Найти в Дзене
Загорские истории

Крепостные стены Троице-Сергиева монастыря. Загадка расположения Водяных ворот

Попытка ответить на вопрос – а где же на самом деле были водяные ворота? Вдогонку к предыдущему материалу о южной стене монастыря. Один из пользователей оставил вот такой комментарий к статье о южной стене монастыря и вновь возник вопрос: «А где же были Водяные ворота и как они выглядели?» Видел гравюру, похоже второй половины восемнадцатого века, приблизительно от начала Пушкарской улицы. на ней изображена Водяная башня и ворота ПРИ ней. В ворота входят и выходят паломники и, кажется, повозки. Скорее всего, автор комментария говорит о гравюре Андре Дюрана – французского путешественника и художника. Андре Дюран – французский путешественник, художник, литограф. Согласно существующим сведениям [1], в 1839 году он совершил путешествие по России, во время которого делал зарисовки видов в разных местах нашего Отечества. Каждый рисунок сделан с натуры. Впоследствии же был издан альбом литографий. Издание альбома осуществлялось с 1840 по 1848 год во Франции. Надо отметить, что поездка была ор
Оглавление
Попытка ответить на вопрос – а где же на самом деле были водяные ворота? Вдогонку к предыдущему материалу о южной стене монастыря.

Один из пользователей оставил вот такой комментарий к статье о южной стене монастыря и вновь возник вопрос: «А где же были Водяные ворота и как они выглядели?»

Видел гравюру, похоже второй половины восемнадцатого века, приблизительно от начала Пушкарской улицы. на ней изображена Водяная башня и ворота ПРИ ней. В ворота входят и выходят паломники и, кажется, повозки.

Скорее всего, автор комментария говорит о гравюре Андре Дюрана – французского путешественника и художника.

Кто такой Андре Дюран?

Андре Дюран – французский путешественник, художник, литограф. Согласно существующим сведениям [1], в 1839 году он совершил путешествие по России, во время которого делал зарисовки видов в разных местах нашего Отечества. Каждый рисунок сделан с натуры. Впоследствии же был издан альбом литографий. Издание альбома осуществлялось с 1840 по 1848 год во Франции.

Надо отметить, что поездка была организована Анатолием Николаевичем Демидовым. Да-да, он из того самого знаменитого рода Демидовых. Однако, большую часть жизни Анатолий Николаевич прожил за границей, в России бывал не часто. Тем не менее, это не помешало ему многое сделать хорошего и полезного для нашего Богохранимого Отечества. Но не будем отвлекаться, его судьба интересна и богата на события и великие дела и достойна отдельного описания.

Что мы видим на литографии

Итак, взглянем же на саму литографию и подпись к ней.

Литография А. Дюрана
Литография А. Дюрана

Внизу надпись на французском – «entire meridionale et tour dite des Saints». В переводе – южная часть и так называемая башня Святых. Дата создания рисунка – 29 сентября 1839 года. Вверху же надпись – Троицкий монастырь.

И вот первый вопрос – Водяная башня в те годы носила имя «башня Святых»? Если да, то почему?

Сама башня изображена для нас несколько непривычно.

Во-первых, купол её напоминает купол Луковой башни. Кстати, последняя видна чуть левее и далее вдоль стены. Во-вторых, надстроенный верх с бойницами слишком сильно выходит за общие стены башни

Самое же главное – ворота находятся не на южной, а на западной стене. Хотя сегодня Водяные ворота мы видим именно на южной стене.

Водяная башня и Водяные ворота
Водяная башня и Водяные ворота

Чуть левее от ворот (на линогравюре) – угол ещё одной башни. И это явно не Пивная башня. Дымоход (труба) на стене, что изображены чуть выше и левее ворот, свидетельствует о том, что в стене уже тогда были жилые помещения.

Мог ли ошибиться автор рисунка? Допустить ошибку в расположении ворот? Возможно, что могло быть так - он сделал несколько набросков, будучи в Троице-Сергиевой Лавре. Позже, на основе набросков и того, что осталось в памяти, закончил рисунки и подготовил всё для литографии. Кто знает, может быть в его памяти запомнился образ ворот – высокая башня, крестьянские дома, ворота с иконой и негасимой лампадой над входом, идущие к службе крестьяне, покосившиеся сараи и овцы. Но вот с какой стороны были ворота – отразилось в его памяти немного не так.

То, что на линогравюре изображены люди, идущие в Лавру и из неё, может служить косвенным подтверждением того, что к Водяным воротам подходила дорога из села Клементеьво. И сюда же приходила дорога из Дмитрова. Старая дорога в Дмитров шла как-раз от Келарского пруда в сторону ныне существующего Западного объезда Сергиева Посада.

Возможная разгадка

В комментариях внимательный читатель подсказал - а не зеркальное ли отображение на литографии? Ведь литография сама предполагает зеркальное отображение.

Вот что получается, если исходное изображение сделать зеркальным.

Зеркальное отображение литографии Водяной башни
Зеркальное отображение литографии Водяной башни

Сей вид более соответствует действительности. Возможно, что справа от ворот - та самая "полата, где живут деревщики", как сказано в Описи монастыря. Однако вопрос остаётся - слева мы видим башню, которая сильно напоминает Луковую башню.

Что мы видим на других рисунках того времени?

Но взглянем ещё на один рисунок из середины восемнадцатого, скорее всего, века.

