Для того, чтобы сегодня войти во вчерашнюю воду, попробуем, как говорят программисты, выйти и зайти. «How the West Was Won» – так называется изданный в 2003 году тройной LP или двойной CD с записью американских концертов Лед Зеппелин 1972 года. Чистоте восприятия будет содействовать ещё и тот факт, что именно этих записей я раньше не слышал. Попробуем с чистого листа зафиксировать то, что содержится в этой музыке. Итак, погнали…
В наличии у нас CD-версия. CD1:
1 Immigrant Song – резкая тяжёлая музыка и голос-сирена. Да, это хард-рок или даже хеви-метал (которого тогда ещё не было)… но необычный, ни на кого другого не похожий. Это как пришествие инопланетян (и тут наиболее уместной видится параллель с французской группой Magma).
Таким образом, с ходу получаем сильный заряд цеппелиновской магии, в основании которой лежит ИНОРОДНОСТЬ. Подсказка здесь уже в самом названии – ПЕСНЬ ИММИГРАНТА. Нравится ли? Драйв, конечно, есть – вот только никаких душевных чувств на возбуждает, затрагивает не душу, а какие-то другие рецепторы.
2 Heartbreaker – как продолжение первого трека: есть чёткий хард-роковый рифф, забойная ритм-секция, но в отличие от подобных боевиков DP здесь некая металлическая холодность, жёсткость иной природы, как ледяная вода. В конце 5-й минуты гитарист неожиданно начинает играть, кажется, баховское Буре – и оно как будто проблеск из другой оперы, из другого пространства, после чего опять следует всё сметающий на своём пути забой.
3 Black Dog – и здесь настала пора задаться вопросом: нравится ли мне это сейчас? Это ведь одна их самых известных их вещей – но что в ней хорошего? Такого, что может греть душу – мелодия? рифф? ритмика? пение? текст? Да ничего из этого нет и… может, никогда и не было? Или было, но осталось в 70-х?
4 Over the Hills and Far Away – начинается как фолк-песня, но затем – тяжёлая ритм-секция, завывающая гитара и… писклявый вокал (фальцет как у Преснякова-младшего). На ум приходит одна объективная мысль: если бы там был баритон или бас, возможно, восприятие было бы другим. А так – раздражение как от комариного писка.
А далее следуют главные хиты:
5 Since I’ve Been Loving You – знаменитый белый блюз, одна из лучших, если не лучшая песня LZ, во всяком случае самая мелодичная. Но это что касается студийной версии на LZ III. А вот в живом исполнении пение явно оставляет желать лучшего – прежде всего из-за злоупотребления повторами и междометиями – всевозможными «оу», «ау», «ууу», «ааа».
6 Stairway to Heaven – главный хит, и мне он когда-то гораздо больше нравился именно в живом исполнении – на «The Song Remains the Same». Но здесь явно хуже – нет того блеска и драйва.
7 Going to California – акустический Цеппелин или Хиппи под солнышком. Пожалуй, наиболее ностальгическая песенка. И самый блестящий момент в кульминации хоть и смазан – так, как в студии ни на одном концерте Плант её, конечно, не вытягивал, – но из всего прослушанного это производит наилучшее впечатление.
8 That's the Way – это из фирменной цеппелиновской тягомотины: кишки вытягивать или тянуть кота за хвост у них всегда неплохо получалось.
9 Bron-Yr-Aur Stomp – здесь хорош Пейдж на акустике – лучше бы только он и играл, а все остальные помолчали (но тогда это были бы не LZ, а Берт Джанш)… а так в результате какой-то T.Rex получился.
Ну и напоследок для любителей барабанного боя – 10 Moby Dick. Обычно такие вещи пропускаешь – это как соль и перец подавать отдельным блюдом. Оно-то приправы, конечно, необходимы, но есть их отдельно (то бишь слушать) какой смысл? Хотя… прослушал всё от и до (19:20) и даже как-то легло на душу. Наверно, потому что в этой вещи нет вокала – вот оказывается, где мой главный раздражитель!
CD2:
1 Dazed and Confused – именно живое исполнение этой вещи на «The Song Remains the Same» долгое время занимало №1 моего личного хит-парада. Однако тут не совсем тот вариант, внутренность наполнена отчасти другим содержанием, с удивлением находим здесь не что иное как прообраз чёрной мессы. (Кто не знает, что это такое, пусть послушает Litanies of Satan by Diamanda Galás… или хотя бы завывания Ирены Папас – трек «Infinity» на альбоме «666» группы Aphrodite's Child). Кроме того, в этом варианте содержится также The Crunge – вещь из альбома «Houses of the Holy» – которая также воспринимается как некий энергетический негатив – выворотень.
2 What Is and What Should Never Be – когда-то, в самой первой попавшей ко мне, написанной от руки истории LZ об одном альбоме говорилось: «лучших вещей нет, хороших тоже». И по-моему, это именно тот случай. Как, впрочем, и следующая:
3 Dancing Days – чем-то она напоминает панк или гаражный рок.
4 Whole Lotta Love (включающая в себя 2 рок-н-ролла и блюз) – и вот когда я дошёл до этой квинтэссенции LZ, захотелось задать вопрос: – мне одному кажется, что всё это не более чем рок-н-ролл? Только шибко растянутый – одна минута растягивается на 10, при этом смысл остаётся всё тот же – одноминутный. Остальное (5 Rock and Roll – тут ничего и не добавишь. 6 The Ocean – см. комментарии к 2-3-й песням – гаражный рок. 7 Bring It On Home – блюз В. Диксона с цеппелиновским наполнителем) можно и не слушать.
Итого, находим ключевую мысль. Это поколение рок-н-ролла – они на нём выросли – Чак Берри для них – великий музыкант. Но что характерно: у LZ рок-н-ролл какой-то не очень весёлый, не очень заводной – потому что слишком тяжёлый. А блюз – какой-то неживой, поскольку нет души настоящего блюзмена, нет сути настоящего блюза, – это не блюз, а какая-то пирамида Хеопса. Для сравнения ставим Roy Buchanan 1973 «That’s I Am Here For» – после LZ это как свежий воздух при выходе из гробницы на солнце.