Моя теория заключается в том, что люди по жизни, в основном, делятся на два типа:
1. Контролирующие, подчиняющие. В их руках сосредоточены власть и контроль. Причем первое необязательно равно второму. Этим людям свойственно с лёгкостью, а зачастую и с удовольствием брать ответственность за принятие решения, управления действиями.
2. Подчиняющие, зависимые. Таким людям свойственны некоторые затруднения в процессе принятия решений и совершения действий. Для них передать контроль в чужие руки также естественно, как первому типу этот контроль взять.
Существует, конечно, и третий «тип личности». Эти люди могут менять свою психологическую позицию. В одних ситуациях они берут на себя контроль, а в других готовы с лёгкостью его отдать. На мой субъективный взгляд, третий тип все же достаточно редкий и необходимо разбираться какая позиция для человека более естественна, а какая вызвана обстоятельствами.
«Контроль» подразумевает под собой «власть», а она либо есть, либо её нет. Людям несвойственно непостоянство конкретно в этой сфере. Давайте признаем, что личности, которые «держали в своих руках власть» даже после «отставки» придерживаются определенных паттернов поведения.
Это правило работает и со вторым типажом. «Подчиненные» с трудом принимают решения, если привыкают к контролю из вне. Однако в двух словах сложно разобраться с этими явлениями и не забываем, что из всех правил случаются исключения. Так давайте подробнее погрузимся в мир «Слабой власти и сильного подчинения». Сразу оговорюсь, что моя серия статей будет посвящена скорее «патологиям» властной динамики. Интересного прочтения вам!
Психологические аспекты контроля и подчинения в повседневной жизни
Контроль и подчинение — это два взаимосвязанных психологических процесса, которые играют значительную роль в нашей повседневной жизни. Эти аспекты проявляются как в межличностных отношениях, так и в более широких социальных контекстах. Понимание этих процессов может помочь нам лучше ориентироваться в сложностях человеческого взаимодействия и повысить качество наших отношений.
Природа контроля и подчинения
Контроль можно определить как стремление одного человека или группы людей оказывать влияние на мысли, чувства и действия другого. Подчинение, в свою очередь, подразумевает принятие этого влияния и следование указаниям или нормам, установленным контролирующей стороной. Эти динамики могут проявляться в различных формах: от авторитарного руководства на работе до динамики в семейных отношениях.
Психологические механизмы
1. Социальное влияние: Люди подвержены влиянию со стороны других, что может быть как положительным, так и отрицательным. Социальное давление, ожидания и нормы группы могут заставить человека подчиниться, даже если это противоречит его собственным убеждениям.
2. Страх и безопасность: Стремление к контролю часто связано с желанием обеспечить безопасность. В условиях неопределенности или стресса люди могут искать авторитетные фигуры, которые берут на себя ответственность за принятие решений. Это может привести к подчинению, когда человек осознает, что не способен справиться с ситуацией самостоятельно.
3. Идентичность и самооценка: Личности с низкой самооценкой могут быть более склонны к подчинению, так как они ищут одобрения и признания со стороны других. В то же время, те, кто обладает высокой самооценкой, могут стремиться к контролю, чтобы подтвердить свою значимость.
Контроль в межличностных отношениях
В личных отношениях контроль может проявляться как забота или манипуляция. Например, один партнер может пытаться контролировать поведение другого под предлогом заботы о его благополучии. Это может привести к неравенству в отношениях, где один человек принимает решения за обоих.
Подобные динамики могут вызвать эмоциональные проблемы, такие как зависимость или чувство недовольства. Важно осознавать эти механизмы и работать над созданием здоровых границ и равноправных отношений.
Контроль в социальной среде
В более широком социальном контексте контроль может быть осуществлен через различные институты — государственные структуры, образовательные учреждения, религиозные организации и т.д. Эти институты устанавливают нормы и правила, которые регулируют поведение индивидов. Подчинение этим нормам может быть результатом внутренней убежденности или внешнего давления.
Преодоление динамики контроля и подчинения
Для того чтобы избежать негативных последствий контроля и подчинения, важно развивать навыки самосознания и критического мышления. Вот несколько рекомендаций:
1. Осознание своих границ: Четкое понимание своих потребностей и границ поможет избежать неравноправных отношений.
2. Развитие уверенности: Укрепление своей самооценки и уверенности в себе способствует большей независимости в принятии решений.
3. Коммуникация: Открытое общение с партнерами и коллегами помогает установить здоровые отношения и снизить уровень манипуляции.
4. Критическое мышление: Способность анализировать информацию и делать самостоятельные выводы позволяет лучше справляться с социальным давлением.
Контроль и подчинение — это сложные психологические процессы, которые влияют на наше поведение и взаимодействие с окружающими. Понимание этих аспектов поможет нам лучше осознавать свои отношения и принимать более взвешенные решения в повседневной жизни. Развивая навыки самосознания и уверенности, мы можем создать более гармоничные и равноправные отношения как с собой, так и с другими.
Зарождение внутренних потребностей
При нашем рождении у нас присутствуют некоторые «заводские настройки». Надо отметить, что изменить характер человека нельзя. Его можно только скорректировать, и то, лишь в некоторой степени. Характер закладывается изначально и является основой будущей зрелой личности. Однако вернёмся к вопросу корректировки. Любой грамотный психолог подтвердит вам, что некоторая «ретушь» характера всё-таки возможна. Подтвердит вам это и умелый манипулятор, опытный менталист или конфликтолог.
Я не зря упоминаю некоторые профессии. Специалисты в этих областях большую часть времени посвящают изучению человеческого поведения. К чему это все? Не смотря на врождённые качества ребенка, в процессе жизни его отношение к власти и подчинению могут несколько видоизменяться. Почти любую волю можно сломить, а характер закалить.
Дело в том, что в идеале, контроль и воля человека не должны ограничивать или ломать другого. Задача «властвующего» - направить, подстраховать, поймать, помочь.
Задача «подчиненного» - понять, пойти, остановить, поддержать.
То есть обе эти силы могут пребывать в гармонии. Они как «Инь и Ян», как «мужское и женское», как «черное и белое» и т.д. Одно не может существовать без другого.
Однако в следствие развития человека, его разум обрастает оболочкой эго и сила, что должна быть опорой и поддержкой личности вредит не только окружающим, но и ему самому.
Существует и другой вариант – разрушенная психика. Иногда жизненные обстоятельства человека обостряют или даже ломают его самоощущение. Ребенок, выросший в тоталитарной семье боится принимать собственные решения, человек, переживший насилие боится отдавать контроль в чужие руки. Ему страшно, что эту силу применят против него самого и ещё страшнее от того, что он сам отдает контроль постороннему.
А бывает так, что транслируемая и сложившаяся в следствие обстоятельств роль не гармонирует с ролью изначальной.
Что же, давайте говорить о контроле и подчинении именно как о явлениях. Чем больше мы о них узнаем, тем спокойнее нам будет. Ведь человек больше всего боится неизвестности.
В следующей статье поговорим о Контроле.
Подписывайтесь на мой канал: https://t.me/naitybalans