Найти тему
Мама в спорте

Красин интереснее Авроры

В России самый мощный ледокольный флот в мире. А "Красин" – старейший в мире арктический линейный ледокол. Он был построен в 1916 году и ходил в морях 74 года!

Ледокол "Красин".
Ледокол "Красин".

А теперь он – музей и ошвартован у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге, хотя формально относится к калининградскому Музею мирового океана.

Объекты Музея мирового океана.
Объекты Музея мирового океана.

В Калининграде мы как раз впервые побывали в апреле этого (2024) года, и бродили по набережной у объектов музея, на на корабли не поднимались и в музей не заходили – не хватило времени. Значит придётся вернуться, а пока начнём знакомство с Музеем мирового океана с ледокола "Красин".

Нева. Набережная Лейтенанта Шмидта. "Красин".
Нева. Набережная Лейтенанта Шмидта. "Красин".

Узнала о нём я от читателя Дмитрия из Санкт-Петербурга, он написал, что посетить "Красин", возможно, даже интереснее, чем легендарную "Аврору". 

"Красину" уже 107 лет. Днём рождения ледокола считается 31 марта 1917 года, в этот день на ледоколе был поднят флаг судов Военного ведомства Российской империи с Андреевским крестом. Почему так не знаю, но спущен на воду под именем "Святогор" этот ледокол был ещё 16 августа 1916 года. Имя "Красин" он получил только через 11 лет после спуска на воду – 19 ноября 1927 года.

В этот раз я приехала в Петербург с одной лишь дочерью, у нас были грандиозные планы, непосильные сыновьям. И посвятили мы своё время преимущественно Василевскому острову и Петроградской стороне.

Ледокол "Красин" ошвартован как раз у Васильевского острова. Рядом с Горным институтом.

"Красин" открыт для посещений с 11 до 18 часов ежедневно без выходных. Его можно осматривать как самостоятельно, так и с экскурсиями. Но экскурсии не ежедневные, уточняйте на сайте. Есть просто обзорные экскурсии, а есть в моторное отделение. А раз в неделю по вторникам в полдень проводится экскурсия с капитаном, и нам могло бы несказанно повезти, ведь мы пришли на "Красин" как раз во вторник, но это был наш пятый день в Петербурге, и моя дочь сказала, что устала от экскурсий и хочет сама побродить по кораблю. Мне было жаль, но настаивать и заставлять я не стала, потому что не хочу вызвать отвращение от экскурсий, поэтому мы пошли самостоятельно, но с аудиогидом. Иногда мы пересекались с экскурсионной группой и немножко слушали слова капитана. И скажу я вам, что это интереснее аудиогида, при возможности обязательно похожу по "Красину" с капитаном. Кстати, в некоторые места судна можно проходить только в составе организованной группы с экскурсоводом.

Капитан проводит экскурсию.
Капитан проводит экскурсию.

Судьба у этого ледокола сложная и интересная. Построен он был в Англии по заказу Российской Империи, передан России, но в гражданскую войну в качестве трофея англичанами же и был взят обратно. Наши пытались затопить ледокол в Северной Двине, чтобы перекрыть речной путь противнику, но капитана расстреляли, а экипажу велели поднять ледокол и привести в Англию. Но Англии ледокол оказался без надобности, и через несколько лет она предложила России выкупить его. Этим вопросом занимался Леонид Борисович Красин, он в те годы работал торговым представителем в Лондоне (после его смерти и решили назвать ледокол "Красиным" за то, что этот человек сыграл большую роль в судьбе корабля).

Долгие годы "Красин" спасал затёртые во льдах корабли и терпящие бедствия экспедиции, а также проводил суда через северные моря, а потом работал как научно-исследовательское судно. И, конечно, "Красин" воевал в годы Великой Отечественной войны.

К середине ХХ века "Красин" устарел, ведь он был угольным пароходом и мог быть в автономном плавании только 2-3 недели. Его модернизировали: убрали трубы, улучшили каюты, сделав их маломестными, и многое другое улучшили с технической точки зрения, даже вертолётную площадку соорудили на ледоколе. После такого капитального ремонта "Красин" смог быть до полутора месяца в автономном плавании, что значительно облегчало работу в Арктике.

