Одним из важнейших фронтов противостояния Русской Цивилизации с коллективным Западом является культурно-идеологический. И пока наши артисты и учёные мечтают об "Оскаре" и Нобелевской премии, победы не видать. Русским нужны свои награды и премии.
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
Уже несколько дней прошло, и немало мутной, опасной для здоровья воды в реке Сене утекло - а отголоски парижского антихристианского и бесчеловечного позора, некоторыми по привычке именуемого церемонией открытия летних Олимпийских игр - 2024, не стихают.
Напротив: возмущение кощунственными кривляниями, транслируемыми на весь мир и, по сути, отменяющими не только нравственность, но и культуру, способствует всё новым размышлениям об окончательной моральной гибели коллективного Запада и необходимости дистанцироваться от него. Все связи в одночасье разорвать не получится - все мы на планете Земля взаимозависимы друг от друга, не зря глобалисты десятилетиями старались, создавали новый единый мировой порядок.
Однако в идеологической и культурной сфере необходимо спешно закрывать любые двери, окна и форточки на Запад, до которых только хватает сил и роста дотянуться. Банальная изоляция в духе "всё закрыть и не пущать" в современном мире цифровых технологий неосуществима.
Единственный выход - создание собственной культурной "экосистемы", в которой у адекватного традиционного человечества первым делом должны появиться собственные Олимпиады, "Оскары" и Нобелевские премии
В истории всё меняется - и всё остаётся по-прежнему
Исторический путь человечества несводим к набору универсальных и железобетонных вариантов и закономерностей развития. Так что любые "общие исторические правила" должны формулироваться и восприниматься с изрядной долей условности.
И тем не менее: пусть условно, но история знает три основных способа покорения, поглощения одной цивилизации со стороны другой.
Способ первый, наиболее очевидный, - военно-политический. Война, увы, самая древняя форма общественного взаимодействия.
Способ второй - посредством культурного влияния. Речь идёт о культуре в широком значении этого понятия - как совокупности общественных отношений, религиозно-духовных практик, способа добычи пищи и получения прибавочного продукта. И когда одна цивилизация внушает представителям другого общества, что находится на более высокой стадии развития, в большинстве случаев военные походы и сражения уже ни к чему. Победители и побеждённые очевидны.
Третий способ - идеологическое подчинение. Когда свод определённых моральных ценностей и религиозного мировоззрения (например, монотеизм как вера в Единого Бога против язычества как многобожия и одухотворённости всего мира) одной цивилизации принимается представителями другой (добровольно ли, с помощью манипуляций или насильно - другой вопрос) как свой собственный.
Две попытки Запада: одна неудачная, вторая - почти
Так вот, коллективный либеральный Запад пытался установить своё господство над миром как раз в соответствии с этим подходом.
Первая попытка была осуществлена силовым путём - и результатом его стало возникновение колониальных империй, метрополии которых находились исключительно в Европе. Но в определённый момент западный капиталистический империализм, основанный на извращении христианских принципов в сторону "наживы любой ценой", столкнулся с невозможностью военного порабощения всего мира. Отчасти он надорвался сам, к тому же ему противостояла другая сила в лице СССР, его союзников и антиколониального движения.
Тогда была запущена вторая стадия - культурное влияние. Через СМИ, литературой, кинематографом, рекламой как мощнейшим механизмом психологии потребления Запад создал у большинства населения планеты впечатление, будто он является обладателем самой лучшей и передовой культуры (в широком понимании этого слова).
Именно культурное западное влияние (рок-н-рол, жвачки, баночное пиво, порнографические журналы - список "прелестей" массовой западной "культуры" можно продолжать) и стало решающим фактором падения СССР и исчезновения глобального противовеса Западу. Именно в либеральной западной культурной парадигме мир и жил последние 30 с лишним лет.
Решающая атака либералов
Однако слишком долго у Запада был оппонент, не позволяющий ему достичь полного контроля над миром. За это время сложились условия (существование могущественного коммунистического Китая, наличие исламского мира с Ираном в качестве идеологического антизападного стержня), которые обусловили недостаточность внедрения западных культурных стандартов.
Потребовался финальный, решающий довод - распространение на весь мир западной идеологии, тех самых либеральных "ценностей", той самой антитрадиционной, богоборческой "радужной" повестки. "Гендерное разнообразие", нетрадиционные сексуальные ориентации, радикальная ювенальная юстиция, воинствующий феминизм - всё в комплекте.
И парижский позор в обёртке открытия Олимпиады - это один из наступательных прорывов именно на этом фронте. Проба обороны, здравого смысла и готовности человечества противостоять неприкрытому (фигурально и буквально...) злу.
