🏆 Один из величайших певцов не только Советского Союза, но и мировой сцены.
🙏 Крестьянский сын из тверской глубинки. Приходская школа, подмастерье сапожника, но ни что не могло остановить его на пути к призванию. Несмотря на все трудности, он учился музыке. Не было учителей, учился по патефонным записям. О начале своего пути он писал:
🖊 "Осенью 18-го года, когда при нашей сельской школе был организован кружок культурно-просветительной работы, я стал одним из первых его участников. Мои «номера», особенно юмористические куплеты, которые я запомнил еще с петербургских времен, вызывали смех «публики», и я, конечно, мнил себя уже артистом!.....".
🖊 "Но вот в конце 18-го года в жизни нашей деревни произошло событие, которому я обязан всей своей дальнейшей судьбой. Из Москвы приехал наш хуторской сосед, инженер-архитектор Николай Александрович Квашнин с семьей. По заданию Наркомпроса он открыл на своем хуторе ремесленную школу для деревенской молодежи. Он прекрасно играл на рояле, скрипке, гитаре, балалайке и других инструментах, сочинял музыку — у меня сохранились два его романса. А Евгения Николаевна имела профессиональное музыкальное образование, окончив Саратовскую консерваторию по классу пения. Как-то раз после концерта, на котором я пел русские песни, он пригласил меня зайти к нему домой. На одной из репетиций, когда я был особенно «в ударе», Николай Александрович сказал: «А не кажется ли вам, товарищи, что этому мальчику надо серьезно заниматься пением, чтобы стать оперным певцом?» Все с ним согласились.".
✍ Все, кто сталкивался с Лемешевым на жизненном пути, оставались очарованы не только его голосом, но и личностью. Композитор Тихон Хренников:
🖊 "Было общество «лемешисток», их называли «сыры», потому что они постоянно собирались в магазине сыров на улице Горького в Москве. Они, не прекращая, постоянно следили за каждым шагом Лемешева, как мне казалось, до предела усложняя его жизнь. Иногда он пел в концертах произведения советских композиторов. Стать автором его репертуара было большим счастьем для композитора. Как-то Сергей Яковлевич позвонил и сказал, что хочет исполнять мои произведения. Я предложил ему песни из моей музыки к комедии Шекспира «Много шума из ничего» и к «Дон-Кихоту», а также романс «Зимняя дорога» на стихи Пушкина. Через некоторое время он пригласил меня порепетировать эти вещи к себе домой. Меня поразила тогда его совершенно новая интерпретация этих песен, очень в то время известных. Мне показалось, что Сергей Яковлевич поет все медленнее, чем хотелось. Но через несколько минут, наслаждаясь его волшебным голосом, я понял, что петь их иначе просто нельзя".
🖊 Оперная певица Галина Вишневская; "На протяжении десятков лет Сергей Яковлевич Лемешев был кумиром публики. Ленский, Ромео, Альфред, Герцог, Фра-Дьяволо, Альмавива. В этих ролях он был неподражаем. Он вызывал в женщинах не страсть, а нежность — самое исконное и непреходящее женское чувство. Сергей Лемешев! Певец любви, певец печали. Никогда у меня не было партнера с таким ярко выраженным мужским обаянием романтического героя. Одним не хватало таланта, другим — мастерства, третьим — внешности, и я чувствовала, что на сцене они меня побаиваются, стесняются, что отношения наши — не на равных. Почти у всех проскальзывало этакое: «Не позволите ли вы мне обнять вас за талию, ваше величество?» Лемешев в своих владениях сам был «его величеством» и щедро, по-королевски дарил публике и страсть, и ревность, и нежность.
Как-то Сергей Яковлевич встретил меня в театре.
— Галя, вы слушали нашу пластинку?
— Нет, ее же еще нет в продаже.
— А мне мои поклонницы уже достали.
Они после концерта пришли ко мне в гостиницу, принесли с собой проигрыватель и нашу с вами пластинку. Какая замечательная получилась запись! Весь вечер много раз мы ее слушали, и я разволновался ужасно — вспоминал всю мою жизнь, молодость, любимые спектакли и плакал. И поклонницы мои плакали. А я смотрел на них и думал: Боже мой, как летит время! Вот эту я знаю уже 30 лет, а эту — 20, и какие они уже все старые, и какой же я-то старый.
— Да перестаньте, Сергей Яковлевич. Вы выглядите моложе любого нашего молодого тенора..
— А если так, исполните мою просьбу.
— Любую — все, что пожелаете.
— Спойте со мной «Травиату».
— Но ведь я никогда ее в театре не пела!
— Так теперь и споете. Партию вы уже знаете. И потом — вы только что мне обещали исполнить любую просьбу.
— Да, но над арией надо поработать...
— Споете и арию — техника у вас хорошая.
— До конца сезона еще три месяца — успеем порепетировать и перед отпуском споем. Не забывайте, что мне уже 63 года, и если вы откажетесь, то никогда больше я в «Травиате» петь не буду.
— У нас было всего лишь две сценические репетиции и одна оркестровая. Проработав в Большом театре уже 12 лет, я впервые поняла, что такое настоящий партнер".
🎞 «Музыкальная история» — советская музыкальная комедия 1940 г. В главной роли Сергей Лемешев.
🎼 Сергей Лемешев - Ария Ленского (из оперы "Евгений Онеги")