В 90-е годы ледоколу пришлось нелегко. Его попытались приватизировать и продать за рубеж. Но экипаж, что называется поднял общественность на уши, написал и меру Петербурга, и президенту страны, и всем-всем-всем. Были суды по отмене приватизации и признанию ледокола памятником истории. Всё получилось – судно сохранили и превратили в музей. Сначала просто музей, а потом вот сделали частью калининградского Музея мирового океана. Самый отдалённый объект. Наверно. Я пока точно не знаю, что ещё относится к Музею мирового океана, но обязательно узнаю.

Дочь с восторгом бродила по ледоколу и записывала кружочки в наш телеграм канал. Вообще корабли стали интересовать моих детей после того, как мы побывали в круизе по Дону, Волго-Донскому каналу и Волге. 

На "Красине".
На "Красине".

Мы восхитились просторной кают-компанией "Красина", где все предметы прикреплены к полу, так как ледокол подвержен качке. А на нашем "Сергее Кучкине" качка вообще не чувствовалась, и мебель просто стояла на полу.

Кают-компания на "Красине".
Кают-компания на "Красине".

Каюта капитана на "Красине" не шла в сравнение с нашей каютой "полулюкс" на "Кучкине". Наша каюта была тесная, и в санузел толстый человек мог и не поместиться, душ лился прямо на унитаз. А в каюте капитана "Красина" стоит полноценная двуспальная кровать, диван и письменный стол, а в санузле настоящая ванна!

Каюта начальника экспедиции попроще, без ванны, а всего лишь с умывальником за занавеской, но двуспальная кровать и рабочий кабинет, как и у капитана, имеется.

Каюта начальника экспедиции.
Каюта начальника экспедиции.

В штурманской рубке много приборов, карт и документов.

Штурманская рубка.
Штурманская рубка.

В рулевой рубке – приборы и предупреждение не трогать их. А всем так хочется что-нибудь понажимать и покрутить. Какой-то штурвал не огорожен и предупреждений не висит, поэтому все его крутят.

Рулевая рубка.
Рулевая рубка.

Также на "Красине" есть небольшое кафе с примечательными столиками, на которых изображены материки. В наше посещение кафе не работало.

В автомате мы купили для Макса сувенирную монетку с изображением "Красина". Он был рад и захотел посетить ледокол. А Лиля возжелала себе шопер с изображением "Красина", когда он был ещё угольным пароходом.

Лилиана с новым шопером.
Лилиана с новым шопером.

Мы больше часа бродили по "Красину", и мне показалось, что он действительно для меня интереснее "Авроры". Потому что "Аврора" – это, по сути, залы политического музея, предметов мало, а те, что есть под стеклом, но в основном фото, документы, награды. На "Красине" же чувствуется корабельная жизнь, экспедиции, люди, находки, открытия, на нём даже запахи какие-то из прошлого. Витрины и экспонаты под стеклом тоже есть, но экспонаты эти живые что ли, более приближенные к обычной человеческой жизни. На "Красине" можно осмотреть каюты с мемориальной обстановкой живших в них людей. Много чего можно потрогать (но и многое, конечно, нельзя).

Помимо прочего мою дочь привлёк стенд с морскими узлами. Она живо вспомнила, как два года назад мы побывали в Музее морских узлов на фрегате "Благодать" в Санкт-Петербурге, до сих пор она помнит, как вязать несколько узлов.

Лилиана вспоминает как вязать морские узлы.
Лилиана вспоминает как вязать морские узлы.
  • Здесь дублирую ссылку на мой канал в телеграмме:
Мама в спорте

  • Здесь о посещении "Авроры" с сыном:
  • Здесь подборка публикаций о речном круизе на "Сергее Кучкине":
Круиз из Дона в Волгу через Волго-Донской судоходный канал | Мама в спорте | Дзен