Найти тему
Aнастасис Ανάσταση

ВЕЛИКИЙ ПРОРОК МОИСЕЙ В РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ИКОНОГРАФИИ

Моисей – величайший человек в истории мира. Пророк и законодатель, человек, непосредственно общавшийся с Богом и записавший Закон. От Адама до Моисея у людей не было священных книг. Первый книгописатель – это Моисей. Он же и наш первый учитель. Моисей нам рассказал о том, что мир сотворен, что раньше мира не было, что мир не вечен, что вечен только Бог. Через Моисея Господь дал людям Закон. И мы до сего дня, когда вспоминаем Божьи заповеди, поминаем и каменные скрижали, которые Моисей принес с горы Синай.

Моисей – человек- вождь. Господь призвал Моисея на великое служение – вывести народ Израиля из египетского плена. И Моисей послушно вел людей туда, куда указывал Бог. Он беседовал с Богом постоянно, не во сне, не в видениях, а наяву. Народ постоянно роптал, а Моисей ходил на гору разговаривать с Богом, испрашивать совета, просить о помощи. Он стал настоящим другом Господа. Григорий Нисский (335–394) считал, что жизнь Моисея – образец совершенной жизни, какая только может быть доступна человеку. Совершенство он видел в умении быть другом Богу:

"в подлинном смысле совершенство – не раболепно, не по страху наказания удаляться от порочной жизни, и не по надежде наград делать добро, с какими нибудь условиями и договорами торгуя добродетельной жизнью; но теряя из вида все, даже что по обетованиям соблюдается надежде, одно только почитать для себя страшным – лишиться Божией дружбы, и одно только признавать драгоценным и вожделенным – соделаться Божиим другом, что, по моему рассуждению, и есть совершенство жизни" (Григорий Нисский. "О жизни Моисея Законодателя").

Задолго до прихода Господа на землю к людям Моисей изрек пророчество о Христе:

"Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте" (Втор. 18: 15).

Моисей прообразует событиями своей жизни Христа. Моисей, как Иисус, избежал смерти в самом младенчестве. Когда он родился, в Египте действовало повеление фараона об истреблении всех иудейских мальчиков при рождении (Исх. 1: 22; 2: 1-10). Мать Моисея спасла свое дитя, отправив его в корзинке по водам Нила. Когда родился Иисус, царь Ирод приказал истребить всех мальчиков в возрасте двух лет и младше в Вифлееме и его окрестностях (Мф. 2: 16–18). Потому Мария и Иосиф Обручник спешно бежали в Египет.

Моисей, как Иисус, творил чудеса в подтверждении того, что его слово было от Бога. Получив Божие повеление идти к фараону для освобождения израильтян, Моисей, испугавшись, несколько раз отрекался от вверенного ему поручения, на что Бог открыл ему своё имя — Сущий — и в удостоверение Своего могущества обратил жезл (посох) в руках Моисея в змея и змея снова обратил в жезл (Исх. 4: 2–4). С помощью жезла Моисей впоследствии совершал чудеса: рассекал воды моря и дважды добывал воду из скалы.

Моисей прообразует собой Христа и в глобальном масштабе. Моисей был послан вывести страдающий Израиль из египетского рабства (Исх. 3). Иисус был послан спасти мир от греха (Мф. 1: 21). Моисей стал вождем народа Израиля и был посредником между Богом и Израилем в ветхозаветную эру. В новозаветные времена Иисус является главой народа Божьего и посредником между Богом и человеком.

Впервые мы встречаем изображение Моисея на стенах синагоги Дура-Европос в Сирии. Эти росписи датируются серединой III века. Цикл росписей, связанных с историей жизни Моисея, начинается сценой "Спасение младенца". Художник нам достаточно подробно рассказывает историю спасения маленького Моисея в нильских водах. Мать, чтобы спасти своего новорожденного сына, положила его в корзинку и спрятала корзинку в тростниках у берега реки Нил (Ис. 2: 2–3). Дочь фараона вышла на берег реки и, увидев в тростниках корзинку, отправила служанку взять ее. Служанка вошла в воду и вынула Моисея (Ис. 2: 5–6). Дочь фараона взяла младенца на воспитание и отдала его кормилице, коей оказалась сама мать ребенка (Ис. 2: 8–9). Спасенному младенцу дали имя Моисей (Моше), что в переводе означает "спасенный из воды" (Ис. 2: 10).