Иноагенты уехали - западники остались
Чтобы устоять в этом противостоянии (боюсь, о победе в виде возвращения всего мира к нормам адекватности речь уже не идёт), Русской Цивилизации необходимо защитить свои рубежи не только в идеологической, но и в культурной войне. Которая отнюдь не завершена и может обернуться нашим поражением - ведь не от хорошей жизни приходится констатировать на третьем году СВО и вроде как разрыва с Западом, что в информационно-культурной сфере либералы по-прежнему не просто сильны, но занимают ключевые позиции.
"Голая вечеринка" датируется не 1998-м или 2013-м, она случилась в декабре 2023-го. Только-только начинается процесс медленного освобождения театральной сферы от господства либералов-западников. В отечественном телевидении и кинематографе этот процесс вообще едва ли запущен. Книги сбежавших на Запад писателей-либералов, не скрывающих мечтаний об исчезновении России с карты мира, свободно продаются в нашей стране, онлайн и офлайн. А уж найти хотя бы пару коренных отличий шоу-бизнеса образца 2024 года от той же индустрии в 2019-м просто невозможно. И нет смысла напоминать об уехавших иноагентах - разница не более чем косметическая.
Так что разрывать культурную зависимость от Запада нужно скорейшим и решительным образом именно потому, что либералы по-прежнему определяют жизнь России в этой сфере. Хотя и слегка притаились, примолкли.
Какие награды, такие и фильмы, книги, спектакли
И одним из непременных действий по созданию внезападного культурного пространства должно стать скорейшее формирование собственной системы наград, премий, конкурсов - всего того, что составляет в этой сфере престижную составляющую.
Чем на самом деле являются всевозможные "Оскары", Нобелевские премии, звания олимпийских чемпионов, литературные награды и музыкальные призы? Это всего лишь морковки, которые либеральный Запад повесил у носа "творческой интеллигенции" и с их помощью направляет её в нужную сторону.
Снял фильм о том, что христианская нравственность устарела и ей на смену должна прийти вседозволенность? Получи Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Написал книгу, издевающуюся над исламом и мусульманами? Будьте любезны, Нобелевская премия по литературе, распишитесь. Сыграл роль извращенца, который "обретает своё истинное я"? На тебе "Оскара" за лучшую мужскую роль. Сменил пол и в качестве "бывшего мужчины" победил в женском виде спорта? Да какие вопросы, вешаем тебе на шею хоть три олимпийские золотые медали. И так далее...
Внезападный мир - это и есть настоящий мир
Наивностью, граничащей с преступлением, будет самоуспокоительные рассуждения в духе "ну, у нас всё в порядке, есть свои национальные кинопремии, театральные награды, литературные призы, почётные спортивные звания...".
Замечательно, что у нас есть всё это - вот только полноценной альтернативой раскрученным западным аналогам, увы, не является. Никому за пределами России не интересно, кто из наших театральных деятелей получил "Золотую маску", кто из киношников награждён "Никой", а кто из писателей умудрился за год собрать все престижные национальные премии.
И чтобы сломать это полуколониальное состояние великой русской культуры, нужно строить новую, международную систему. Такую, которая включала бы в себя культурную, научную, спортивную сферы. Для начала - стран - участниц БРИКС. В качестве напоминания: это Россия, Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, Иран, ОАЭ, Египет и Эфиопия.
Население этих девяти государств составляет 3,5 млрд человек, то есть более 40% всего человечества. В перспективе к этой коалиции с высокой степенью вероятности присоединятся ещё десятки стран (Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка) - и тогда уж налицо будет большинство человечества. И общие культурные институты этого внезападного мира уже не получится представить как "изгоев", "отщепенцев", "маргиналов". Хороши же "изгои", когда их 6 млрд человек против условно 1,5 млрд представителей коллективного Запада...
"Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше"
Создание собственных культурных, научных, спортивных институций и премий - вовсе не блажь и не стремление потешить собственное тщеславие.
Хитрый фокус Запада состоит вовсе не в том, что в начале XXI века он якобы создал новую культуру. Напротив - он носитель антикультуры. Однако создана изощрённая и разветвлённая система поощрений, паутиной окутавшая остальной мир. Именно от удушающих сетей этих наград и премий и нужно избавляться.
Ведь, как сказано в Евангелии, "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф., 6:21). Если русские актёры с младых ногтей грезят о получении премии "Оскар", то какие роли в каких фильмах они будут стремиться играть? Правильно - те роли в таких кинолентах, за которые только и дают "Оскара" - про гендеры, феминизм, толерантность и т.д.
И такая картина во всех сферах - от спорта высших достижений, где заветная мечта - это золото Олимпиады, до писательского труда, вершиной признания которого принято считать Нобелевскую премию по литературе.
