«Помощь по дому» — это довольно абстрактное понятие, и у каждой семьи есть свои правила и требования. Для начала мы бы хотели перечислить те возможные домашние дела, с которыми способны помочь подростки. Далее мы попробуем ответить на следующие вопросы: «должен ли подросток помогать с уборкой родителям?», «что делать если подросток не помогает по дому?», «должны ли дети помогать по хозяйству?», «как заставить ребенка помыть посуду?», «почему подростки ленивые», «беспорядок в комнате подростка». Итак, дела по дому для детей.
Обязанности ребенка в семье
- Уборка своей комнаты, частично прибираться в общих помещениях, вынос мусора и т. д. Этим базовым навыкам уборки можно научится в детском лагере. Например, в Робинзонаде по итогам лагеря проводится рейтинг чистоты. Самый чистый дом или палатка получают призы.
- Помощь по мере возможности в приготовлении еды, помощь за столом до и после приема пищи. Если дома, порой, это бывает сложно, то на туристических программах это становится необходимостью. Состав меню из набора продуктов, приготовление еды при помощи вожатых и т. д. Такие активности развивают коллективную ответственность
- Поддержание порядка в своих личных вещах: постирать одежду, почистить обувь; соблюдение гигиены. На туристических (и не только) программах лагеря это становится необходимостью. Есть техника «дом». В палатках или в пансионатах в первые дни вожатые тщательно объясняют, где должна быть обувь, где вещи, ванные принадлежности.
- Помощь с младшими братьями и сестрами: игра, выполнение уроков и т. д.
- Регулярное выполнение уроков и домашних заданий без напоминания.
- Принятие участия в семейных мероприятиях, праздниках и т. д. Помощь в планировании поездок, праздников, совместных развлечений и т. д.
- Участие в обсуждении важных семейных вопросов, демонстрация ответственного отношения к семейным делам.
- Помощь родителям или старшим родственникам при необходимости, например, при покупках, походах в больницу и т. д.
- Соблюдение установленных семейных правил, в том числе по поведению, использованию техники, времени пребывания вне дома и т. д.
- Помощь в уходе за домашними животными, если они есть в семье.
- Развитие собственных навыков и интересов, участие в кружках, детских спортивных секциях и т. д.
- Экономное использование воды, электроэнергии, продуктов питания и т. д.
- Соблюдение и уважение семейных традиций и обычаев.
- Помощь в украшении дома, создание уюта и радости для всех членов семьи.
Обязан ли ребенок помогать родителям по дому и почему дети должны помогать по дому?
Так культурно сложилось, что к девочкам больше требований и с проблемой «дочь ничего не делает по дому» в практике мы встречаемся чаще. Как научить ребенка помогать по дому и обязан ли он это делать? Должен ли ребенок убираться? Как заставить ребенка помыть посуду, помогать по хозяйству? И главное, почему важно помогать родителям с уборкой?. Отвечая на эти вопросы родителей, предлагаем рассмотреть, для чего все это необходимо и какие аспекты развития затрагивают вышеперечисленные обязанности.
Советы психолога
Развитие ответственности: Участие в домашних делах помогает детям развивать чувство ответственности и уважения к обязательствам. Как правило, дети не самостоятельные. Программы лагеря учат самостоятельности. Дети учатся выполнять задачи, которые помогают коллективу и семье в целом, и осознают свою роль в сообществе.
Формирование навыков самостоятельности: Выполнение домашних обязанностей учит детей организовывать свое время, работать над поставленными задачами и решать повседневные проблемы без посторонней помощи.
Участие в жизни семьи: Помощь по дому способствует более тесному семейному взаимодействию и созданию единого коллектива. Дети, помогая родителям, проявляют заботу и внимание к членам семьи.
Социализация и адаптация: Участие в домашних делах помогает детям освоить нормы и ценности, принятые в их семье и обществе в целом. Это способствует их социальной адаптации и успешному взаимодействию с другими людьми.
Таким образом, большинство психологов склонны считать, что помощь ребенка по дому положительно влияет на его развитие и воспитание. Однако важно учитывать возрастные особенности и способности ребенка, чтобы не перегрузить его и не создать излишнего давления.
Домашние обязанности ребенка 10 лет и старше
В дополнение к вышеперечисленным обязанностям хотелось бы чуть более углубиться и перечислить дела, которые в состоянии делать дети в возрасте 10 лет и старше, но еще несовершеннолетние. Это могут быть как обязанности мальчика в 12 лет по дому, так и для девочки.
