Моисей – величайший человек в истории мира. Пророк и законодатель, человек, непосредственно общавшийся с Богом и записавший Закон. От Адама до Моисея у людей не было священных книг. Первый книгописатель – это Моисей. Он же и наш первый учитель. Моисей нам рассказал о том, что мир сотворен, что раньше мира не было, что мир не вечен, что вечен только Бог. Через Моисея Господь дал людям Закон. И мы до сего дня, когда вспоминаем Божьи заповеди, поминаем и каменные скрижали, которые Моисей принес с горы Синай.
Моисей – человек- вождь. Господь призвал Моисея на великое служение – вывести народ Израиля из египетского плена. И Моисей послушно вел людей туда, куда указывал Бог. Он беседовал с Богом постоянно, не во сне, не в видениях, а наяву. Народ постоянно роптал, а Моисей ходил на гору разговаривать с Богом, испрашивать совета, просить о помощи. Он стал настоящим другом Господа. Григорий Нисский (335–394) считал, что жизнь Моисея – образец совершенной жизни, какая только может быть доступна человеку. Совершенство он видел в умении быть другом Богу:
"в подлинном смысле совершенство – не раболепно, не по страху наказания удаляться от порочной жизни, и не по надежде наград делать добро, с какими нибудь условиями и договорами торгуя добродетельной жизнью; но теряя из вида все, даже что по обетованиям соблюдается надежде, одно только почитать для себя страшным – лишиться Божией дружбы, и одно только признавать драгоценным и вожделенным – соделаться Божиим другом, что, по моему рассуждению, и есть совершенство жизни" (Григорий Нисский. "О жизни Моисея Законодателя").
Задолго до прихода Господа на землю к людям Моисей изрек пророчество о Христе:
"Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте" (Втор. 18: 15).
Моисей прообразует событиями своей жизни Христа. Моисей, как Иисус, избежал смерти в самом младенчестве. Когда он родился, в Египте действовало повеление фараона об истреблении всех иудейских мальчиков при рождении (Исх. 1: 22; 2: 1-10). Мать Моисея спасла свое дитя, отправив его в корзинке по водам Нила. Когда родился Иисус, царь Ирод приказал истребить всех мальчиков в возрасте двух лет и младше в Вифлееме и его окрестностях (Мф. 2: 16–18). Потому Мария и Иосиф Обручник спешно бежали в Египет.
Моисей, как Иисус, творил чудеса в подтверждении того, что его слово было от Бога. Получив Божие повеление идти к фараону для освобождения израильтян, Моисей, испугавшись, несколько раз отрекался от вверенного ему поручения, на что Бог открыл ему своё имя — Сущий — и в удостоверение Своего могущества обратил жезл (посох) в руках Моисея в змея и змея снова обратил в жезл (Исх. 4: 2–4). С помощью жезла Моисей впоследствии совершал чудеса: рассекал воды моря и дважды добывал воду из скалы.
Моисей прообразует собой Христа и в глобальном масштабе. Моисей был послан вывести страдающий Израиль из египетского рабства (Исх. 3). Иисус был послан спасти мир от греха (Мф. 1: 21). Моисей стал вождем народа Израиля и был посредником между Богом и Израилем в ветхозаветную эру. В новозаветные времена Иисус является главой народа Божьего и посредником между Богом и человеком.
Впервые мы встречаем изображение Моисея на стенах синагоги Дура-Европос в Сирии. Эти росписи датируются серединой III века. Цикл росписей, связанных с историей жизни Моисея, начинается сценой "Спасение младенца". Художник нам достаточно подробно рассказывает историю спасения маленького Моисея в нильских водах. Мать, чтобы спасти своего новорожденного сына, положила его в корзинку и спрятала корзинку в тростниках у берега реки Нил (Ис. 2: 2–3). Дочь фараона вышла на берег реки и, увидев в тростниках корзинку, отправила служанку взять ее. Служанка вошла в воду и вынула Моисея (Ис. 2: 5–6). Дочь фараона взяла младенца на воспитание и отдала его кормилице, коей оказалась сама мать ребенка (Ис. 2: 8–9). Спасенному младенцу дали имя Моисей (Моше), что в переводе означает "спасенный из воды" (Ис. 2: 10).
В синагоге Дура-Европос мы видим и первое явление Бога Моисею. Когда Моисей пас овец в пустыне близ горы Хорив, Господь воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю (Ис. 3: 1–10). На стене синагоги изображен Моисей, стоящий рядом с пылающим кустом. Над кустом – десница Бога. Десница в облаках – классический иудейский вариант изображения Господа. Рядом с кустом – сандалии (сапоги), которые снял с ног Моисей. Ибо повелел Господь снять обувь – то место, на котором стоял Моисей "есть земля святая" (Ис. 3: 5).
