Пейзаж не всегда воспроизводит фактическую реальность. Порой он изображает и вовсе вымышленное место, существующее лишь в воображении художника. Это широкий жанр изобразительного искусства и выполняемые им функции также различны. Есть пейзаж лирический, исторический, архитектурный, морской, абстрактный… Однако бывает, что живописец и в самом деле старается во всей полноте передать увиденное. И тогда получаются потрясающие в своей достоверности картины, подобные «Долине реки Бокет в Адирондаке» Уильяма Ричардса.
Уильям Трост Ричардс (1833 — 1905) — американский художник-пейзажист. Будучи сыном простого валлийского портного, он в юности зарабатывал себе на жизнь придумывая дизайн светильников. В свободное время молодой человек брал уроки у немецкого художника Пауля Вебера, оказавшего большое влияние на его художественный стиль. Кроме того юноша путешествовал по Италии и Швейцарии, посетил Францию и Германию.
Заработав себе репутацию искусного живописца, Уильям построил дом и женился на Анне Мэтлак — переводчице, поэтессе и детской писательнице. У них родилось 8 детей, многим из которых также была уготована великая судьба: Анна младшая стала художницей и иллюстратором (в том числе публикаций своей матери), а Теодор — первым американским ученым удостоенным Нобелевской премии по химии.
Но вернемся к самому Уильяму Ричардсу. Как художник он прославился пейзажами, прежде всего акварельными, хотя временами писал и маслом. Одна из таких работ получила название «Долина реки Бокет в Адирондаке». Она создана полтора века назад, в 1863 году, но до сих пор поражает точностью и изысканностью изображенного на ней пейзажа.
Перед взором зрителя открывается пасторальный вид с холмистыми, утопающими в зелени предгорьями. За ними виднеется и сам горный кряж: пологие, бурые исполины поросшие лесом. В отличие от суровых Альп и Пиренеев, чьи скалистые вершины покрыты сверкающим на солнце льдом, это более приветливые горы. Хребет с мягкими округлыми очертаниями уходит вдаль, постепенно растворяясь в туманной пелене у линии горизонта. Над ним, вы голубой вышине, неспешно плывут клубящиеся громады облаков.
На полотне изображен Адирондак — горный хребет на северо-востоке США. В отличие от других горных систем, зачастую вытянутых в протяженные цепи, Адирондакские горы замкнуты в большой овал. В них входят сотни гор и холмов, между которыми залегли долины с лесами и озерами. Также в горах находятся истоки водных потоков, среди которых небольшая река Бокет, чьи окрестности также показаны на картине.
По всей видимости художник изобразил середину лета: золотистый солнечный свет, прозрачный воздух с легкой дымкой, сочная листва деревьев и высокие травы. Внимательно присмотревшись можно различить в центре полотна маленькие фигурки пасущихся на лугу коров, а также изгородь и домик вдали. Местность оказывается отнюдь не дикая, и даже несколько обжитая.
Картина написана в оттенках коричневого, желтого, серого, голубого, сине-зеленого. Цвета насыщенные, но не слишком яркие, не отвлекающие от рисунка. Удачная композиция дополняется высокой детализацией и невероятной, практически фотографической точностью. В этой картине художник гармонично совмещает проработанный передний план с перспективой глубокого пространства за его пределами. Не особо примечательная на первый взгляд картина, на поверку оказывается настоящим шедевром!
Сегодня произведения Уильяма Ричардса хранятся в ведущих американских музеях, включая Национальную галерею искусства и Метрополитен-музей. В отличие от многих современников, проповедующих романтизированный и стилизованный подход к творчеству, Ричардс настаивал на необходимости точного изображения природы. И в этом он несомненно добился больших успехов.
|Справка| Полное название картины – «Долина реки Бокет в Адирондаке» (Bouquet Valley in the Adirondacks). Автор – Уильям Трост Ричардс (William Trost Richards). Жанр – пейзаж. Стиль – реализм. Дата – 1863 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 64 x 92 см.