Известный российский государственный деятель Пётр Аркадьевич Столыпин когда-то сказал: «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Увы, таких времён у нас почти не было! Но есть люди, которые в самые неспокойные эпохи сохраняют спокойствие и делают своё дело так, как будто потрясения и ломки их не касаются. Именно они сохраняют нашу историю, культуру, искусство.
Есть люди, в биографиях этих людей как в зеркале отражаются эпохи. Иногда даже не одна, а несколько. Поколение, которому сейчас за семьдесят, прожило, пожалуй, несколько жизней. И при этом сохранило не только оптимизм, но и живость ума, прекрасную память и, если позволяет здоровье, удивительную работоспособность. Жизнь человека напрямую связана с культурой, с ее влиянием, с международными связями, со способами коммуникации. И если мы хотим создать правильную картину прошлого, то должны очень бережно и аккуратно относиться к воспоминаниям таких людей, к их биографиям, опыту, который для нас является драгоценным.
Не так давно мне посчастливилось познакомиться с таким человеком. Это Анатолий Николаевич КОНСТАНТИНОВ - Заслуженный работник культуры РФ, председатель Российского творческого союза работников культуры, президент Фонда Морское образование, помощник депутата ГД РФ Елены Григорьевны ДРАПЕКО, директор музея истории кораблестроения и кораблестроительного образования Морского технического университета Санкт-Петербурга. Сегодня наш рассказ – о нём и о его эпохе.
ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Общероссийская общественная организация «Российский творческий союз работников культуры» была создана 23 октября 1990 г. на учредительном съезде в Ленинграде.
Большая часть творческих союзов создавалась, конечно же, при генсеке Иосифе Сталине. Таким образом государство не только контролировало творческую интеллигенцию, но и влияло на неё. Союзы существовали на протяжении всей советской власти. И вот в конце 1980-ых – начале 1990-ах на волне «перестройки» творческая интеллигенция Ленинграда и Ленинградской области объединилась для создания своего творческого союза – в противовес столичным, погрязшим в интригах и разделениях. 8 декабря 1989 года в Доме Народного творчества (Рубинштейна, 13) состоялась Учредительная конференция, на которой был создан Союз работников культуры Ленинграда и Ленинградской области, принят Устав Союза, избрано Правление.
У истоков создания Союза стоял ректор Ленинградского государственного университета культуры профессор Евгений Яковлевич Зазерский.
- Необходимость такого союза была ещё и в том, что существовали различные творческие союзы – писателей, художников, архитекторов, композиторов, а вот работники музеев, библиотек, домов и дворцов культуры, различных кружков и студий не были объединены, комментирует Анатолий Константинов. - Союз их объединил.
Профессор Зазерский оказался сложным человеком. По большому счёту он был далёк от культуры, его направили возглавлять институт культуры в 1972 году, как было тогда принято, с партийной работы – до этого он работал в Ленинградском обкоме КПСС. Партийная работа в Обкоме наложила на него определённый отпечаток. Однако бывший обкомовец оказался великолепным организатором, и институт стал быстро меняться в лучшую сторону, т. к. ректор умело использовал свои партийно-хозяйственные связи.
Для союза Зазерский также использовал свои административные возможности. Он был в очень хороших отношениях с Егором Лигачёвым – тогдашним секретарём ЦК КПСС и член Политбюро. В «перестройку» Лигачёв получил имидж антигероя. И как раз именно Лигачёву союз обязан своим первоначальным процветанием, так как с его подачи были выделены большие средства на развитие.
«Перестройка» и «гласность» шли по СССР семимильными шагами. Появилась мода выбирать почти что всеобщим голосованием руководителей – и крупных промышленных предприятий, и различных организаций и учреждений. Не обошло это стороной и советские вузы. Под ректором Зазерским зашаталось кресло. К тому же в газете «Ленинградская правда» под рубрикой «Антигерой перестройки» вышла статья о Зазерском, в которой в насмешку приводилась тема его кандидатской диссертации – «Влияние наглядной агитации на урожайность кукурузы», а в качестве названия – текст телеграммы, полученный Зазерским от Лигачёва в канун выборов ректора: «Работай спокойно, твой Егор Лигачёв». Сердце ректора не выдержало, и в октябре 1991 года он скончался.
КОМИТЕТ КУЛЬТУРЫ
В это время Константинов работал директором Дома учёных в Лесном, где организовал много интересных мероприятий. Наиболее яркой акцией стала прошедшая в 1989 году Международная регата по Балтике «За культуру, экологию и мир» с участием учёных, студентов и деятелей культуры восьми стран.
