Для начала немного ликбеза для интересующихся темой. До санкций Россия импортировала карбонат лития из Чили, Аргентины и Боливии, перерабатывая его на своих заводах, где часть гранул использовалась на наши нужды (~ 500 т), а остальное ( ~1500 т) экспортировалась.
Но теперь ни Аргентина, ни Чили, убоявшись санкций, больше карбонат лития нам не продают. А он нужен, и не только для аккумуляторов, но и в лакокрасочном производстве, для керамики, стекла, смазок (помните Литол?), лекарств, материалов для стоматологии и даже авиации.
А потому пришлось покопаться в собственных недрах и запустить в 2023 году в сразу четыре крупных проекта по внутренней добыче лития: на Завитинском месторождении (Шилкинский район, Забайкальский край), Колмозёрском, Полмостундровском, а также на Ковыктинском газоконденсатном месторождении. Запустив их все на полную мощность к 2030 году, Россия полностью обеспечит себя литием, которого хватит для производства около 1 миллиона электромобилей в год.
До кучи в Боливии началось строительство российского комплекса по добыче и переработке лития. «Росатом» и боливийская государственная компания «YLB» подписали соглашение о совместной реализации проекта по добыче лития в провинции Потоси.
И тут начинаются настоящие чудеса: российская технология по добыче лития позволила извлекать его из «рассолов» не менее 90% против существующих 40-60% у канадцев, американцев и китайцев, а чистота этого лития превысила 99,5% — вообще недостижимый мировой рекорд.
«Росатом» предложил Боливии комплексную программу индустриализации литиевой отрасли с использованием новейших российских технологий. Боливия, несмотря на угрозы США санкциями, не стала упускать такой шанс, ибо экология является важным фактором для будущего развития литиевой отрасли Боливии, и правительство страны не готово было пожертвовать экологией ради краткосрочной выгоды.
Ладно, а что с самими аккумуляторными батареями? В России стартовали два крупномасштабных проекта по производству литий-ионных батарей:
гигафабрика по производству тяговых литий-ионных батарей мощностью 4,4 ГВт*ч в год, строительство которой уже заканчивается в Калининградской области.
гигафабрика в Красной Пахре, строительство которой началось в сентябре 2023 года.
Труд будет автоматизирован на 90%, сырье придет с российских месторождений и с СП в Боливии. Общая мощность двух гигафабрик на первом этапе обеспечит производство 100 тысяч электромобилей в год, а перспективное расширение каждой из фабрик до 14 ГВт*ч обеспечат выпуск до 700 тысяч электромобилей в год.
Однако, что делать с переработкой старых литий-ионных аккумуляторов? В мире перерабатывается в лучшем случае 80% от массы основных химических элементов литий-ионной батареи, а обычно всего 40%.
В мире накопилось уже большое количество вышедших из строя литий-ионных аккумуляторов, которые более невозможно использовать на сторонних устройствах или предприятиях. К 2022 году их суммарная ёмкость, которую пришлось списать, достигла 34,5 гигаватт-часов (а общий вес составил 277 тысяч тонн).
И опять Россия приходит на помощь миру, как бы это пафосно ни звучало! Ибо именно российские ученые впервые в мире разработали технологию, позволяющую не просто безопасно утилизировать литий-ионные аккумуляторы, но и извлекать из них ценные материалы, такие как карбонат лития, сульфат кобальта и никеля. При этом чистота извлекаемого химического материала составила 99,5%!
А это открывает дорогу к безопасной и практически полной переработке литий-ионных батарей.
Была создана опытная установка, где элементы литий-ионных батарей проходят 88 этапов очистки и на ней уже получена партия высококачественной товарной продукции. Технология прошла экономическое обоснование,и доказала свою эффективность на практике и теперь будет внедряться в производственный цикл литий-ионных батарей на российских гигафабриках.
Это буквально на десятилетие опережает всё, что сегодня есть в мире. А всё «Росатом», который давно с литием на «ты», ибо он нужен для наших стратегических сил сдерживания, причем сверхчистый.