«МетаЭра» – это система сервисов бизнеса, работающая по подписке. Она предлагает пользователю:электронный документооборот;электронные накладные;онлайн-консультации юриста, бухгалтера, кадровика;проверку контрагентов;онлайн-медиацию;электронный третейский суд;бухгалтерский и юридический аутсорсинг.Что за изменения?Первые изменения должны вступить в силу уже с декабря 2024 года. Они затронут Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 года №250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 года №496», которое регламентирует внесение информации в систему прослеживаемости товаров. Через механизм оформления электронных накладных осуществляется контроль за движением товаров, а с помощью специальных кодов определяется месторасположение.В случае если оборот товаров будет осуществляться без соответствующей маркировки, компаниям грозит штраф в размере стоимости этих товаров. А применение неверной накладной влечет за собой штраф в размере до 50% от указанной суммы.Еще одно нововведение, как ожидается, начнет действовать с февраля 2025 года. Множеству товаров потребуется обязательная корректная маркировка.Изменения коснутся, в частности, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 года №1030. В нем есть 2 приложения. В первом собраны товары, которые подлежат маркировке универсальными контрольными знаками, а во втором – товары, которые подлежат маркировке средствами идентификации.Сама по себе маркировка товаров – явление не новое. Для некоторых продуктов такая практика существует уже много лет. Однако перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, существенно расширится. Фото: belretail.byНекоторые товары, которые сегодня маркируются универсальными контрольными знаками, будут перенесены в перечень товаров, которые подлежат маркировке средствами идентификации.В чем разница? Универсальный контрольный знак – марка, которая наносится на товар и подтверждает его «легальность».Средство идентификации – это специально сгенерированный QR-код, который наносится на товар и содержит информацию о товаре.У предприятия есть выбор, какое средство идентификации на товар наносить. Вариантов несколько: голограммный носитель, знак защиты или просто код маркировки. Последний – незащищенный носитель. Но предприятия часто наносят на товары именно его, т. к. голограммный носитель стоит около 2 руб. и удорожает товар. Для товаров с незащищенными носителями обязательно применение электронных накладных.Зачем нужны изменения? Контроль за ценамиВ последние годы в Беларуси уделяется значительное внимание системе ценообразования. В Беларуси создается АИС «Анализ цен», которая призвана контролировать цены на регулируемые группы товаров. Система будет контролировать формирование цен на каждом этапе в цепочке товародвижения, знать наценки на каждой стадии и выявлять нарушения (то есть факты завышения цен). Осуществляться контроль будет посредством оформления электронных накладных, в которых предприятия обязаны указывать информацию о ценах и применяемых наценках. Фото: belretail.by Усиление контроляНововведения призваны усилить контроль за движением товаров между субъектами. Уже сейчас есть некоторые категории товаров, за которыми усиленно следят: шины, холодильники и морозильники, велосипеды и велосипедные рамы. А с 1 декабря 2024 года значительно расширят перечень товаров, которые должны включаться в систему прослеживаемости, на них должны будут оформляться только электронные накладные. Так бизнес будет предоставлять информацию о движении и текущем местонахождении этих товаров.Унификация норм с ЕАЭСВ данный момент при экспорте, например, в Российскую Федерацию приходится дважды проводить маркировку товаров: сначала в Беларуси контрольными знаками, а потом средствами идентификации для рынка РФ. Получается двойная работа, которая, по сути, не имеет смысла.Так как белорусские коды маркировки признаются в России, а российские – в Беларуси, чтобы не было задвоенности, ряд товаров, которые должны маркироваться в Беларуси контрольными знаками, будут исключены из 1-го приложения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 года №1030 и перенесены во 2-е приложение. То есть вместо контрольных знаков на них необходимо будет наносить маркировку средствами идентификации. Это облегчит трансграничную торговлю. Фото: data-by.byПереход бизнеса на ЭДОВ частности, в указе №243 говорится, что оборот товаров, которые маркируются незащищенными средствами маркировки (средствами идентификации), должен осуществляться исключительно по электронным накладным. Товары, которые маркируются универсальными контрольными знаками, могут оформляться любыми накладными, в том числе и электронными. Перенос товаров из перечня для маркировки контрольными знаками в перечень для маркировки средствами идентификации повлечет применение к ним электронных накладных в обязательном порядке. Обязательное требование оформлять исключительно электронные накладные предусматривает и указ №496 от 29.12.2020 по товарам, которые следует включать в систему прослеживаемости.