Впервые за долгое время мне хотелось плюнуть на все принципы и заглянуть в конец книги. Потому что от Яны Вагнер можно ожидать все, что угодно. А терзаться сомнениями, кого автор решит погубить, сил уже почти не осталось. Впереди оставалась почти треть романа «Тоннель».
На сей раз Яна Вагнер заперла 500 человек в тоннель, проходящий под Москвой-рекой. Бетонный удав длиной три километра проглотил несколько десятков машин. Система безопасности, которая должна была сработать только в случае угрозы типа ядерного взрыва, стала ловушкой. Два выхода, перекрытых непроницаемыми бетонными створками, притянули к себе смерть. С одной стороны железная решетка раздавила автомобиль с тинейджерами, у противоположного выхода лежало тело не справившегося с управлением мотоциклиста.
В книге нет глав. Весь роман разделен временными промежутками с указанием дня недели, числа, часов и минут.
В книге почти нет имен. Автор называет персонажей либо по марками машин, владельцами которых те являются: мамаша «Пежо», УАЗ «Патриот», женщина-Мерседес, либо по профессии: газелист, таксист, зубной врач, священник. Я насчитала лишь четырех героев, заслуживших право на собственные имена.
В книге (для меня) нет главного героя. События показаны либо через мысли и ощущения одного из персонажей, либо передаются от третьего лица. Поэтому и нарастающая жажда, и заканчивающийся воздух, и ощущения от давно немытого тела, и внутренние сомнения, угрызения совести, сумасшедшие идеи воспринимаются особенно реалистично.
«Тоннель» измотал меня психологически и прочно засел в голове. Прошло два месяца, а книга не отпускает. Потому что в ней собрано столько всего…
Яна Вагнер показала мне как работают технологии управления толпой, как зарождается паника, как человек сдается или, наоборот, вытаскивает из себя сверхчеловека. В чрезвычайной ситуации никуда не исчезли недоверие к власть имущим, межнациональные конфликты и вера в безграничные возможности врача. Даже если перед вами всего лишь стоматолог без лекарств и инструментов, от него все равно ждут помощи и спасения. Точно так же, как от полицейских требуют объяснения причин случившегося.
«Тоннель» стал для меня очередным испытанием, когда и читать тяжело, и оторваться нет никакой возможности. Ведь не первую книгу Яны Вагнер беру в руки. Должна была понимать, что классический детектив/триллер/хоррор/роман-катастрофа мне не светит. Наверное, в этом и заключается главная ценность. Автор еще раз потрясла, заставила посмотреть внутренним страхам в глаза, принесла столько новых мыслей и тем для рассуждения!
И дала понимание, что следующую книгу (я надеюсь, что она будет и ни одна) я снова возьму в руки, зная и надеясь на непредсказуемость, честность, жесткость.