Найти тему

Как работает профориентолог с подростком?

Задача дать путь к счастью, а не указать точно место
Задача дать путь к счастью, а не указать точно место

На днях встречалась с потенциальным партнером, юрист по образованию и сфере деятельности. И она мне уже в конце разговора говорит: «Не понимаю, как такой рассудительный и логичный человек мог пойти в профориентацию. Это же типа гадания, невозможно найти верное решение».

Надеюсь, ее я переубедила.

У человека нет какой-то одной ИДЕАЛЬНОЙ профессии. Ему может подойти несколько вариантов, особенно с учетом междисциплинарности многих современных профессий. Поэтому моя задача – не дать рецепт счастья, а запустить процесс поиска, исследования, переоценки себя и мира.

Как это выглядит?

Андрей, 14 лет, закончил 8 класс в одном из прибрежных регионах РФ, школа обычная, твердый хорошист, репетиторов нет. Любит историю, обществознание и географию, особенно в части изменения политических границ, и даже делает свои интерактивные карты и видео в ТикТоке по изменению границ разных стран. Но компьютерным дизайном не увлекался. Физика, математика, английский на нормальном уровне, но особо не интересуется. История нравится больше, особенно военная, но обществознание считает полезнее для жизни. Читает новости (вообще подростки должны это делать, потому что проходят этап поиска своего места в мире, а значит оценки окружающей действительности и мира в широком смысле слова, но по факту у некоторых нет интереса в общественно-политический, экономической или научной повестке), иногда делает свои посты на события дня, и еще активнее участвует в дискуссиях на актуальные современные темы в ТикТоке и Телеграмме.

Семья неполная, мама в продажах, папа военный.

Запрос семьи: ребенок точно идет в 10-11 класс, поэтому хотят понять, что ему подходит и куда дальше развиваться. Ребенок пришел на программу профориентации, потому что родители сказали. Сам не о чем конкретно в плане дальнейшего выбора не думал.

На первой встрече у меня сложилось такое впечатление о подростке: осторожный, скромный, рассудительный и думающий ребенок, спокойный, уверенный в себе, хорошо формулирует мысли, не болтливый. Основные мотивы:

- ориентация на руководство, не хочет работать руками, быть военным (они очень сильно устают)

- интерес к политике

- не боится высказывать свои идеи и мысли публично в письменном виде, но делает это не регулярно и только в соцсетях.

Дальше началась недельная онлайн-диагностика, где моя задача – увидеть повторяющиеся мотивы (они могут быть сформулированы по-разному, но смысл один).

Итак, диагностики подтвердили ориентацию на менеджмент и руководство людьми.

Появились новые акценты:

- известность

- участие в чем-то новом, редком, инновационном.

Последняя диагностика «8 кадров» – на мечту, подтвердила запрос на известность (комментатор на ТВ, блогер или мэр города) или картографию (у него появился образ моряка, хотя сами они карты не создают).

Итак, что имеем:

- практический интерес к естественным наукам отсутствует, хотя информированность на уровне новостевой повестки есть

- руководство людьми интересно, но соответствующего опыта нет

- базовые интересы: география и история, обществознание, но главным образом в контексте карт или военной истории.

С учетом его опыта (вернее полного отсутствия насмотренности и практики) рекомендовать что-то прямо подходящее и одновременно перспективное в контексте рынка труда через 10 лет сложно. Так бывает, когда ребенок не осознал себя в профессиональном контексте, поэтому не может сформировать проект своего будущего.

В таких случаях задача: дать рекомендации по тому, что нужно предпринять, чтобы через год-два подросток смог профессионально самоопределиться: профессиональные сферы или направления, проекты, где уже сейчас нужно пробовать участвовать, а также контент для повышения насмотренности - видео, каналы и сайты для просмотра.

А вы бы что ему рекомендовали?