Жалуясь на летнюю жару, вспомните о том, кому намного жарче: это машинисты тепловозов. Если на улице +30, внутри тепловоза температура доходит до +40-50, иногда +60 градусов. При этом РЖД и не думает улучшать условия труда машинистов и устанавливать кондиционеры. О доплате за вредность речи также не идет.
«Бог терпел, и нам велел»
«У нас половина чмух с закисшими кранами после зимы, печки не перекрываются… Ездим с открытыми печками в кабинах… В окно солнце жарит, подножка жарит, печка горячим дует. РЖД родимое. Бог терпел и нам велел», – написал недавно машинист Василий в группе «Машинисты и помощники» в сети ВКонтакте.
«Чмуха» – на сленге машинистов – старый чешский маневровый локомотив ЧМЭЗ. Таких в парке тепловозов РЖД много. Львиная доля эксплуатируемых на сети российских дорог тепловозов выпущена еще в СССР. Кондиционеров в них нет.
Они есть только на отдельных сериях тепловозов недавних годов выпуска: например, на маневровом ТЭМ18ДМ, «свежих» моделях пассажирского ТЭП70БС, грузовом 2ТЭ25КМ или 2ТЭ116У.
Но даже если машинисту достался такой локомотив, нет гарантии, что кондиционер в нем окажется рабочим, рассказывал нам на условиях анонимности машинист Октябрьской железной дороги.
«Ты включаешь желанный в жару автомат «Кондиционер», а ничего не происходит, стоит один раздражающий гул, но никакой прохладой не дует. Увы, это суровые российские реалии, когда оборудование для поддержания микроклимата в кабине локомотива оказывается неисправным, необслуженным или даже и вовсе демонтированным», – рассказал он.
Кондиционеры на тепловозах надо обслуживать, но этого никто не делает, подтверждает Виталий из Забайкалья из группы ВКонтакте.
«У нас все аппараты с кондерами после капиталки в Уссурийске только поработали пару лет и всё. А обслуживать их не обслуживают и не заправляют. Который год на каждом совещании об этом с начальством ругаюсь, толку-то», – пишет он.
Тепловозный удар
Между тем июль бьет температурные рекорды. Пассажиры, которые жалуются на сломанные кондиционеры в вагонах, наверняка кажутся машинистам тепловозов избалованными детьми. Попробовали бы они проехаться в кабине тепловоза, когда на улице за 30!
«Прикиньте, сколько градусов будет в кабине локомотива, если на улице +41-42 в тени? А при безветрии? А при «солнце в лоб»? Кто-то из моих бывших коллег намерил +61, – пишет наш читатель, машинист Евгений. – Были неединичные случаи отказа электронных блоков радиостанций, снятия с маршрута локомотивных бригад из-за теплового удара. Всё это было, было… Намоченная рубаха высыхала на теле минут за 8–10… После такой поездки – полнейшее отупение… Однако же работали… А куда деваться – за нами семьи».
Другой наш читатель, Алекс, работает на электровозе и считает, что «тепловозникам», особенно работающим на старых локомотивах, надо доплачивать за работу в экстремальных условиях:
«Помню, ещё на практике, меняли мы манометры в дизельном на Машке (старый тепловоз М62 – прим. авт.). Машина была заглушена часа 4. Меняли минут 20. Когда уходили, мокрые были даже трусы… Всегда уважал тепловозников за их, даже по сравнению с нашим, нелёгкий труд! И всегда считал, что им надо производить доплату за работу на старых машинах».
Но никаких доплат тепловозники не получают. А получают профессиональные заболевания.
«Я 25 лет в такой кабине проездил, 2 горячих стажа заработал, – пишет Сергей. -–Также заработал сердечно-сосудистые заболевания, гипертонию, неврозы. «Спасибо» никто не сказал и не скажет!!!»
иск для пассажиров
Наша читательница под ником Свердловчанка возмущена и обеспокоена: под угрозой не только здоровье машиниста – жизни пассажиров: «Ужас! Это люди, за плечами которых жизни других людей! Битый не битого везет, получается», – пишет она.
