#общество
В информационном пространстве появилось значительное количество так называемых популяризаторов науки, что несут свет и истину широким массам простого населения. Аудиторию они со временем собирают большую, для многих людей именно эти персоны начинают ассоциироваться с настоящими учеными и рассматриваться в качестве авторитета. Был в своё время жуткий фильм, где Памела Андерсон играла ученую, а ведь кто-нибудь мог поверить и пойти в науку в поисках такого.
Если вы знаете одного единственного ученого в данном направлении, а еще он популярен и харизматичен, то по вашему мнению именно он должен быть академиком, лауреатом всех премий и т.д. Через некоторое время гордыня побеждает критическое мышление и популяризаторы соглашаются с «гласом народа». Как правило, занимающийся серьезными научными исследованиями и разработками ученый очень ограничен во времени, да ещё на нём преподавание студентам. Потому большая часть популяризаторов не занимается полноценной научной работой с глубоким погружением, оставаясь лишь институтскими преподавателями.
Однако, если посмотреть содержание академического курса и популярных видео-лекций по схожей теме, то они разительно отличаются. Последние упрощены до уровня старшей школы, сжаты и выхолощены. Обычную лекцию для студентов не будут смотреть сотни тысяч / миллионы человек, выключат через 5-10 минут. Вариативность, сложность доказательств, системный разбор и глубина уходят напрочь, простые ответы, никаких «скучных» подробностей, зато много яркости речи и харизмы. Массовая аудитория не должна скучать и думать, просто потреблять информацию, толком даже не запоминая.
Попробуйте найти такого популяризатора в области, где вы профессиональны, наберитесь терпения и прослушайте / прочитайте его выкладки. Ужас. С удивлением поймете, что перед вами школьный учитель, говорящий на одном языке с классом. Данный индивид не преодолел первый психологический кризис среднего возраста (условно 30 лет). Он выучил наизусть учебник и красиво его пересказывает, разнообразя речь шутками, актерской игрой, бранными словечками и самоуверенностью профана.
У него все просто и понятно, он на 99% или 100% уверен в единственном ответе, там, где в науке уже много десятилетий не могут прийти к консенсусу, ломая копья вокруг нескольких версий. Собственно, один из результатов преодоления психологического кризиса 30 лет – понимание о многообразии вариантов. Ну а после кризиса 40 лет приходит… нет, не бес в ребро, а четкое понимание, что правильны могут быть несколько вариантов, среди которых вашего нет, и это нормально.
Будучи хорошим ритором, не оратором, а именно ритором, популяризатор начинает лезть в соседние области знания, комментировать текущие события, всё с той же самоуверенностью и простотой ответов. Наддисциплинарные ученые универсалы бывают, но они очень редки, чаще всего становятся основателями собственных научных школ, а не популяризаторами. Последние уверенно цитируют чужие учебники и работы. Такой типаж популярен и востребован в современном информационном пространстве с клиповым мышлением, они дают простые и понятные ответы.
Раньше экспертом был профессионал в вопросе, теперь – любой известный индивид, решивший высказать свое мнение публично. Так и с учеными-популяризаторами, раньше это были люди уровня Сергея Капицы, теперь – харизматичные аспиранты-риторы, что выучили официально рекомендованный для ВУЗов учебник и шпарят по нему лекции, упростив материал до старшего школьного уровня, живо, ярко, нагло и бесцеремонно ведя себя в кадре. Главное для них не взрослеть психологически, оставаться «молодыми учеными» до старости лет, ведь повзрослев они поймут, что за грыжу несли долгие годы…
И, да, без особых корректировок сказанное может быть применено в отношении плюшевых мишек и военкоров, принципы схожи, три брата-акробата на арене нашего цирка…))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3819
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей