Могу предположить, что многим школьникам уроки ОБЖ в школе кажутся абсолютно ненужными. И это зачастую связано с тем, что данному предмету, как со стороны педагогов так и со стороны администрации школ не уделяется должного внимания.
Как можно привить интерес и любовь к данному предмету, если на него в учебном плане отводится всего 35 часов на весь учебный год
(Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса рассчитана на 35 часов изучение курса предмета, разработана на основании следующих нормативных документов: Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ.)
При этом, во многих школах, по различным причинам, очень часто данный предмет заменяют на специальные "главные" дисциплины. Чаще всего те, по которым школьники сдают ОГЭ и ЕГЭ.
Но ведь согласитесь, что во многих жизненных ситуациях, знания, полученные на уроках ОБЖ, могут быть наиболее полезнее многих академических дисциплин и буквально спасти жизнь. Например: Как действовать в случае пожара или как опознать и обезвредить "школьного стрелка". Как оказать первую помощь пострадавшему или как защитить и сохранить свое здоровье, и мн. др)
Вы ни когда не задумывались, а есть ли у вашего ребенка урок ОБЖ в школе?
Чему обучают на этом уроке вашего ребенка?
Кто и как преподает этот урок?
Чем заменяют этот урок, если он был в учебном расписании, а по факту не проводился?
На что стоит обратить внимание?
Стоит отметить, что на занятиях по ОБЖ можно по-настоящему увлечь школьников, разбавляя скучные на первый взгляд лекции различными интерактивными заданиями. Как же сделать уроки ОБЖ в классе интересными?
На уроках ОБЖ детям рассказывают:
- о существующих природных чрезвычайных ситуациях,
- опасностях на промышленных предприятиях,
- бытовых правилах поведения.
ОБЖ является практической дисциплиной, так как учит школьников защищаться от вредного воздействия среды обитания и человеческой деятельности.
С помощью предмета ОБЖ у школьников формируется здоровый и целесообразный образ жизни, комплексная культура своей безопасности и окружающих людей. Учащиеся обретают знания, направленные на распознавание чрезвычайных ситуаций, учатся правильно вести себя при их возникновении, а также оказывать необходимую помощь.
Цель и задачи уроков ОБЖ
Курсовая подготовка ОБЖ реализует три основные темы:
- безопасность и правила защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- здоровый образ жизни (включает основы медицинских знаний);
- основы военной подготовки.
Целью изучения дисциплины ОБЖ является формирование определенных знаний безопасного поведения в бытовых условиях, изучение правильного алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях, а также приобретение умений и навыков, направленных на оказание первой медицинской помощи.
Дисциплина ОБЖ считается одной из самых важных, так как именно с помощью освоения необходимых умений и навыков люди смогут жить в комфортных условиях, защитив себя и окружающих.
Изучению ОБЖ должно уделяться должное внимание во всех школах, так как полученные знания и навыки помогут школьнику разобраться в том, как вести здоровый и безопасный образ жизни, как действовать при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Самое главное, что приобретенные умения и навыки на уроках ОБЖ однажды могут спасти жизнь человека.
Учитель, который преподает ОБЖ, должен осознавать важность своего предмета. В основном, ведут данную дисциплину мужчины, бывшие военные, сотрудники МЧС или МВД, а также специалисты по гражданской обороне. Для того чтобы проводить интересные и запоминающиеся уроки, личный опыт, конечно, важен. Однако, помимо него, учитель должен быть грамотным и стать лидером, примером для своих учеников.
Курс ОБЖ основан на реализации жизненной потребности в безопасности. Поэтому учеников важно вовлекать в сюжетно-ролевые игры, использовать цифровые технологии, приглашать специалистов, которые разбираются в тонкостях безопасной жизни (врачей, спасателей и т.д.), так как именно практические задания помогут школьникам правильно действовать в случаях ЧС.
Интерактивные инструменты и методы для более эффективного усвоения знаний по ОБЖ
Важную роль в качественном изучении предмета ОБЖ играет оформление и оснащение помещения для занятий. Современный кабинет ОБЖ должен выполнять различные функции, так как там проводятся лекционные, практические занятия и открытые уроки.
Для проведения качественных уроков необходимо современное оборудование: компьютер или ноутбук, колонки, проекционная доска для демонстрации фото, аудио, видео и текстовых материалов.
Для проведения уроков ОБЖ в старших классах по темам гражданской обороны, необходимо использование противогаза, костюма химзащиты, автомата для сборки и разборки. Для практических занятий по оказанию первой медицинской помощи класс должен быть оснащен манекенами, на которых школьники могут отработать необходимые навыки.
Стены кабинета ОБЖ также могут выполнять обучающую функцию. Достаточно разместить на них красочно и интересно оформленные стенды с актуальной справочной информацией. Например, можно представить сведения о порядке действий при возникновении чрезвычайной ситуации, использовании средств индивидуальной защиты, организации и проведении строевой подготовки и т.д.
Можно ли сделать уроки ОБЖ в школе интереснее и полезнее для учащихся
В современном мире основы безопасности жизнедеятельности – это не только про здоровье, военную подготовку и чрезвычайные ситуации. В наши дни школьнику на уроках ОБЖ в классе важно рассказать о следующих правилах поведения.
- Информационная безопасность.
Мы не можем представить свою жизнь без современных технологий и интернета. Конечно, про информационную безопасность в первую очередь рассказывают на уроках информатики. Однако мошенничество настолько участилось, что данный вопрос стоит обсуждать и на ОБЖ.
Например, многие люди ставят одинаковый пароль на социальные сети, почту, электронные кошельки и т.д. Это может быть опасно, так как мошенникам будет проще взломать ваши личные страницы или кабинеты. Поэтому учитель, который имеет определенный авторитет, разбирается в безопасности, сможет донести ученикам важность данного вопроса.
- Финансовая безопасность.
Финансовая безопасность частично связана с информационной, так как все большее число денежных операций происходит онлайн. Помимо этого, ученикам необходимо рассказывать о таких способах мошенничества, как звонок от имени банка или государственного учреждения, родственника или друга, легкий заработок в интернете, вклады под большие проценты и др.
Задача учителя – донести детям о том, что даром ничего не дается. Например, при проведении розыгрышей, где вы потом должны оплатить якобы небольшой налог, вводятся данные карты, с которой легко списываются денежные средства. Все это основано на психологическом влиянии и доверии людей. Поэтому в рамках ОБЖ также стоит освещать данный вопрос.
- Безопасность потребления
Основу здорового образа жизни составляет правильное питание. Однако отсутствие безопасности потребления – это не только про добавление различных химических веществ в продукты, но и использование некачественной техники, бытовых средств. Все это может привести к серьезным проблемам и угрозам жизни и здоровью человека.
Каждому учителю, который преподает ОБЖ, важно понимать, что от качества полученных знаний зависит жизнь его учеников. Приобретенные умения и навыки в любой момент могут пригодиться школьникам, а также избавить их от проблем в будущем.
Поэтому основная задача учителя – сделать уроки ОБЖ в школе разнообразными и интересными, чтобы ученики максимально включались в учебный процесс.
Ведь ОБЖ – это не только про жизнь одного человека, но и про все процессы, происходящие в мире. Так ребенок будет заинтересован собой, другими людьми, а также различными событиями в родной стране и за рубежом.
Считаю, что урок ОБЖ необходимо включить в перечень строго обязательных предметов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, наряду с такими дисциплинами как математика и русский.
А как вы считаете?
Эксперт по ОБЖ
Сергей Нестеренко