С ней согласен Ринат: «Плохо это очень. Человек, по сути, работает на очень опасном объекте, от его состояния могут зависят жизни сотен людей. И такое пренебрежение к охране труда и безопасности».
Дмитрий интересуется: неужели установка кондиционеров – такое уж затратное мероприятие в сравнении с потенциальным риском, который несет в себе изнуряющий труд тепловозника?
«Хотелось бы знать, что будет, если машинист потеряет сознание от жары, а за спиной 50 цистерн с газом? Да, есть системы контроля бдительности, но все же?! А, есть же помощник, точно! XXI век на дворе! Сколько стоит один кондиционер в сравнении со стоимостью груза и подвижного состава?!! А что же профсоюз, где он?!» – пишет он.
Изменить ситуацию сможет только ЧП, уверен Ильшат из ВК: «Как случится катастрофа на пассажирском сообщении из-за того, что машинист сознание потеряет от жары, сразу всем кондиционер поставят, а то и по два».
Рецепты выживания: езда в трусах, горячий чай и купание в озере
В своих пабликах и на нашем сайте машинисты делятся друг с другом рецептами выживания.
«Самое лучшее – чай! Пару – трёшку кружек махнёшь… И пофиг 40-градусная жара», – пишет Алекс.
Анонимный машинист предлагает на малодеятельных участках пользоваться благами природы: «Мы очень часто просто купались в озере рядом с ж/д!!!! В жару очень выручало это!!! Остановишься, прыг в воду, – благодать!»
«А мы цистерну цепляли за тепловозом с прохладной водой, – дополняет Александр. – Сбегал, искупнулся и на рабочее место. Еще практиковали езду в трусах – да, да!!! Но рубашка одета: вдруг инструктор на встречном – премия уменьшится…»
Машинист Сергей дает совет, как охладить кабину на тепловозах серии ТЭ10: по его словам, на этих локомотивах в жару надо максимально плотно закрыть все двери и обязательно лючки в дизельное помещении, включить главный вентилятор и открыть верхнее жалюзи: «Вентилятор с кабины вытянет всю жару. Ну, а если набрать 8 позиций и более, а потом еще и дверь открыть, то держите журналы, в дизель улетит все, что легкое».
«Парни, воду пейте с аспирином или солью, на один литр воды разводить одну столовую ложку соли или одну таблетку аспирина», – дает рецепт Александр из группы ВК. Он говорит, что таким средством пользуются подразделения спецчастей военных служб. Правда, советует перед применением убедиться в отсутствии аллергии на аспирин.
Молчание РЖД
Интересно, ездил ли когда-нибудь гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров на тепловозе? Если нет, то стоит попробовать: острые ощущения гарантированы. Возможно, тогда в кабинах установят кондиционеры – такие же, как в кабинете у начальства – и будут их исправно обслуживать.
«Может, стоит пригласить совершить поездку главу РЖД в кабинете тепловоза, да и электровоза, летом в жару? – предлагает машинист Олег. — Только не в специально подготовленный тепловоз/электровоз».
Но вряд ли глава РЖД на такую поездку решится. Да и зачем? У гендиректора другие заботы: на дворе XXI век и надо срочно строить высокоскоростную магистраль Москва – Петербург, а также проложить короткий ж/д путь на юг, как приказано.
Не беда, что половина железных дорог России до сих пор неэлектрифицирована и труд машиниста тепловоза по-прежнему востребован.
Не беда, что у машинистов тепловозов нет премий и доплат за работу в особо тяжелых, практически дореволюционных, условиях.
Не беда, что машинистов после изнурительного лета массово списывают по прохождении медкомиссии из-за обострившихся сердечно-сосудистых и других заболеваний.
Машинисты все равно работают, не бастуют. Жалуются только анонимно, в соцсетях. Карманный профсоюз исправно отчитывается о выполнении норм охраны труда.
Зато в области ВСМ мы впереди планеты всей. Правда, это еще не точно.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.