И вот 12 июня 1991 года мэром Ленинграда на выборах, проходивших одновременно с выборами президента России, избран Анатолий Собчак. Одновременно на референдуме принято решение о возвращении Ленинграду названия Санкт-Петербург. Собчак формирует новую команду и назначает председателем Комитета по культуре известного советского и российского искусствоведа директора Государственного Русского музея Владимира Александровича Гусева. А заместителем назначают Анатолия Николаевича Константинова. Но Гусев приглашает Анатолия Николаевича на должность первого заместителя. не мог оставить руководство «Русским музеем», более того, он и на председателя комитета пошёл ради «Русского музея». Именно для того, чтобы вести ежедневную кропотливую работу он и пригласил Константинова в замы.
Анатолий Николаевич развернул бурную деятельность. Под его непосредственным руководством состоялись концерт на Дворцовой площади «Рок против танков» - во время путча в августе 1991 года, а также фестиваль питерского андеграунда в 1991 году во французском городе Нант, мероприятия, посвящённые возвращению нашему городу исторического названия, и круиз по Балтике писателей одиннадцати стран в 1992 году.
Но всё осложнялось тем, что в Санкт-Петербурге, да и в стране в целом, не было тогда денег. Начались печально известные 1990-ые, и «перестройка» обернулась обнищанием. И, как всегда, в первую очередь это коснулось культуры. Именно тогда, проанализировав ситуацию, Анатолий Константинов пришёл к выводу, что Комитет по культуре необходимо объединить с Комитетом по туризму. Туризм в Питере – дело прибыльное, он поддержит культуру. Однако до реализации этого было ещё далеко.
Тем временем 1990-ые шли своим чередом, принося проблемы и беды. Но Санкт-Петербург не сдавался. Не мог же великий город признать свою нищету!
Анатолий Николаевич вспоминает:
- Мы готовили фестиваль – дни Ленинграда в Нанте, во Франции, и невозможно было привлечь ведущие коллективы Санкт-Петербурга. Труппа Мариинского, например, из-за хронических невыплат зарплат разделилась на концертные группы, которые гастролировали по всему миру под брендом «Кировбалет». А Эрмитаж без страховки отказался вывозить свои выставки. И тогда французы нам предложили: Везите ваш андеграунд, сейчас в Европе на него мода!» Отличная идея – решили мы. Повезём тех, кто из подполья вышел. И вот я – на Пушкинскую 10!
История Арт-центра «ПУШКИНСКАЯ-10» началась в 1989 году, когда в расселённом доме на Пушкинской улице возник сквот независимых художников и музыкантов. С тех пор это место стало творческой коммуной, где живут и работают ярчайшие деятели отечественного андеграунда. Одними из первых рокеров, обосновавшихся в здании на «Пушкинской», были музыканты группы ДДТ, затем к ним присоединились участники АКВАРИУМА и многих других коллективов.
- И мы собрали всех этих неформалов, - рассказывает Константинов, - Серёга Курёхин, Сергей Бугаев, Тимур Новиков – их уже на Запале знали. Короче, мы сформировали из них команду, Правда, взяли и классическое искусство – поехал оркестр «Виртуозы Санкт-Петербурга» под управлением Михаимла Гантварга. Но в основном был андеграунд. Фестиваль так и назвали – фестиваль питерского андеграунда. Нашлись и спонсоры. Ну, в общем, справились.
Фестиваль помимо андеграунда дополнился ещё некоторыми сюрпризами. Как раз ликвидировали музей Ленина в Мраморном дворце. А там перед входом во дворец был установлен Rolls-Royce, который возил Ленина. Подумали: «Почему бы не покатать на нём французов?» Сказано – сделано. И Rolls-Royce поехал на фестиваль.
- Мы катали французов на этой машине, и они были в полном восторге! – рассказывает Константинов. – Как, впрочем, и от всего питерского искусства. Фестиваль был немного хулиганским. Но французы были в восторге!
Вообще, весь фестиваль проходил по ночам на территории бывшей ткацкой фабрике «Чайка». Примечательно, что эта фабрика была названа в честь Валентины Терешковой, у первой женщины-космонавта был позывной «Чайка». Но к тому времени фабрику уже закрыли, а в старых цехах были поставили сцены и открыли рестораны. И вот туда чуть не вся Франция приехали посмотреть на питерцев. Прошёл фестиваль с полным триумфом! Особенно запомнились ночные дискуссии с участием продюсеров и деятелей культуры со всего мира. Особенно активно на них выступала Марина Влади.