- Уборка и поддержание чистоты: уборка игрушек, складывание одежды, пылесос, вынос мусора, протирка пыли, мытье полов.
- Обязательно забота о личной гигиене: умывание, чистка зубов, уборка за собой в ванной.
- Помощь на кухне: приготовление каши, бутербродов, нарезка фруктов и т. д. Накрытие стола, помощь при приготовлении блюд, уборка после еды.
- Помощь в заботе о животных (если они есть): кормление животных, чистка клеток, выгул собаки.
- Помощь в уходе за садом или огородом (если есть): приучение к поливу растений, сбору урожая, уборке листьев или сорняков.
- Сбор грязного белья, разгрузка и загрузка стиральной машины, складывание чистого белья.
- Сопровождение родителей в магазин, помощь с выбором товаров, перенос покупок.
- Помощь с мелкими ремонтными работами: при сборке мебели, при покраске стен или декорировании комнаты.
Ребенок не хочет помогать по дому и как научить ребенка помогать
Часто дети не хотят помогать по дому и обязанности игнорируются, забываются, либо пролетают мимо ушей. Сопровождаются нытьем, недовольным лицом, всяческими отговорками, тем что мальчик или девочка просто ленятся. Закономерен вопрос «как заставить детей убираться дома?». Ребенок не хочет помогать родителям, каждый раз приходится его уговаривать, и это вызывает беспокойство. Скорее всего в семье отсутствуют или развиты в недостаточной мере нижеперечисленные аспекты. Но есть способы изменить эту ситуацию, не создавая напряженности в семье. Предлагаем просканировать и скорректировать родительские стратегии в соответствии со следующими позициями. Помните о возрастной периодизации и возможностях детей. Составьте список что должен делать подросток в 14, 15, 16 лет по дому и продумайте как грамотно сделать дополнительное увеличение обязанностей каждый год.
Положительное моделирование. важно не только говорить, но и показывать, как вы сами выполняете домашние дела с удовольствием. Ребенок больше склонен подражать вашему примеру, чем просто слушать указания, и это не будет ни к чему обязывать.
Создание позитивной ассоциации. Связывайте выполнение обязанностей с приятными моментами, например, после уборки можно устроить вместе небольшую вечеринку или предложить выбрать фильм для просмотра.
Разработка конкретных инструкций. Предоставьте четкие указания о том, что нужно делать, и разбейте задачу на мелкие шаги. Это поможет ребенку лучше понять, как действовать.
Постановка целей и наград. установите цели для выполнения обязанностей и предложите мотивационные поощрения за их достижение, например, создавая доску достижений или договариваясь о привилегиях за помощь.
Позитивное усиление. Поощряйте ребенка за помощь по дому положительными словами, объятиями или небольшими наградами. Это укрепит связь между выполнением обязанностей и приятными эмоциями.
Обучение навыкам. Помогите ребенку развить необходимые навыки для выполнения домашних дел, проводя тренинги по уборке и готовке. Это поможет ему чувствовать себя более уверенно и компетентно.
Участие в процессе принятия решений. Вовлекайте дочь или сына в планирование и принятие решений относительно домашних дел. Это поможет ему чувствовать себя более ответственным, обязанным и важным членом семьи.
Эти рекомендации основаны на принципах когнитивно-поведенческого подхода, который акцентирует внимание на мыслях, чувствах и поведении человека, а также на взаимосвязи между ними. Позитивная мотивация и учет индивидуальных потребностей ребенка способствуют развитию ответственности и сознательного отношения к выполнению домашних обязанностей, отсутствию лени. Также эти стратегии акцентируют внимание на ценности личности, самореализации и уважении к индивидуальным потребностям каждого члена семьи.
Почему подростки устраивают беспорядок
Причины не линейны. Нельзя связать напрямую проявление стресса и беспорядок в комнате. Психика подростка ранима. Все сугубо индивидуально и ответ на вопрос «почему и зачем» будет носить предполагаемые причины.
Выражение внутренних конфликтов: беспорядочное поведение подростков может быть способом выражения внутренних конфликтов и неудовлетворённых потребностей. Это могут быть конфликты между желанием независимости и потребностью в безопасности, стремлением к самоутверждению и страхом провала, а также межличностные конфликты с родителями или сверстниками.