Спасение Моисея. Роспись. 244–250 гг. Синагога, Дура-Европос, Сирия. Корзинка, в которой находился младенец Моисей, напоминает по форме ковчег.
Спасение Моисея. Роспись. 244–250 гг. Синагога, Дура-Европос, Сирия. Корзинка, в которой находился младенец Моисей, напоминает по форме ковчег.

В синагоге Дура-Европос мы видим и первое явление Бога Моисею. Когда Моисей пас овец в пустыне близ горы Хорив, Господь воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю (Ис. 3: 1–10). На стене синагоги изображен Моисей, стоящий рядом с пылающим кустом. Над кустом – десница Бога. Десница в облаках – классический иудейский вариант изображения Господа. Рядом с кустом – сандалии (сапоги), которые снял с ног Моисей. Ибо повелел Господь снять обувь – то место, на котором стоял Моисей "есть земля святая" (Ис. 3: 5).

Неопалимая купина. Роспись. 244–250 гг. Синагога, Дура-Европос, Сирия
Неопалимая купина. Роспись. 244–250 гг. Синагога, Дура-Европос, Сирия

В масштабной сцене "Исход из Египта". Моисей возглавляет народ Израиля, держа в руках свой неизменный атрибут – посох (жезл).

Исход из Египта. Роспись. 244–250 гг. Синагога, Дура-Европос, Сирия
Исход из Египта. Роспись. 244–250 гг. Синагога, Дура-Европос, Сирия

Композиция с изображением перехода через Красное море объединяет сразу две сцены. Моисей направляет свой жезл на воды моря – воды расступаются и народ Израиля идет посуху. Потом он снова направляет свой жезл – и море поглощает войска фараона. Каждый раз с небес простирается десница Бога, ибо Господь уверил сомневающегося Моисея: "Я буду с тобой" (Ис. 3: 12).

Переход через Красное море. Роспись. 244–250 гг. Синагога, Дура-Европос, Сирия
Переход через Красное море. Роспись. 244–250 гг. Синагога, Дура-Европос, Сирия

В римских катакомбах Моисей выступает как предтеча Христа. Широкое распространение получает композиция с изображением Моисея, протягивающего руку и высекающего воду из скалы. Точно так же будет выглядеть Христос, воскресающий Лазаря, умножающий хлеба и рыб.

Чудо извлечения воды из скалы описано в 17-й главе Книги "Исход". Народ Израиля ропщет на Моисея: "зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?" (Ис. 17: 3). Моисей вопиет к Господу: "что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями" (Ис. 17: 4). Господь повелевает Моисею ударить в скалу жезлом, "и пойдет из нее вода, и будет пить народ" (Ис. 17: 6).

Моисей, высекающий воду из скалы. Фреска. Начало IV века. Катакомбы Святых Марцеллина и Петра, Рим
Моисей, высекающий воду из скалы. Фреска. Начало IV века. Катакомбы Святых Марцеллина и Петра, Рим

Поза Моисея в этих фресках почти всегда одинакова. Он стоит во весь рост и протягивает руку к скале. В руке, как правило, Моисей держит свой жезл.

