Француз Франк Перера – настоящий стойкий человек: в конце 2023 года 40-летнего гонщика выгнали из DTM после тяжелого сезона в «SSR», хотя он и завоевал первую победу для «Lamborghini» в истории DTM на старте сезона. Но в последний уик-энд DTM на Норисринге Перера вернулся в качестве замены «GRT» и добился сенсационного финиша на подиуме, заняв второе место!
Тот факт, что бывшего соперника Льюиса Хэмилтона по формуле не так-то легко сбить с пути из-за неудач, возможно, как-то связан с его историей: в 2006 году он был на грани прихода в Формулу-1 с «Toyota», но затем все резко оборвалось.
«Все было кончено», — сказал Перера. «Я полностью прекратил заниматься. У меня началась депрессия, проблемы со здоровьем, и много других проблем. Я хотел остановиться, потому что немного устал от спорта и всего остального. Это было трудное время».
Поначалу казалось, что у Переры на пути в Формулу-1 дела идут гладко: в 1998 году он стал чемпионом мира по картингу среди юниоров, а в следующем году — чемпионом по картингу в классе Формулы А. Это принесло ему прозвище «Комар» — и место в юниорской программе новой команды «Toyota» в Ф1 в 2001 году. Вместо некоего Фелипе Массы.
Перера также проявил свой талант в формульных гонках: в 2005 году он занял четвертое место в общем зачете Евросерии Ф3, опередив Себастьяна Феттеля. А на самом ярком этапе GP2 в Монако в 2006 году он преследовал будущего чемпиона Хэмилтона по узким улочкам княжества и занял второе место.
«Если хочешь продвинуться в серии, иногда помогает политика. Правильный движок или что-то в этом роде», — говорит Перера, у которого, по его собственным словам, не всегда был лучший материал.
Сегодня он признает, что на пути в Формулу-1 ему дали плохой совет: «В годы GP2 я был не в той команде. У меня не было тренера, я определенно принимал неправильные решения. Иногда в этом мире слушаешь не тех людей».
Ему также иногда не хватало необходимого приземленного отношения: «Я был очень молод — и, вероятно, немного самонадеян в то время. Я был близок к цели — и все тебе говорят: «Ты молодец, ты добьешься успеха и попадешь в Формулу-1″. С этим нелегко было справиться».
В 2004 и 2005 годах ему разрешили протестировать машину «Toyota» Формулы-1 в Хересе, и он даже проехал километры, необходимые для получения Суперлицензии. «Это была мечта — хотя бы пилотировать машину Формулы-1. Машины были сумасшедшими, особенно тогда», — вспоминает он. «Потом наступил экономический кризис, и «Toyota» остановила программу Формулы-1″.
Перера переехал в США – и в 2007 году стал «Новичком года» на предварительном этапе Инди Формулы Атлантик. В феврале 2008 года он сбил всех с ног во время тестов Champ Car в Себринге и установил рекорд круга, опередив даже Симона Пажено, который также тестировался за команду «Conquest». Но в том же месяце было подтверждено слияние с Indy Racing League.
Перера приезжал лишь на несколько гонок — без приданого в США ничего добиться было невозможно. «Люди говорят вам, что вы молодец, но проблема в том, что у вас нет денег», — говорит он. «Это заставляет тебя терять страсть».
Франк погрузился в серьезный личный кризис в возрасте 26 лет. «Я действительно был на самом дне», — вспоминает он о 2011 и 2012 годах, когда казалось, что мечта разбилась вдребезги. «Был момент, когда я позвонил родителям, потому что хотел приехать домой. Все пошло не в том направлении. Мне было очень плохо».
Перера боролся с депрессией, работал барменом, официантом и шофером в Ницце – и из-за проблем со здоровьем поправился на десять килограммов. Благодаря психологической помощи дела снова пошли на поправку – и в 2012 году у меня появилась возможность управлять «Porsche 997 GT3 R» в чемпионате Франции GT.
«Я морально и физически был далек от того, чтобы снова начать участвовать в гонках», — говорит он. «Но потом, когда ты возвращаешься в машину, делаешь что-нибудь и вдруг снова чувствуешь себя хорошо, ты думаешь про себя: может быть, я смогу начать новый этап?».
Итак, Перера пробился в гонки GT и собирался подписать контракт с «Audi» в конце 2016 года, прежде чем разразился дизельный скандал. После сезона «GRT» пригласила его — и вместе с ним выиграла 24-часовую классику в Дайтоне в начале 2018 года. Затем его назначили заводским пилотом «Lamborghini», где он и зарекомендовал себя по сей день.
И, похоже, явно повзрослел. «Я верю в себя и знаю, на что способен», — уверенно говорит он. «Если я не соберусь, то не буду плакать. Есть много гонщиков, которые затем устраивают большую драму. Это похоже на конец света, если ты медленнее на две или три десятых».
Перера также хочет быть лучшим, прямо как в 2024 году на Норисринге, когда Перера всех удивил. Что, кстати, завершает наш рассказ: ровно 20 лет назад он был на подиуме в Монако как многообещающая надежда Ф3 вместе с победителем Хэмилтоном и Лоиком Дювалем.