Поиск идентичности: в период подросткового возраста происходит интенсивный поиск собственной идентичности. Беспорядочное поведение может быть попыткой подростка определиться в своих предпочтениях, ценностях и отношениях с окружающими.
Проявление стресса и тревоги: подростки могут устраивать беспорядок в ответ на переживаемый стресс или тревогу, связанную с недостатком самооценки, сложностями в школе, проблемами с друзьями или семейными конфликтами.
Подавление негативных эмоций: для некоторых подростков беспорядочное поведение, и отсутствие порядка может служить способом подавления негативных эмоций, таких как гнев, разочарование или тревога. Разрушение и хаос могут временно облегчить психическое напряжение.
Поиск границ: в процессе становления личности подростки испытывают необходимость определить границы своей автономии и возможности влиять на мир вокруг себя. Устраивание беспорядка может быть способом проверить эти границы и понять, как они взаимодействуют с окружающим миром.
Эти интерпретации основаны на предположениях, которые сосредотачиваются на изучении подсознательных мотивов и внутренних конфликтов, формирующих поведение и личностную идентичность подростков.
Как побудить подростка помогать по дому
В первую очередь спросите своего ребенка, «должен ли подросток помогать по дому родителям?» «Что делать если ребенок не хочет убираться в своей комнате?» Какие, по его мнению, могут быть обязанности подростка по дому, и как приучить подростка к порядку и убирать за собой. И что делать, когда в ответ подросток не хочет помогать по дому. Помните, нет ответа на вопросы «как заставить подростка помогать по дому» и «как заставить подростка убираться в своей комнате». Все индивидуально и требует анализа и внимательного подхода, поверьте, стоит приучить подростка к порядку, научить убирать за собой, и вы будете вознаграждены вкладом и успехом подростка во взрослой жизни. В этом разделе будем повторять абзац под заголовком «ребенок не хочет помогать по дому» с дополнениями, присущими подростковому возрасту.
- Участие в принятии решений: включение подростка в процесс принятия решений относительно распределения домашних обязанностей может повысить его чувство ответственности и самооценки. Это также может способствовать развитию навыков планирования и организации.
- Использование позитивной рефрейминговой терапии: подростку может быть полезно пересматривать свои негативные убеждения о выполнении домашних обязанностей и их ценности. Родители могут помочь подростку переоценить ситуацию и увидеть положительные стороны помощи по дому, например, как способ проявить заботу о семье или развивать навыки самостоятельности.
Воспитание аккуратного подростка
Аккуратность требует определенных черт личности или сформированных навыков, а подросток ленится во всем, что делать? Использование следующих стратегий поможет снять этот вопрос с повестки.
Осознанное восприятие: начинаем с помощи подростку осознать свои привычки и поведенческие паттерны. Это может включать в себя осознание того, как неаккуратное поведение влияет на его самочувствие и окружающих.
Активное присутствие: побуждаем стать более активным участником своей жизни и окружения. Это может включать в себя обращение внимания на детали, окружающие среду, и активное участие в уборке и поддержании порядка.
Интеграция частей в целое: имеется в виду интеграция различных частей личности в целостную картину мира. Это может быть применено к воспитанию аккуратного подростка, помогая ему понять, как его действия и привычки сочетаются в целостную картину его самовыражения и влияют на его окружение.
Экспериментирование и самовыражение: поддержание процесса экспериментирования и самовыражения. Помогите подростку исследовать новые способы выражения себя через аккуратные привычки и действия в домашней среде.
Уважение к сопротивлению: уважайте сопротивление подростка и поддерживайте его осознание и принятие своих чувств и желаний. Это может помочь подростку лучше понять причины его неаккуратного поведения и найти способы преодоления сопротивления изменениям.
В заключении хочется сказать, что эта публикация отличается от предыдущих наличием списков аспектов, которые трудно удержать родителям во внимании в быту. Мы рекомендуем структурировать их при помощи таблиц или другим удобным вам способом и в затруднительных и спорных ситуациях обращаться к этим данным.
Статья написана психологом детского «Клуба путешественников Робинзонада» — Надеждой Макеевой.
Мы проводим яркие программы активного детского туризма, программы семейного отдыха с детьми, подростковые лагеря, туры для школьников. Наши смены проходят на Валдае, в Подмосковье, на Черном Море и в других замечательных местах нашей необъятной Родины.
Будем рады видеть вас на наших программах!