В 1992 году Александр Гусев ушёл с должности директора Комитета по культуре, вернулся руководить Русским музеем. И Собчак снова стал искать человека на должность председателя Комитета по культуре. По рекомендации Олега Басилашвили, который был тогда депутатом Госдумы от Санкт-Петербурга, он пригласил Заслуженную артистку РСФСР Елену Драпеко, хорошо проявившую себя в качестве руководителя гильдии киноактёров Санкт Петербурга.
Перед встречей с мэром Санкт-Петербурга Елена Драпеко поговорила с Константиновым.
- Я ей посоветовал, - рассказывает Анатолий Николаевич, - предложить Собчаку нашу с Гусевым идею – объединить комитеты по культуре и по туризму. Иначе культуре просто не выжить. Она согласилась со мной и поставила перед Собчаком условия: возглавит комитет, если его объединят с туризмом. Собчак согласился и выдвинул условия: завершить реставрацию Петергофа и Спаса-на-Крови. Петергоф являл собой удручающее зрелище! Там работали поляки, им зарплату не платили, они бросили всё, вплоть до инструментов, и смылись, даже не законсервировав объект. А это же национальное достояние! Так что пришлось «зарабатывать» деньги и реанимировать Петергоф и Спас-на крови, который тоже стоял 10-летиями на реставрации. Мы с этим справились. Но Елена Григорьевна действовала методами, надо сказать, большевистскими. Помню, в Комитет по культуре на Невский, 40 мы приглашали директоров интуристовских отелей и буквально выкручивали им руки. Говорили: или лицензию не продлим, или внесите на реставрацию такую-то сумму. Они жертвовали, а что поделаешь! Но многие и добровольно шли на это. Короче говоря, справились.
Вообще это было очень яркое время! Анатолий Николаевич с Еленой Григорьевной работали очень слаженно. Разработали общественно-государственный формат управления культурой города. В работе участвовали тринадцать профильных экспертных и художественных советов. Приходилось распределять довольно скудный бюджет. Спорили, ругались, но, в конце концов, договаривались. Проходили фестивали, концерты, акции, дни Санкт-Петербурга за рубежом… Но время вносит свои коррективы. Шёл 1993 год.
РАССТРЕЛЯННЫЙ ПАРЛАМЕНТ
В октябре 1993 года снова всё перевернулось. Из-за противостояния президента России Бориса Ельцина и Верховного Совета РСФР многое смешалось и перепуталось.
В октябре 1993 года Елена Григорьевна Драпеко была в Москве в командировке. Она попала в эпицентр тех событий. В Санкт-Петербурге на это время был назначен съезд культурных союзов России, проходил он в здании союза театральных деятелей на Невском. Съехались в Питер представители творческой интеллигенции со всей страны. Вёл Форум Пётр Мальцев - Народный художник РСФСР и СССР, бывший тогда депутатом Верховного Совета.
- Конечно, все уже всё знали о событиях в Москве, но старательно делали вид, что ничего не происходит, рассказывает Константинов. - Мы по этому поводу как воды в рот набрали, общаемся, говорим о своих проблемах, но о событиях в Москве – ни слова!
И вот Драпеко возвращается. Она приехала в разгар событий, и сразу с Московского вокзала - в СТД, и её тут же приглашают на трибуну выступить перед собравшимися. И она выступила очень резко, никто не ожидал от неё такого эмоционального выступления с обличением действий президента.
- Это власть, которая расстреливает собственный парламент!
Она выступила и сразу ушла, даже не села обратно в президиум. Тут же Мальцев перерыв объявляет. И началось! Как её поливали! Ведь большинство творческой интеллигенции поддерживало Ельцина.
- Дальше события следующим образом, рассказывает Константинов. – Я поехал в Комитет, и там меня подозвали к «вертушке» - срочно требует Собчак. Собчак -два слова: «Где она?!». Я отвечаю: «На объектах». Он: «Чтоб завтра в 10 утра была у меня!». В конце концов, Собчак издал приказ о сокращении должности председателя Комитета, эту должность объединили с должностью вице-губернатора. Таким образом от Елены Григорьевны избавились. Но у нас ещё месяц рабочего времени оставался. Я решил, что тоже здесь не останусь. Потому что мы с ней плотно работали, а какой будет обстановка при новом руководстве - неизвестно… Как раз увольнялся руководитель «Балтийского дома», и я пошёл в «Балтийский дом» на должность директора. Тогда как раз организовывался фестиваль «Балтийский дом», всё закрутилось, завертелось, я оказался в своей среде, и очень плодотворно работал с Сергеем Шубом.
