АвтоВАЗ сейчас на подъеме. Совсем недавно компания показала принципиально новую Lada Iskra, которая построена на французской платформе — на ней же, например, создали и Dacia Logan. Серийное производство Iskra обещают начать в 2025 году, чуть раньше стартует выпуск Lada Aura. Ну а на 2026 год намечена премьера совершенно нового кроссовера, который так нужен Волжскому автозаводу.
То, что в России любят кроссоверы, было понятно давно. Например, сейчас из 25 самых популярных моделей лишь три не относятся к сегменту SUV. Причем, две из них это Lada Granta и Vesta, которые входят в список самых дешевых автомобилей в стране.
Конечно, можно вспомнить, что у Lada есть две «Нивы». Однако они давно морально устарели. Например, старая Niva выпускается аж с 1977 года, да и Niva Travel сложно назвать современной — ее начали делать как ВАЗ-2123 в далеком 1998 году. Для поездок по бездорожью и сельским дорогам эти модели еще годятся. Но в городах — где и сосредоточена сейчас вся платежеспособная аудитория — нужен комфорт, современные мультимедиа, просторный салон и хорошая управляемость.
К идее создания кроссовера марки Lada вернулись в начале этого десятилетия. Изначально предполагалось построить SUV на той же платформе, которая лежит в основе нового Dacia Duster. И назвать автомобиль «новой Нивой». Однако после того, как Renault в 2022 году покинула Россию, планы пришлось пересмотреть. Теперь вазовцы должны делать кроссовер собственными силами. И не на платформе Duster, а на основе собственных моделей. И в качестве основы для новой модели была выбрана Vesta.
Как будет называться будущий кроссовер никому не сообщается. Но, например, в начале 2024 года стало известно, что АвтоВАЗ подал заявку на регистрацию восьми новых товарных знаков: Altra, Astera, Azimut, Gravis, Merida, Retiva, Tarusa и XTour. А ранее завод закрепил за собой имена Kayna, Fortа, Tensa, Alta, Slava, Onega, Mira, Avira, Sfera и Lika. Возможно одно из них и получит новая Lada.
Нет пока и фотографий кроссовера, хотя руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов ранее говорил, что дизайн автомобиля уже утвержден. «Мы зафиксировали дизайн, открыли тендерные процедуры для наших поставщиков. Мы семимильными шагами ведем работу по локализации компонентной базы этого автомобиля. Горизонт этой работы чуть длиннее, чем у Iskra, потому что этот автомобиль практически на новой платформе. Да, она формируется на базе платформы Vesta, но, тем не менее. Но плюс заключается в том, что это полностью отечественная, автовазовская, родная наша платформа. И в этом плане нам работать, конечно, легче. Хотя, конечно, это будет абсолютно иной современный дизайн», — рассказал Соколов в кулуарах съезда РСПП в апреле 2024 года.
А Telegram-канал «Автопоток» сообщал, что видевшие прототип кроссовера говорили, что модель сильно отличается от Vesta. «Она заметно выше, все кузовные панели, кроме основания, там новые (даже боковины и крыша), оптика тонкая, ничего общего не имеющая с вестовской. Но общий стиль «с уголками» сохранен», — пояснил источник «Автопотока».
И если внешность кроссовера будет отличаться от Vesta, то с технической точки зрения ждать чего-то необычного не стоит. АвтоВАЗ лишен доступа к двигателям и коробкам передач Renault и Nissan. Поэтому рассчитывать на какие-то мощные турбодвигатели не стоит.
Скорее всего, базовые версии нового кроссовера получит 1,6-литровый вазовский агрегат мощностью 106 л.с., который хорошо известен по Granta и Vesta. Однако должна появиться модель и с 1,8-литровым двигателем мощностью 122 л.с., причем этот агрегат будет работать вместе с вариатором.
А вот надеяться на полный привод не стоит. Кроссовер Lada будет переднеприводным. Это будет минусом модели, однако не надо забывать, что она будет выступать в сегменте бюджетных SUV. А там полным приводом могут похвастать немногие. При этом не исключено, что для повышения проходимости — а для кроссовера это важно — новая Lada получит электронную имитацию блокировок переднего дифференциала.
Но новый кроссовер будет дороже, например, Vesta SW Cross, которая в приличной комплектации стоит около двух миллионов. И здесь уже начинается территория китайских кроссоверов.
Ведь за 2 120 000 рублей сейчас продают Chery Tiggo 4 Pro с 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 113 л.с. и механикой. А за 2 млн рублей можно купить Haval Jolion с двигателем мощностью 143 л.с. и механикой, версия с автоматом — от 2,3 млн рублей. А, например, Changan CS35 Plus стоит от 2 339 900 руб., кроссовер Belgee Х50 — 2 290 990 руб., собираемый в Калининграде Kaiyi X3 — 2 238 000 руб. Причем, все цены на китайские кроссоверы названы без учета скидок, которые обещают сделать при покупке в кредит и трейд-ин.