В психологии сказок мы часто встречаем сюжет, где Прекрасная Дева попадает в беду - она захвачена драконом, разбойниками, ее украли, продали в рабство или держат в тюрьме. В такие моменты ее ожидает спасение в виде архетипического образа, знакомого нам всем - "Принц в сияющих доспехах" или "Принц на белом коне". Этакое чудесное спасение.
Но мало популярен и другой образ, который отыгрывает "Раненого рыцаря". Это действие, когда наш главный герой, Доблестный Рыцарь или какой-нибудь Царевич вдруг оказывается смертельно ранен - мечом в поединке, после схватки с диким зверем, после падения с высоты или отравленный ядом. Так или иначе, его часто находит или он набредёт на дом с Женщиной, целительницей, травницей или просто встречает добрую девушку, которая его исцеляет и врачует.
Сегодня я предлагаю немного пристальней посмотреть на эти сюжеты и поразмышлять - а кто это вообще такие "Дева, попавшая в беду" и "Смертельно раненый рыцарь"?
Сюжет - Дева, попавшая в беду.
Конечно же, мы с вами помним, что существуют в жизни девочек и мальчиков понятие идентичности, которое формируется примерно в 5 лет. Оно звучит примерно так: "Хм, я больше похожа на маму, чем на папу! Я девочка!" И девочка начинает наблюдать за мамой, копируя ее поведение, чтобы все больше и больше следовать внутренней идентификации "Я девочка!". Но у девочки не растворяется фигура Отца, ее маскулинность. Она вытесняется в такую фигуру как Анимус.
Анимус - это вытесненная мужская часть в женской психике. Это проводник в мир психической деятельности. Именно Анимус помогает женщинам испытывать чувства и качества, которые многие называют "мужскими". Защищать свое дитя, бороться за любимого, становиться лидером, выживать и спасаться, терпеть боль, быть стойкой и железобетонной. Женщиной в латах.
И в сюжетах с "Бедовыми дамами" главные не эти самые дамы, а Рыцари, которые являются к ним на спасение, на их Зов. Это те самые внутренние "Рыцари" маленьких девочек (чаще всего Отцы, Дяди, Дедушки, Братья), которые олицетворяют защиту, безопасность, доверие. Очень часто, когда мы уже приходим во взрослость и начинаем узнавать себя, то Анимус может являться нам образом Любовника, идеального мужчины, которого мы идешь в реальности, пытаемся узнать в прохожих и знакомых мужчинах.
Чтобы понять, какой же у вас защитник и какие качества живут внутри вас, чтобы вы могли сами спасти свою внутреннюю "Бедовую даму" - вам нужно разыграть спектакль в своем воображении. Представьте, что вы попали в ту самую беду - разбойники, грабители, тунеядцы и драконы (да хоть все вместе!), и тут явился Он... А дальше листок и ручка, и опишите каков Он, как он справляется с вашими бедами, какими силами и инструментами!
Сюжет - Смертельно раненый рыцарь.
Как мы уже выяснили из первого пункта, что в 5 лет девочки понимают, что они девочки и обретают Анимуса. То мальчики идут точно в таком же направлении, только обретают Аниму. Анима - это женская часть в психике мужчины. Она идет в основном от праобраза матери и ее представлений. Она заботливая, хозяйственная, нежная и ласковая, мудрая и красивая, теплая и спокойная. Все это, конечно же, часть Анимы. Она может немного подменять свой образ с Мудрой Матери, на Любовницу или неуловимую Девственницу.
Эти сюжеты менее популярны, потому что: первое - мужчины реже читают сказки; второе - мужчины крайне редко признаются в том, что они тоже (как и девушки) фантазируют о том, как они - раненые и избитые, упадут в нежные и ласковые руки! В из маскулинной голове это вроде как "не по-мужски". Анима - это вся феминность, вытесненная куда-то в подсознание.
Что же случается в сюжете с Раненым рыцарем"? Рыцарь - после тяжкого события, которое его почти убивает, оказывается смертельно ранен. Важно в сюжете отразить степень вреда - может оторвать руки и ноги, латы могут быть пробиты, герой едва выжил в огне дракона, или оказался сильно ранен в схватке с врагом... Это показывает нам мир мужчин, где правит тестостерон, где мало чувств и заботы, где есть обязанности, войны, соперничество, тяжелая работа - добыча средств для безопасности, мира и жизни в целом. И тут, в пик его уязвимости появляется Она - девушка, что не обладает качествами "или ты, или тебя". В ней есть осторожность, чтобы не сделать еще больше боли, сострадание, ласка и забота, мудрость и знания для исцеления. Рыцарь готов рухнуть в ее руки и сдаться на милость Женщины, на ее Великое милосердие. Спустя время заботы и бережного ухода Рыцарь вновь готов к подвигам.
Эта история говорит о том, что мужчины сильнее подвержены травмам, потому что их задача направлена на внешний мир, она диктует "бороться" за место под солнцем, подставлять себя под удар, поэтому им необходимо обрести внутреннюю Аниму, чтобы понимать, когда пришло время упасть в ее руки и наконец-то позаботиться о себе!
Здесь же вы можете предложить своему мужчине или молодому человеку (а если вы мужчина, то пофантазируйте на досуге сами) поразмышлять на тему сюжета. Начините историю, а он пусть придумает конец. Тут важно начать с того, что Рыцарь отправился в путь (пусть выберет - это было чудовище, засада, война, приказ короля и тд. , и тп.,) и случилось так, что бой дался ему тяжело, враг был повержен, но Рыцарь оказался "смертельно ранен" (дайте мужчине возможность самому решить, какие именно раны нанесли Рыцарю), и потом его вдруг находит или он сам натыкается в пути на Девушку, которая его спасет. Что это за Девушка и как именно она его спасает?
Если в паре обмениваться такими фантазиями, вы можете многое узнать о том, чего не хватает вам или вашему партнеру. Какие раны вы носите в себе, и что именно может помочь вам спастись от дракона или исцелиться от яда.
______________________________________
Вы можете заказать написание персональной сказки с последующим анализом. Подписаться на телеграм https://t.me/broseliand_forest