СОЮЗ ЖИВЁТ И ДЕЙСТВУЕТ
Однако вернёмся к истории Российского творческого Союза работников культуры. Итак, в 1991 году умирает Зазерский. И долгое время обязанности председателя исполнял его заместитель Михаил Сеславинский - он был депутат Верховном Совете РСФСР, заместитель председателя Комиссии Совета Республики по культуре. Он толковый, молодой, энергичный, начал потихоньку избавляться от партократии в союзе, стал привлекать творческих людей. Но дело осложнялось тем, что он только исполнял обязанности, и нужно было проводить съезд и выбирать нового председателя. Члены Союза были не против Сеславинского, однако он поставил условия: союз перенести в Москву. Он избрался в Госдуму РФ, работал он в Москве, ему было неудобно часто ездить в Питер.
- Но тут восстала питерская интеллигенция! – вспоминает Анатолий Николаевич. – Ведь по сути это означало, что созданный нами в Ленинграде союз работников культуры, как почти все творческие союзы, окажется в Москве. А в Питере тогда было всего три творческих союза – наш, союз музейных работников СПб и ЛО под руководством Бориса Пиотровского и союз концертных деятелей под руководством Сергея Темирканова…И мы стали искать кандидатуру на замену Сеславинскому.
Долго ли – коротко ли, а взоры творческих активистов обратились на Андрея Георгиевича Ананова — известного российского ювелира, генерального директора фирмы «Русское ювелирное искусство — Ананов». Ему уже тогда было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РФ.
Ананову удалось получить права на использование штампа Фаберже, у него были ювелирные дома в Нью-Йорке, Париже, он ездит на выставки по всему свету… Так что заниматься Союзом ему было некогда. Ананов поставил условие: чтобы исполнительным директором, который будет вести фактически всю основную работу, стал Анатолий Николаевич Константинов. Константинов отказывался, он был тогда директором ЦПКиО имени Кирова, и работа ему очень нравилась. Но Ананов иначе не соглашался!
- Короче говоря, пришлось мне уступить, и я вынужден был бросить ЦПКиО. С 1996 я перешёл на освобождённую работу в Союз. И мы с Анановым отработали три срока – он председателем, я – ответственным секретарём.
ПОСЛЕ ДЕФОЛТА
И снова в России грянули потрясения. На этот раз – дефолт 1998 года.
- Мы задумали грандиозное новогоднее шоу, рассказывает Константинов. – Но бюджетных средств не было, и мы вложили свои с прицелом вернуть их потом с прибылью. У Ананова, понятно, были средства, а мы с коллегами отдали последнее, влезли в долги и кредиты. Мы получили корпоративные заказы, арендовали в нескольких крупных городах дворцы спорта и культуры (у Союза ведь много отделений по стране), вложились в постановки, в музыкантов, артистов и режиссёров. Привезли из Франции несколько вагонов роскошных новогодних подарков… Хотели сделать такой «чос» - нечто необычное. Планировали получить хорошую прибыль от корпоративных заказов. Но – грянул дефолт октября 1998 года – и мы пролетели! Ананов выжил. А мы с коллегами остались в долгах. Помню, мне пришлось по ночам подрабатывать на своей машине, чтобы выкрутиться… И после этого я решил – буду искать другую работу.
В начале своей творческой деятельности Анатолий Николаевич получил образование режиссёр народного театра, работал в Ленинградском кораблестроительном институте, руководил студенческим театром. Это было потрясающе интересное время! Из этого театра вышло очень много известных талантливых творческих людей. Например, Сергей Прохоров, ведущий «Блеф-клуба» — телевизионной передачи-долгожителя игрового характера, в течение 14 лет (1993—2007) выходившая на российском телевидении. Григорий Козлов – основатель Санкт-Петербургского театра «Мастерская»…
И вот он узнал, что его коллега по Корабелке Константин Борисенко избран ректором корабелки - Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
- Я взял хорошего коньяку и поехал поздравить Костю. А он как раз формирует новую команду, ищет кадры. И предлагает: «Или ко мне проректором по социально-культурной работе». Я и согласился, недолго думая.
Нужно было многое сделать! Надо было возрождать традиции Корабелки, организовывать студенческую культурную деятельность, создать университетский музей… И он делал.
Именно в этот период, с 1999 по 2013 годы, родились проекты, ставшие неотъемлемой частью жизни Морской столицы. Это прежде всего молодежная программа «Морское наследие Петра Великого, которая ежегодно стартует в январе у памятника «Царь-плотник», где выдающимся кораблестроителям вручаются сертификаты «Петровских корабелов» и плотницкие топоры в скрипичных футлярах, как символ виртуозного владения мастерством кораблестроителя.
Тысячи юношей и девушек участвуют в интеллектуальных конкурсах и творческих номинациях гражданско-патриотического фестиваля «Морской район Морской столицы», который завершается вручением переходящего кубка району, представившему самую креативную молодежную команду.
