Вы читаете дзен-блог инженера-строителя. Обо мне можно ▶▶ тут. Я строю дома и пишу о Доме. А дом - это кроме стен и очага, еще и мелочи, определяющие дух и вкусы хозяев. Лучше всего о людях рассказывают редкие, интересные вещички.
Как-то в антикварном магазине я увидел копилку в виде аппарата для продажи газировки.
- Э, нет, - сказали мне, - это совсем не про газировку, это мини-борман.
Продавца отвлекли, и я так и не узнал, что такое мини-борман, пока случайно не наткнулся в сети на картинку с очень похожей копилкой.
Позже я узнал, что мини-борманом назывался первый российский вендинговый аппарат, установленный в Санкт-Петербурге в магазине Жоржа Бормана 5 ноября 1898 года. Выглядел он иначе, чем на картинке. Это был шкаф-теремок с красивыми сказочными картинками высотой со взрослого человека с черепичной крышей, назывался «Домик братьев Гримм». В отверстие следовало кинуть монету в 15 копеек, нажать на щиток, и тогда в специальный отсек вылетала плитка шоколада. Если представить, что тогда были мессенджеры, то переписка по поводу события могла бы выглядеть так:
Тридцать лет на разбег
Я сам предприниматель, на своем опыте знаю, какие риски и ресурсы (не только финансовые, но и моральные, физические) задействует человек для того, чтобы его дело развивалось и процветало.
Допустим, вы стартовали в 90-е годы, на фоне развала СССР (это мое детство). У вас есть 35 лет до сегодняшнего дня, чтобы вырастить бизнес или успешно загубить его.
Давайте посмотрим, как этот путь в сравнимые сроки прошел Борман.
Путь от первого вложенного в дело рубля до аренды, затем покупки производственных помещений, развития производства и его масштабирования.
До выстраивания сбытовой цепочки - совершенно нового направления бизнеса.
Итак, Жорж Борман....
- 1863 год. Его фабрика представляла собой ремесленный цех, в котором трудились 6 рабочих.
- 1866 год. Удача любила трудолюбивого молодого человека, и как-то подарила ему шанс - он купил лотерейный билет за 1 рубль, а выиграл 75 000 рублей. Вы бы поехали на Мальдивы или купили жене манто?.. Или все же деньги в дело? Он все вложил в расширение производства, купив для этого действующую, но не доходную шоколадную фабрику на Английском проспекте. Для себя на втором этаже фабрики он выделяет место под квартиру.
- В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция Бормана получила бронзовую медаль.
- 1872 год. Пристраивает новые корпуса к фабрике. Кроме шоколада и шоколадных "конфект" теперь будут выпускать карамель, мармелад, пастилу.
- В 1876 году Григорий Николаевич Борман (его полное имя) удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения государственного герба на своей продукции.
- 1898 год - начало автоматизации продаж, Борман заказывает вендинговые аппараты для продажи шоколада.
Что такое вендинговый аппарат?
Вендинг — это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем. В СССР такими аппаратами был очарован советский генсек Хрущев. После поездки в США он велел закупить (и разрабатывать отечественные аппараты) машинки для продажи штучных вещей - бакалеи.
По сообщениям газет, некий работник ленинградского завода «Вена» Агрошкин изобрел аппарат для изготовления газированной воды еще в 1932 году. Сатуратор установили в столовой Смольного, и, пройдя одобрение начальства, он был растиражирован по всему Союзу. Аппарат Агрошкина часто называют первым советским вендинговым автоматом. Это неверно - без участия человека аппарат не работал.
Первые вендинговые автоматы для продажи газировки все же появились с подачи Никиты Сергеевича.
