-либо значит. Большинство гербов составлялись просто в соответствии с эстетикой цветовых сочетаний.

Известный нам сегодня герб города Вятки был Высочайше утвержден Их императорским величеством Екатериной II 28 мая года 1781. В указе гербу дано следующее описание:

«В золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелою, а над ней в верхней части щита крест червленый».

Лазоревый не упомянут вообще и, как мы вскоре убедимся, остальные цвета тоже не важны. А что насчет изображенных на гербе фигур?

-2

Равносторонний крест с расширяющимися перекладинами выглядит здесь слегка неуместно — он ни с чем не связан и выглядит, как позднейшая вставка. (Спойлер: так и есть). Согласно геральдической традиции, такой крест, помимо христианских аллюзий, ассоциируется с воинскими орденами и готовностью защищать Отечество военной силой.

Облако в геральдике традиционно символизирует божественную защиту, волю, провидение. Так значит, рука, выходящая из облака, это «Длань Господня»? Но почему она держит лук со стрелой?

Тут-то и начинается самое интересное. Сотрудники Кировской библиотеки им. Герцена провели любопытнейшее исследование и выяснили, что натянутый лук со стрелой — один из самых древних символов в истории не только русской, но и мировой геральдики.

Для западной традиции лук и стрелы — элементы нехарактерные. Гораздо чаще на европейских, да и на российских гербах можно встретить мечи и наконечники копий, т.е. традиционное вооружение рыцарей, которые и были основными пользователями гербов. Лук же на исторических западных гербах почти не встречается. Как же он стал главным символом русского города?

В России геральдические лук и стрелы — не такая уж редкость. Их часто можно увидеть на гербах сибирских городов. Но древнейшим изображением лука и стрел в российской геральдике является именно вятский герб.

Он хорошо известен, как минимум, с конца XVI века по ряду достоверных источников. Среди них саадачный покровец царя Михаила Федоровича, печать Сибирской губернии, рукопись царского Титулярника и др.

-3

Старейшим из дошедших до нас изображений вятского герба является оттиск Большой государственной печати Ивана IV Грозного, сохранившийся в шведских посольских документах. На лицевой стороне печати восьмой по счёту по часовой стрелке расположена «Вятьцкая печать».

Ни креста, ни короны, ни даже облака с рукой на ней еще нет — все это позднейшие, привнесенные извне элементы. Лук с наложенной на него стрелой — именно так и выглядел изначально символ Вятской земли.

Исследователи из Герценской библиотеки возводят этот символ к так называемому «культу стрел». Как именно отправлялся культ, мы, к сожалению, вряд ли точно узнаем — никаких описаний его не сохранилось. Очевиден лишь языческий характер культа и связь со стрелами — отсюда и название, условное разумеется. Как называли свою веру древние вятичи и новгородцы нам неизвестно.

Тем не менее, культ благополучно существовал параллельно с христианством, а затем и внутри него аж до середины XVI века и оставил явные следы как в источниках, так и в материальной культуре.

Самый интересный источник, это так называемая «Повесть о стране Вятской» — компиляция из нескольких летописей, церковных записей и устных преданий, впервые опубликованная историком А. С. Верещагиным в 1905 году. Читаем:

«...И егда исплывше тое реку Чепцу, внидоша в великую реку Вятку и плывше по ней мало более пяти верст и узревше на правой стороне на высокой прекрасной горе устроен град чудской и земляным валом окружен называемый чудью Болванский городок, иже и ныне нарицается Никулицыно».

Так описывает «Повесть...» завоевание Вятской земли новгородцами.

Из фрагмента «Повести...» следует, что новгородцы, поклонявшиеся святым Борису и Глебу, захватили на Вятке Болванский городок, принадлежавший чуди, и поставили в заложенном ими на том месте граде Никулицыне церковь Бориса и Глеба.

Запомним это и прочтем более поздний фрагмент, описывающий особенности богослужения в этой церкви:

«И во многа лета во объявление всему народу бывшее набежание Чуди, Отяков и Черемис со стрелами воспоминающе, приносяще со образом великомученика Георгия стрелы оковани железом, и людие со свещами стрелы оные сменяюще, в память великомученика, избавления ради от набежания Чуди Черемис и Отяков и протчих неверных народов бывших со стрелами»

Очевидно, «стрелы оковани железом» имели важное культовое значение и служили своеобразным оберегом от набегов «Чуди, Отяков и Черемис», стрелами же вооруженных.

Теперь вспомним о новгородском культе Бориса и Глеба. Посвященный этим святым храм стоял не только в Никулицыне, но и в детинце Новгородского кремля. Более того, до середины XV в. Борисоглебский храм, это едва ли не главный собор Господина Великого Новгорода. Объясняется такое положение просто: в этом доме божьем хранились «перуновы палицы» иначе именуемые «громовыми стрелами».

На полях Томского списка «Степенной книги» читаем:

«... В лето 7160 (т.е. 1652 г.) последния палицы у святого Бориса и Глеба взем Никон митрополит Новгородцкии пред собою огнем сожже, и тако преста бесовское то тризнище отоле со оловеными наконечники тяжкими».

Выходит, следы культа стрел сохранялись в Новгороде до 1652 года, пока будущий патриарх и реформатор церкви Никон последние стрелы «пред собою огнем» не «сожже».

Сравните «стрелы оковани железом» с «оловеными наконечники тяжкими» — речь вполне может идти об одних и тех же культовых предметах.

И если это сравнение вас не убеждает — не беда. Просто посмотрите на бронзовую пряжку, найденную на раскопках Буйского городища в Кировской области. Ничего не напоминает? Самая поздняя датировка этого предмета относит его к 300-400 годам нашей эры, самая ранняя — к железному веку, то есть 500 годам до н.э!

-4

Теперь понятно и присутствие креста на вятском гербе — этот элемент явно был призван смягчить вопиюще языческую символику. И рука из облака, это действительно, «Длань Господня», только речь тут не о Христе или Его Отце, а о языческом Перуне или ком-то еще более древнем.

Удивительно, но древний символ не покидал герб Вятской земли никогда — даже на советском варианте он присутствует. Выходит, герб Вятки, один из древнейших не только в России, но и в мире. И как ни парадоксально, этот герб старше самой геральдики.

-5

Что интересно, и пряжка с Буйского городища, и герб Кирова изображают не простой лук, а композитный, характерный для кочевых племен. И если взять самую раннюю датировку пряжки, кто мог такими пользоваться в 500-м году до нашей эры? Из греческих источников и археологии мы знаем, что подобные луки в тот период использовали скифские племена. И даже если пряжка более поздняя, лук который она изображает все равно добрался до нас из самых древних, почти мифических времен.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Материал подготовлен компанией Грандхаус.

Перепечатка допускается только с указанием авторства и ссылки на Дзен нашей компании: dzen.ru/grandhouse_spk