В катакомбах на виа Дино Компаньи, которые по праву называют "пинакотекой IV века", представлен более развернутый цикл истории Моисея. Здесь представлены следующие сцены: спасение младенца Моисея, Моисей снимает сандалии перед горящим кустом, переход через Красное море, Моисей получает Скрижали Завета. Присутствует даже такой редкий сюжет, который редко встречается в изобразительном искусстве, – Моисей и народ Израиля забирают мощи патриарха Иосифа (Ис. 13: 19),

Спасение Моисея. Фреска. IV в. Катакомы на виа Дино Компаньи, Рим. PCAS
Спасение Моисея. Фреска. IV в. Катакомы на виа Дино Компаньи, Рим. PCAS
Моисей снимает сандалии. Фреска. IV в. Катакомы на виа Дино Компаньи, Рим. PCAS
Моисей снимает сандалии. Фреска. IV в. Катакомы на виа Дино Компаньи, Рим. PCAS
Моисей получает Скрижали Завета (сверху), Моисей и народ Израиля забирают мощи патриарха Иосифа (снизу). Фреска. IV в. Катакомбы на виа Дино Компаньи, Рим
Моисей получает Скрижали Завета (сверху), Моисей и народ Израиля забирают мощи патриарха Иосифа (снизу). Фреска. IV в. Катакомбы на виа Дино Компаньи, Рим
Переход через Красное море. Фреска. IV в. Катакомбы на виа Дино Компаньи, Рим
Переход через Красное море. Фреска. IV в. Катакомбы на виа Дино Компаньи, Рим

История Моисея в раннехристианском искусстве представлена не только во фресковой живописи катакомб, но и в рельефах саркофагов. Так, масштабная сцена перехода через Красное море разворачивается в многофигурной рельефной композиции на стенке саркофага из музеев Ватикана. Мы видим процессию народа Израиля, идущего через море посуху, и тонущие в воде колесницы фараона.

Переход через Красное море. Саркофаг. IV в. Музеи Ватикана
Переход через Красное море. Саркофаг. IV в. Музеи Ватикана

На стенке саркофага из Музея раннего христианства в Таррагоне (Испания) представлен Моисей, получающий Скрижали Завета из руки Господа.

Моисей получает Скрижали Завета. Саркофаг Леокадио. Конец IV – начало V в. Музей раннего христианства, Таррагона, Испания
Моисей получает Скрижали Завета. Саркофаг Леокадио. Конец IV – начало V в. Музей раннего христианства, Таррагона, Испания

А вот ещё один интересный рельеф с изображением истории Моисея. Это надгробная плита V века из Константинополя. На плите сохранилась надпись-посвящение на греческом языке, упоминающая имя врача Иоанна, который, очевидно, был христианином при жизни. Композиция надгробного рельефа объединяет сразу два эпизода из жизни Моисея:

– Призвание Моисея на горе Хорив (Ис. 3: 4; 4: 3). Моисей в ужасе бежит, когда Господь обращает его посох в змею.

– Вручение Моисею Скрижалей Завета (Ис. 31: 18; 34).

Венчает композицию изображение процветшего креста и павлинов, что символизирует воскресение и жизнь вечную.

Смысл изображения истории Моисея на надгробной плите христианина заключается в указании на чудодейственное вмешательство Бога при воскрешении из мёртвых.

Призвание Моисея на горе Хорив. Вручение Моисею Скрижалей Завета. Рельеф. Надгробная плита врача Иоанна. V век. Константинополь. Государственные музеи Берлина
Призвание Моисея на горе Хорив. Вручение Моисею Скрижалей Завета. Рельеф. Надгробная плита врача Иоанна. V век. Константинополь. Государственные музеи Берлина

На рельефе дверей базилики Санта-Сабина в Риме представлена история жизни Моисея. Вот Моисей пасёт стада в пустыне (Ис. 3: 1). Вот является ему Ангел Господень из огня тернового куста (Ис. 3: 2). А наверху представлена сцена призвания Моисея и вручения Скрижалей Завета (Ис. 31: 18).

История Моисея. Рельеф. Дерево. 421–431. Врата базилики Санта-Сабина, Рим
История Моисея. Рельеф. Дерево. 421–431. Врата базилики Санта-Сабина, Рим

В другой композиции Моисей изображен в момент чуда извлечения воды из скалы (Ис. 17: 2–6). Он указывает рукой на трещину в скале, демонстрируя нам истекающие из неё потоки воды. Десница Господа является в небесах, как знак того, что Господь всегда рядом с Моисеем.