В масштабной сцене "Исход из Египта". Моисей возглавляет народ Израиля, держа в руках свой неизменный атрибут – посох (жезл).
Композиция с изображением перехода через Красное море объединяет сразу две сцены. Моисей направляет свой жезл на воды моря – воды расступаются и народ Израиля идет посуху. Потом он снова направляет свой жезл – и море поглощает войска фараона. Каждый раз с небес простирается десница Бога, ибо Господь уверил сомневающегося Моисея: "Я буду с тобой" (Ис. 3: 12).
В римских катакомбах Моисей выступает как предтеча Христа. Широкое распространение получает композиция с изображением Моисея, протягивающего руку и высекающего воду из скалы. Точно так же будет выглядеть Христос, воскресающий Лазаря, умножающий хлеба и рыб.
Чудо извлечения воды из скалы описано в 17-й главе Книги "Исход". Народ Израиля ропщет на Моисея: "зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?" (Ис. 17: 3). Моисей вопиет к Господу: "что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями" (Ис. 17: 4). Господь повелевает Моисею ударить в скалу жезлом, "и пойдет из нее вода, и будет пить народ" (Ис. 17: 6).
Поза Моисея в этих фресках почти всегда одинакова. Он стоит во весь рост и протягивает руку к скале. В руке, как правило, Моисей держит свой жезл.
В катакомбах на виа Дино Компаньи, которые по праву называют "пинакотекой IV века", представлен более развернутый цикл истории Моисея. Здесь представлены следующие сцены: спасение младенца Моисея, Моисей снимает сандалии перед горящим кустом, переход через Красное море, Моисей получает Скрижали Завета. Присутствует даже такой редкий сюжет, который редко встречается в изобразительном искусстве, – Моисей и народ Израиля забирают мощи патриарха Иосифа (Ис. 13: 19),
История Моисея в раннехристианском искусстве представлена не только во фресковой живописи катакомб, но и в рельефах саркофагов. Так, масштабная сцена перехода через Красное море разворачивается в многофигурной рельефной композиции на стенке саркофага из музеев Ватикана. Мы видим процессию народа Израиля, идущего через море посуху, и тонущие в воде колесницы фараона.
На стенке саркофага из Музея раннего христианства в Таррагоне (Испания) представлен Моисей, получающий Скрижали Завета из руки Господа.
А вот ещё один интересный рельеф с изображением истории Моисея. Это надгробная плита V века из Константинополя. На плите сохранилась надпись-посвящение на греческом языке, упоминающая имя врача Иоанна, который, очевидно, был христианином при жизни. Композиция надгробного рельефа объединяет сразу два эпизода из жизни Моисея:
– Призвание Моисея на горе Хорив (Ис. 3: 4; 4: 3). Моисей в ужасе бежит, когда Господь обращает его посох в змею.
– Вручение Моисею Скрижалей Завета (Ис. 31: 18; 34).
Венчает композицию изображение процветшего креста и павлинов, что символизирует воскресение и жизнь вечную.
Смысл изображения истории Моисея на надгробной плите христианина заключается в указании на чудодейственное вмешательство Бога при воскрешении из мёртвых.
На рельефе дверей базилики Санта-Сабина в Риме представлена история жизни Моисея. Вот Моисей пасёт стада в пустыне (Ис. 3: 1). Вот является ему Ангел Господень из огня тернового куста (Ис. 3: 2). А наверху представлена сцена призвания Моисея и вручения Скрижалей Завета (Ис. 31: 18).
В другой композиции Моисей изображен в момент чуда извлечения воды из скалы (Ис. 17: 2–6). Он указывает рукой на трещину в скале, демонстрируя нам истекающие из неё потоки воды. Десница Господа является в небесах, как знак того, что Господь всегда рядом с Моисеем.
В базилике Санта-Мария-Маджоре представлен, пожалуй, самый развернутый раннехристианский цикл, посвященный истории Моисея. Мозаики нефа с ветхозаветными сценами, выполненными при папе Сиксте III в 432–440 годах, отличаются повествовательностью, особым вниманием к деталям и необыкновенной живописностью. Считается, что эти мозаики выполнены на основе миниатюр манускриптов IV – начала V века, не сохранившихся до нашего времени.
Молитвенный жест Моисея, поднимающего руки к небесам, есть прообраз креста на Голгофе.
"И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;
но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.
И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча" (Ис. 17: 11–13).
Моисею не дано было войти в Землю Обетованную. Только с горы увидал он ее и умер. Погребен он в земле Моавитской, "и никто не знает места погребения его даже до сего дня" (Втор. 34: 6). Моисей дал своему народу законы и довел его до самой границы рая. А в рай завел народ Израиля Иисус Навин. И в этом тоже – особое пророчество. Для рая нужен Иисус.
Продолжение следует...
☘️Благодарим за внимание! Оставайтесь с нами. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить. Будем рады вашим вопросам и комментариям.