Не нужен нам "Оскар" буржуйский, и "Нобелевка" нам не нужна
Выражаясь библейским языком, нужно сделать так, чтобы манящее художников, писателей, артистов, спортсменов, учёных "сокровище" было здесь. У нас, по эту сторону добра и зла. Там, где традиция, вера и человеческое достоинство не пустые звуки и не поводы для извращённых экспериментов.
И для этого, на самом деле, есть возможности, предпосылки и фундамент - была бы воля действовать.
Так, например, "внезападная" кинематографическая премия - это вовсе не утопия: при всех национальных различиях есть общая база. Так, индийское кино ещё с 1960-х годов пользовалось особой популярностью у отечественного зрителя. А в 2005 году снятый для китайского телевидения сериал "А зори здесь тихие..." (с русскими актёрами) посмотрели 400 млн человек.
В области классической музыки у нас тоже есть задел - вот уже почти 70 лет одним из самых престижных международных смотров академических музыкантов является Московский конкурс имени Чайковского. Нет сомнений, что и на базе великого русского балета можно и нужно создать платформу, благодаря которому этот вид искусства будет развиваться на благодатной почве. Шутка ли сказать - миллиарды потенциальных зрителей и ценителей...
С кинематографом ввиду глобальной монополии Голливуда будет, конечно, сложнее - но и здесь нет ничего невозможного. Потому как смотреть очередные фильмы, пропитанные "повесткой" и снятые с соблюдением строгих расовых и гендерных квот нормальным людям уже надоедает. А их всё ещё большинство, нормальных-то людей.
Та же Нобелевская премия по литературе как была создана в качестве закрепления доминирования западного печатного слова, так и выполняет эту функцию. Из 118 писателей, получивших эту награду, 72 сочиняли на шести европейских языках - английском (безоговорочный лидер, 30 лауреатов), французском, немецком, испанском, шведском, итальянском. При этом китайские писатели получили лишь две премии, а произведения на хинди (государственный язык Индии, крупнейшей по населению страны мира) не были награждены ни разу.
Будут ли либералы строить нелиберальную культуру?
Да и в спорте перспективы замечательные: отдельные от "мира золотого миллиарда" международные соревнования, в которых участвуют атлеты и за которыми следит аудитория, составляющая большинство населения планеты. Тут не только о собственных Олимпиадах можно задуматься, но и о своих международных федерациях по отдельным видам спорта. И только попробуйте потом сказать, что организованный для 6 млрд человек чемпионат мира по футболу какой-то "ненастоящий" или "нелегитимный"...
Впрочем, не менее очевидны, чем радостные перспективы, и суровые реалии.
А они таковы, что влияние сторонников возвращения в прежнюю, либеральную глобальную систему культуры по-прежнему огромно, а голоса их представителей по-прежнему пронзительно громки.
Например, та же спортивная тема. Уж сколько и до, и после начала СВО над русскими спортсменами и отечественным спортом в целом поиздевались контролируемые Западом международные бюрократы. И дисквалифицировали за якобы созданную "государственную систему допинга", и крупнейших состязаний лишали, и к участию в соревнованиях по принципу "русский? - пошёл вон!" не допускали.
И после всего этого находятся публичные персоны вроде спортивного телеведущего Дмитрия Губерниева, который двумя руками голосует за отказ от национального флага и гимна ради унизительного "нейтрального статуса" и возможности таки выступить на Олимпиаде и чемпионате мира.
При этом он всячески оскорбляет представителей патриотической общественности, имеющих другое мнение по данному вопросу. А потом, вот буквально на днях, заходится в восторге от возмутившей миллиарды людей оскорбительной церемонии открытия парижских игрищ: "Блин, это же классно! Движуха ядрёная!".
Что с того?
И таких губерниевых в нашей спортивной, культурной, научной сфере и, что самое тревожное, среди чиновников разных мастей и уровней предостаточно.
Да, после начала СВО они не выпячивают своей тоски по поездкам на европейские курорты и либеральных вкусов. Но, во-первых, это до поры до времени - появись у них возможность, они в ту же секунду приложат все усилия для возвращения России в "цивилизованное сообщество": туда, где "Оскар", Канны, олимпийская медаль и Нобелевская премия, - это предел мечтаний.
Во-вторых, эти затаившиеся либералы, латентные релоканты, сознательно тормозят движение России в правильном направлении - прочь от западного "сыра в мышеловке" к ориентирам и наградам здорового человека и общества.
А ведь это то самое промедление, что смерти подобно.
Не будем призывать к "пятилеткам за три года", это не самый удачный исторический опыт. Но нужно ускориться. Нет иной альтернативы. Ну, кроме парижского позора, конечно...
* Издание "Голос Америки" - включено в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента на территории России.
Подпишитесь на нас в Телеграме: https://t.me/tsargradtv