В канун майских праздников десятки тысяч петербуржцев и гостей нашего города принимают участие в традиционном Фестивале ледоколов. В День Победы студенческие экипажи на шестивесельных ялах участвуют в Шлюпочном параде Победы на Неве;
Раз в два года организуется общероссийский проект – Морской молодежный фестиваль «Морфест», на который собираются лучшие студенты и курсанты морских учебных заведений со всех регионов России, чтобы на борту теплохода и в городах по маршруту его следования провести десятки мероприятий, посвященных морскому культурно-историческому наследию и актуальным молодежным событиям.
Столь масштабные проекты удается осуществлять благодаря поддержке Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, где Анатолий Константинов возглавляет постоянную комиссию по морскому наследию.
В 2013 году в Корабелке был избран новый ректор. Он пришел со своей командой, а Константинов вернулся в Союз работников культуры.
В июне 2014 года Анатолия Николаевича избрали председателем союза. Съезд проходил в Крыму, только что вернувшемуся «в родную гавань». Наладить работу в регионах помогала Елена Григорьевна Драпеко, теперь уже как депутат Государственной Думы РФ. В то время активно обсуждался проект законодательства «О государственной культурной политике». Делегатами съезда было внесено более 40 предложений, 16 из них вошли почти без изменений в текст законодательного акта. В том числе целый раздел «Институты гражданского общества как субъекты культурной политики». Законотворческую деятельность Анатолий Николаевич продолжил совместно с Еленой Григорьевной - в качестве помощника депутата Государственной Думы.
Однако совсем расстаться с Корабелкой Константинову было не суждено. Уже новый ректор СПбГМТУ Глеб Андреевич Туричин предложил Анатолию Николаевичу возглавить музей университета. Чтобы на современном уровне рассказать об истории отечественного кораблестроения и кораблестроительного образования, при этом не дублируя существующие в Санкт-Петербурге музеи морской направленности, которых в городе более сотни. Требовались инновационные идеи и серьезные инвестиции. С идеями у Константинова проблем не было. Ресурсы помог привлечь выпускник Корабелкии 1974 года Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Платонович Патрушев. Средств хватило не только на музей, но и на современный Конгресс-центр. Новая экспозиция особенно интересна школьникам – потенциальным абитуриентам Корабелки. Их привлекает возможность изучать историю, буквально открывая створки стилизованных шкафов, на которых в гравюрах, схемах и текстах прослеживается эпическая картина становления отечественного флота и развития инженерных школ. Выдвигая ящики с подсвеченными инсталляциями, повествующими о великих ученых, конструкторах, инженерах, просматривая сюжеты на десятках мониторов, углубляясь в историю Ленинградской Корабелки и в биографии ее знаменитых выпускников, посетитель музея открывает для себя удивительный мир российской истории, доказывающий, что есть пророки в своем отечестве.
На состоявшемся в сентябре этого года в Екатеринбурге Общероссийском конкурсе «Корпоративный музей», Музею истории кораблестроения и кораблестроительного образования было присвоено первое место в номинации «Лучшая новая экспозиция 2023».
Вот такие истории. Вот такая жизнь. Целая эпоха! И вот что интересно. Прожив интересную насыщенную жизнь, Анатолий Николаевич в отличие от большинства представителей старшего поколения Анатолий Николаевич не порицает молодое поколение. Он мне сказал так:
- Вы знаете древнегреческий и латынь? Правильно, и я не знаю. А в ХIХ веке невозможно было представить, что образованный человек в России не знает эти языки. Времена ведь меняются! После революции эти языки стали не нужны, их перестали изучать. Дальше спрошу: а наше поколение знало таких писателей как Пастернак, Мандельштам и многие другие? Да мы половину даже дореволюционных писателей не знали, даже Бунин был под запретом! Уже в середине ХХ века они стали возвращаться в нашу культуру. А наши родители не знали даже Есенина… Поэтому брюзжать по поводу необразованности молодого поколения незачем. Они знают многое из того, что мы в их возрасте не знали. Всё это не ново - каждое старшее поколение критикует молодое. Ещё в папирусных свитках содержатся жалобы на новое поколение. Это извечная тема, и ничего страшного в этом нет. Тем более сейчас технологическая ломка, появляются новые языки, интернет и прочее. Что же делать! Это естественный процесс. Но задача нашего, старшего поколения и в, частности, нашего союза, как раз и заключается в том, чтобы сохранить культурные традиции. Это главная задача. Ради этого я здесь работаю.
Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА
(По материалам журнала "Мой трамплин")