Герои Великой Отечественной войны и легендарный пограничник
Возвращалась я как-то от десантников с многострадального города Пологи и моё внимание привлёкло местечко, с интересным мемориалом и музеем под открытым небом - село Смирново Пологовского района.
Известно, что земли эти настрадались во время Великой Отечественной войны: в октябре 1941 года ожёсточённые бои велись в районе Черниговки-Поповки. На пике сражений уже потерялись в счёте тех, кто сложил голову в борьбе с фашизмом. Однако по немецким архивам, в плен попало более 100 тысяч офицеров и солдат Красной армии.
Здесь же погиб в бою командующий 18-й армией генерал-лейтенант Андрей Смирнов. Историки до сих пор спорят по поводу его гибели: одни уверенны, что жизнь его оборвалась при попытке прорвать окружение, по другой - он застрелился, чтобы не попасть в плен. Увидев архивную фотографию и состояние его фуражке на ней, склонна верить второй версии. Известно, что его тело земле предавали сами немцы со всеми военными почестями, отдавая дань уважения смелости и отваге советского военачальника. Поэтому и надпись на памятнике на двух языках. А уже в 1956 году село Поповка было переименовано в Смирново.
Сейчас на местах, где проливалась кровь, стоит большой мемориал. Здесь захоронены 30 солдат Красной армии и 5 пограничников. Двоих имена известны: Николай Моисеенко, Фёдор Балацкий. Однако о пограничниках стоит сказать ещё несколько слов...
Бюст Никиты Карацупа соседствует с памятником бойцам 18-й армии. Никита Федорович - Герой Советского Союза, уроженец села Алексеевка, соседствующего со Смирново. Полковник ещё при жизни стал легендой пограничных войск: прославился своими рейдами против нарушителей границы. Он грамотно обучал собак, которые помогали в служении стражам границы. На основе служебного опыта пограничник написал книгу «Записки следопыта» о пограничной службе, а также создал особую школу воспитания следопытов и дрессировки собак.
К слову, советская пресса постоянно интересовалась легендой "зелёных фуражек", а современные стражи границы ровняются на предшественника. Ведь за за 20 лет службы он задержал 338 нарушителей границы и уничтожил 129 шпионов и диверсантов.
Край - сельскохозяйственный рай
Чудь дальше, следуя по дороге, есть с виду неприметный, но очень интересный музей под открытым небом. «На этом месте 19 апреля 1957 года на базе Поповской машинно-тракторной станции колхозы имени Хрущева, Свердлова, Молотова, Буденного, 17 партийного съезда был организован совхоз «40 лет Октября», - рассказывает нам старая памятная табличка на украинском языке.
Все желающие могут проследить, как развивалась сельскохозяйственная техника. Здесь образцы автотракторной техники различных лет. И первые образцы жаток — машин для скашивания сельскохозяйственных культур и транспортирования скошенной массы к молотилке комбайна, различные машины, комбайн. Полагаю, что край, в котором и сейчас сельское хозяйство бурно развивается, просто не имеет право забросить столь интересное место.
Среди образцов техники моё внимание привлёк знаменитый ГАЗ-67 – полноприводный легковой автомобиль. В свое время он служил разведчикам и штабным служащим, использовался для перевозки пехоты и раненных бойцов и даже как артиллерийский тягач.
Открывай Новороссию и другие места, вместе с "Путешествиями в камуфляже". Буду рада комментариям и подпискам.