Чудо извлечения воды из скалы. Рельеф. Дерево. 421–431. Врата базилики Санта-Сабина, Рим
Чудо извлечения воды из скалы. Рельеф. Дерево. 421–431. Врата базилики Санта-Сабина, Рим

В базилике Санта-Мария-Маджоре представлен, пожалуй, самый развернутый раннехристианский цикл, посвященный истории Моисея. Мозаики нефа с ветхозаветными сценами, выполненными при папе Сиксте III в 432–440 годах, отличаются повествовательностью, особым вниманием к деталям и необыкновенной живописностью. Считается, что эти мозаики выполнены на основе миниатюр манускриптов IV – начала V века, не сохранившихся до нашего времени.

Усыновление Моисея (Ис. 2: 10). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим. Любопытно, что в сцене усыновления Моисея дочь фараона представлена как византийская царица.
Усыновление Моисея (Ис. 2: 10). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим. Любопытно, что в сцене усыновления Моисея дочь фараона представлена как византийская царица.
Моисей женится на Сепфоре (сверху), Моисей перед горящим кустом (внизу). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Моисей женится на Сепфоре (сверху), Моисей перед горящим кустом (внизу). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Моисей женится на Сепфоре (Ис. 2: 21). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Моисей женится на Сепфоре (Ис. 2: 21). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Переход через Красное море (Ис. 14: 16–31). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Переход через Красное море (Ис. 14: 16–31). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим

Народ ропщет на Моисея, что у них нет мяса в пустыне (Ис. 16: 2–3). Бог говорит с Моисеем (Ис. 16: 12). Чудо перепелов (Ис. 16: 13). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Народ ропщет на Моисея, что у них нет мяса в пустыне (Ис. 16: 2–3). Бог говорит с Моисеем (Ис. 16: 12). Чудо перепелов (Ис. 16: 13). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Народ Израиля жалуется на горькие воды (Ис. 15: 24). Чудо превращения горькой воды в сладкую (Ис. 15: 25). Моисей приказывает Иисусу сражаться с Амаликитянами (Ис. 17: 9). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Народ Израиля жалуется на горькие воды (Ис. 15: 24). Чудо превращения горькой воды в сладкую (Ис. 15: 25). Моисей приказывает Иисусу сражаться с Амаликитянами (Ис. 17: 9). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим

Победа над Амаликом благодаря молитве Моисея (Ис. 17: 10–13). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим.
Победа над Амаликом благодаря молитве Моисея (Ис. 17: 10–13). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим.

Молитвенный жест Моисея, поднимающего руки к небесам, есть прообраз креста на Голгофе.

"И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;
но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.
И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча" (Ис. 17: 11–13).

Возвращение посланцев из Ханаана (Чис. 13: 26–33). Восстание народа против Моисея (Чис. 14: 10). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Возвращение посланцев из Ханаана (Чис. 13: 26–33). Восстание народа против Моисея (Чис. 14: 10). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Передача Закона (Втор. 31: 24–29). Моисей умирает на горе Нево (Втор. 34: 1–5). Иисус Навин приказывает священникам идти перед народом с Ковчегом Завета (Нав. 3: 6). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим
Передача Закона (Втор. 31: 24–29). Моисей умирает на горе Нево (Втор. 34: 1–5). Иисус Навин приказывает священникам идти перед народом с Ковчегом Завета (Нав. 3: 6). Мозаика. 432–440. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим

Моисею не дано было войти в Землю Обетованную. Только с горы увидал он ее и умер. Погребен он в земле Моавитской, "и никто не знает места погребения его даже до сего дня" (Втор. 34: 6). Моисей дал своему народу законы и довел его до самой границы рая. А в рай завел народ Израиля Иисус Навин. И в этом тоже – особое пророчество. Для рая нужен Иисус.

Продолжение следует...

☘️Благодарим за внимание! Оставайтесь с нами. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить. Будем рады вашим вопросам и комментариям.