Одновременно с его поездкой за океан заводы страны получили задание сделать свое - торговые автоматы для продажи напитков, мороженого, сладостей, бутербродов и выпечки. Студент-преддипломник Гари Гамуля внес решающий вклад в работу КБ харьковского завода "Механолит" - предприятие получило заказ правительства разработать автомат для продажи напитков как в таре, так и на розлив. В мае 1958 года первые в Союзе автоматы газированной воды АТ-26 ("Харьков") появились в магазине "Соки-воды" на улице Сумской. Вода с сиропом стоила 3 копейки, вода без сиропа - 1 копейку.
Однако, справедливо и правильно будет назвать пионера автоматизации в торговле - первые вендинги России все же предъявил согражданам Григорий Николаевич Борман, сын обрусевшего немца. Домашнее его имя - Жорж - стало частью знаменитого шоколадного бренда. Первая награда за его труды выглядела как шоколадная медалька - это отмечали многие.
Шоколадные новации Жоржа Бормана
Еще студентом Григорий подрабатывал продавцом в магазине сладостей. Он придумал одну незатейливую штуку, которая обеспечивала поток клиентов - поставил небольшую машинку для отливки шоколада в формы прямо на прилавке: сам процесс завораживал посетителей, а волшебный аромат лишал их признаков воли.
Бездетные, одинокие, старые люди - владельцы кондитерского магазина - подарили ему свое заведение. Так Жорж обзавелся первой недвижимостью.
Еще одной новацией Бормана стала упаковка шоколада в коробки, которые можно было бы приспособить в хозяйстве - реклама его фирмы была броско размещена на любом таком товаре. Например, на металлическом колокольчике для прислуги. Для неимеющих прислугу эта же упаковка становилась копилкой.
Он придумал дарить клиентам за щедрые покупки брендированный мерч, например, совок для сыпучих продуктов.
А еще он считал своим долгом давать детям полезные сведения, помогал советами делать забавные поделки, фокусы, объяснял физические законы - все эти сведения печатали на упаковке шоколада.
Жизнь как удивительное чудо с открытиями
Из справочника «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» за 1909 год. В разделе «Конфетные, шоколадные, пряничные и макаронные фабрики» перечислены перечислены 207 предприятий. Из них по семи указан объем годового производства более одного миллиона рублей.
Есть удачливые предприниматели, к числу которых относится и Борман. Но он был еще настоящим подвижником своего дела, он хорошо знал шоколадное производство и относился к созданию новых вкусов почти как к волшебству. Жизнь - это чудо, открытия, успех и удача, - говорил он сотрудникам фабрики и магазинов.
На стыке веков в лидеры отрасли вышли три бренда:
- Столичный питерский «Жорж Борман» (с учетом филиала в Харькове),
- Московское «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей»
- Московская фабрика «Эйнем».
Его отец был фармацевтом, и желал передать дело сыну. Сын же увидел настоящее чудо не в том, чтобы смешать два порошка и получить одно эффективное лекарство, а в том, как из обжаренных и смолотых какао-бобов можно было творить сладкие мелодии: берешь два простых аромата - годятся только на какао...
Берешь до пяти дорогих сортов какаовых бобов, и получается хрусткий ароматный шоколад. Создавать композиции шоколада - настоящее таинство, которое увлекло Жоржа Бормана.
Шоколад - это не только вкусно, но еще и красиво. Витрины дома Бормана были всегда великолепны.
Лимит удачи господина Бормана
Через 10 лет после установки первого вендинга России шоколадную фабрику Бормана национализируют, как и все его 10 кондитерских магазинов в Санкт-Петербурге (три из них на Невском проспекте).
Человек, который вместе с Фердинандом Теодором фон Эйнемом, Адольфом Сиу и Алексеем Абрикосовым с сыновьями олицетворял шоколадное дело России, был потрясен потерей дела всей жизни и переменой участи. Удача, которая так щедро улыбалась Жоржу Борману, закрыла кредит. Он не дожил до конца года, 25 декабря 1918 года скончался в Харькове и был похоронен на Лютеранском кладбище, которое вскоре раскатают под расширение новых улиц.
Благодарю за предоставленные сведения дружественный проект "ProСВЕТ".