Какие товары нужно будет вносить в СПТ?С 1 декабря 2024 года планируется значительное расширение перечня товаров для обязательного внесения в СПТ. Если ранее было всего 3 группы таких товаров, то сейчас планируется, что их будет 39. Это, например, следующие группы товаров:молочные продукты: молоко, кефир, сметана, творог;сыр;мука;масло подсолнечное;чай;кофе (за исключением продукта в капсулах);рис;крупы: манная, гречневая, овсяная, хлопья;макаронные изделия;пряники;печенье;шоколад;майонез;мужская, женская и детская обувь; бытовые приборы: стиральные машины, пылесосы и роботы-пылесосы, утюги электрические, комбайны кухонные, машины посудомоечные, чайники электрические, мультиварки, печи микроволновые, плиты бытовые электрические, дрели, фены, телевизоры;синтетические моющие средства, предназначенные для стирки. Какие товары нужно будет маркировать иначе?С 1 февраля 2025 года планируется из перечня товаров, на которые наносятся универсальные контрольные знаки, исключить несколько подгрупп:соки фруктовые; воды, включая минеральные;машины вычислительные портативные массой не более 10 кг, а также прочие аппараты телефонные для сотовой связи, смартфоны. Фото: data-by.by К чему готовиться бизнесу? Ожидается, что изменения вступят в силу с 1 декабря 2024 года и с 1 февраля 2025 года. И контролирующие органы предупреждают: отсрочек не будет. Поэтому предпринимателям дают время, чтобы подготовиться.Что нужно будет сделать?Провести инвентаризациюСкорее всего, придется провести инвентаризацию и подать в налоговую инспекцию информацию об остатках товаров на 1 декабря 2024 года. Данные будут включены в систему (СПТ). А в дальнейшем новые произведенные или импортированные товары будут также включаться в систему.Перейти на ЭДО и электронные накладныеПод оборотом, по которому оформляются электронные накладные, понимается не только реализация, но и внутреннее перемещение товара. Компании должны оформить накладные в электронном виде. Это значит, что бизнесу надо готовиться и научиться работать с электронными накладными, если ранее работа велась только с бумажными.Материально ответственным лицам в организации нужно оформить ЭЦП (цифровую подпись) и следить за ее актуальностью.Необходимо будет определиться с провайдером, который предоставит программное обеспечение, с помощью которого можно оформлять электронные накладные. В Беларуси их несколько. Информация об аттестованных EDI-провайдерах и их контактных данных размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси.Один из таких провайдеров – экосистема сервисов для бизнеса «Мета эра». Для клиентов «Приорбанка» в рамках пакетов РКО «Бизнес Директ» и «Бизнес Премиум» доступ к системе электронного документооборота – бесплатный. Система включает в себя формирование и функционирование системы отправки электронных накладных, в том числе во взаимоотношениях с резидентами Российской Федерации.Получить коды для товаровНеобходимо будет получить GLN-коды (Global Location Number) для товаров. Оформить их можно в специальной организации GS1. Без этого кода электронную накладную оформить будет нельзя.Также надо получить так называемые GTIN-коды. Их выдает государственное предприятие «Центр Систем Идентификации» (система паспортов товаров ePASS).Заменить кассовое оборудованиеС 1 июля 2025 года также планируется переход на новое кассовое оборудование. Продавцу нужно будет пробивать не только штрихкод, но и код маркировки. Сейчас кассовые аппараты в большинстве своем не имеют соответствующего функционала. Поэтому придется менять кассовое оборудование или хотя бы ПО для него.Фото: unsplash.comИ не ждите до последнего…Очень вероятен сценарий, когда всем заинтересованным одномоментно потребуется получить электронные цифровые подписи для ведения ЭДО. Если множество предприятий столкнутся с тем, что нужно будет создавать электронные накладные, это чревато очередями в соответствующие инстанции.Если бизнес понимает, что изменения затронут его работу, то начинать подготовку всех шагов и этапов нужно уже сейчас. Иначе очереди и неразбериха могут существенно затормозить работу компании.Максимально быстро и удобно работать в новых условиях поможет экосистема сервисов для бизнеса «Мета Эра». На этой площадке практически любой бизнес сможет найти все необходимое для быстрой и эффективной настройки рабочих процессов.*Партнерский материал. ООО «МетаЭра». УНП 193593635
«Не ждите до последнего». Как бизнесу подготовиться к изменениям в маркировке товаров
31 июля 202431 июл 2024
1
7 мин