Автор и дата неизвестны (пока)
Автор и дата неизвестны (пока)

И здесь мы, честно сказать, приходим в растерянность. С одной стороны – Водяная башня (крайня справа) выглядит очень похоже на ту, что мы видим на литогравюре А. Дюрана. И вроде двор бочарный перед стеной, он тоже есть. И всё, вроде бы так. Однако, башня посередине стены, которую мы можем идентифицировать как Пивную, выглядит совсем не так, как мы привыкли. Она не квадратная, а круглая. Может быть левее находится эта башня?

Есть ещё одна странность – колокольня изображена гораздо левее своего реального местоположения. Да и внешним видом отличается от той, что мы видим сейчас (дата постройки – с 1741 по 1771 годы). Может этот рисунок сделан ещё до постройки колокольни? С этим мы тоже разберёмся.

Но есть и ещё одна гравюра тех времён. Художник – Павел Петрович Тугой-Свиньин. Рисунок опубликован в 1839 году в книге «Картины России и был разноплеменных ея народов из путешествий П. П. Свиньина», часть первая.

Приносим извинения за столь невысокое качество иллюстрации из книги П. Свиньина
Приносим извинения за столь невысокое качество иллюстрации из книги П. Свиньина

Вновь мы видим Водяную башню (крайняя слева), она очень похожа на ту, что зарисована А. Дюраном. Но вот ворот слева от башни мы не видим.

Взглянем теперь на икону семнадцатого века.

Фрагмент иконы 17 века. Западная стена Троице-Сергиева монастыря
Фрагмент иконы 17 века. Западная стена Троице-Сергиева монастыря

На западной стене видим круглую башню с воротами, а левее – квадратная башня. Но давайте оставим детальный разбор – о западной стене мы расскажем в другой статье.

Краткие выводы

Итак, какие могут быть тут выводы? Если честно – пока никаких. Мы всего лишь поставили вопросы, в надежде найти на них ответы.

Однако современные исследования показывают, что ныне существующий проезд Водяных ворот возник уже после перестройки самой башни в середине семнадцатого века. До того башня была четырёхугольной. [2]
В Описи 1641 года так и сказано - На воротах [Водяных] башня четвероуголная.

Скажем ещё и вот что. Мы полностью отдаём себе отчёт в том, что многое можем не знать. И что профессиональные историки могут утереть нам нос и ткнуть этим же носом в общеизвестные, по их мнению, исследования и работы. Что ж, мы будем только рады такому развитию событий. Даже если это будут и не историки, а люди с пытливым умом, неравнодушные к нашему прошлому, мы с радостью примем их мнение.

Могут ли быть черновики и где их искать?

В альбоме только четыре рисунка, на которых с изображениями Троице-Сергиевой Лавры. Рисовал ли он остальные здания – церкви, башни, крестьянские дома и прочее? Наверное, да. Ведь есть же в альбоме рисунки деревянных церквей в деревнях Костромской и Ярославской области. А вот про окрестности Лавры – нет рисунков. Неужели только и запечетлеось в его памяти только две башни – Уточья и Водная? Ну и Успенский собор и Трапезная. А как-же Троицкий собор и Духовская церковь?

Коль скоро Андре Дюран делал зарисовки и наброски в ходе своей поездки, то были и черновики.

«Из Москвы путь художника следовал через Новгород в Петербург. В Петербурге, вероятно, некоторое время было посвящено своеобразному отчёту перед А. Н. Демидовым, совместному просмотру, ортировке всего массива рисунков и планированию предстоящего издания» [1]

Ведь он же обсуждал в Санкт-Петербурге с Демидовым – что оставить для публикации? Интересно, где могут быть такие черновики? Где-то в Парижских архивах, наверное. А может и А. Н. Демидов оставил себе на память несколько рисунков, которые «спрятались» где-то в наших архивах и ждут своего часа и своего исследователя. Вдруг там рисунки других зданий и окрестностей того времени? Вот что было бы интересно найти (если они существуют) и внимательно рассмотреть.

О достоверности датировок рисунков

Некоторые авторы в интернет утверждают, что рисунки сделаны после 1839 года. Сей вывод делается на основании сопоставления дат, напечатанных на самих литографиях с датами, написанными на самих рисунках от руки. Вторые даты, оказывается, более поздние, чем напечатанные.

Однако, в статье, на которую мы ссылались ранее [1], прямым текстом сказано:

«Прибыв во Францию, Андре Дюран начал готовить рисунки к изданию, он сам переносил их на литографический камень, добавлял тон, подписывался на каждом листе и ставил дату печати: с 1840 по 1848 год. В связи с этим на всех листах имеются дата создания рисунка и дата печати литографии».

То есть от руки указана дата печати литографии, а под рисунком напечатана дата, когда автор сделал рисунок. Может зря исследователи копья ломают по этому вопросу?

Да и не столь это важно для нас в данном вопросе. Как минимум, рисунок Адре Дюрана с уверенностью можно датировать сороковыми годами девятнадцатого века. Для нашего вопроса разница в пару-тройку лет не так уж и важна.

Источники

[1] Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2014. No2 Н.В.Гончарова “ОБРАЗЫ РУССКИХ ГОРОДОВ XIX в.НА ЛИТОГРАФИЯХ АНДРЕ ДЮРАНА В КНИЖНОМ СОБРАНИИ Г.А.СТРОГАНОВА“

[2] Энговатова А.В., Курицын М.А., Яганов А.В., Рузаева Е.И. Житные ворота середины XVI в. в ограде Троице-Сергиева монастыря (2017 г.) (Московская область, г. Сергиев Посад) // Города, селища, могильники. Раскопки 2017. Материалы спасательных археологических исследований. М. ИА РАН. 2018. Т. 25. С. 442-449.