«Фея» – так называли Извицкую все, кто был с ней знаком. Даже легенда гуляет, якобы имя её произошло от фразы «словно изо льда», брошенной кем-то из домочадцев после того, как малышку принесли домой из роддома. Уж слишком нежная, почти прозрачная – хрустальная кожа у неё была... Прикасаться было страшно.
«Красивая. Невероятной красоты была Изольда... Кожа вся такая нежная-нежная – словно фарфоровая, кукольная. Ресницы густенные, волосы пышной копной развивались... А глаза... Чистые, кристальные... Загляденье»
(из воспоминаний однокурсников)
Извицкая и впрямь была хороша собой. После её фееричного появления на экране в фильме «Сорок первый», в котором она сыграла главную героиню Марютку, она проснулась настоящей звездой – причём не только всесоюзной! Фильм возили в Канны, где он произвёл фурор: зрители плакали и аплодировали стоя, а сама лента получила Специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
Извицкая в миг стала самой обсуждаемой актрисой СССР: о ней писали французские, итальянские, американские газеты... Её красотой восхищались – за ней бегали видные и статные мужчины! Но сама красавица не была очарована всей этой романтикой. Ещё в студенчестве она связала себя узами брака с человеком, который не оценил сокровище в руках по достоинству. Муж Извицкой был выпивохой, а впоследствии начал распускать руки: Изольда ходила в синяках и подтёках, но никому не жаловалась. И постепенно умирала изнутри...
Любимица Советского Союза
Примечательно, но актрисой Извицкая становиться не планировала. Всё решило дело случая: она заканчивала школу, когда была замечена Борисом Райским, главным режиссёром Дзержинского драмтеатра. Именно он разглядел в ней потенциал и настоял на том, чтобы Изольда подала документы во ВГИК. Родители Извицкой были людьми довольно строгими и к актёрской профессии относились с пренебрежением. Да девчушка и сама не верила, что годится в актрисы. Извицкая не видела себя в мире кино, полагая, что уж слишком она простая, обыденная... И каков был её шок, когда её приняли во ВГИК! Причём безоговорочно!
Изольда была красавицей редкостной, и её неземная, необычная, чарующая внешность привлекала, таила в себе некую сказочность, загадку... Режиссёрам она была интересна, но так вышло, что отметилась актриса, фактически, одной яркой ролью – героиней Марюткой в упомянутом выше кинофильме «Сорок первый». Но какая это была роль... Фильм имел оглушительный успех! Зрители были тронуты как глубиной довольно смелого по меркам тех лет сюжета, так и игрой главной актрисы. Вскоре о Извицкой распространилась сумасшедшая слава: зарубежные издания нарекли её советской Мэрилин Монро, а в родном Советском Союзе её фотографии сметались с прилавков за считанные часы!
Так, благодаря одной роли молоденькая Изольда стала настоящей любимицей, кумиром публики. Причём слава не испортил артистку: она не зазнавалась, колесила по провинциальным городкам со своими вечерами. Она также была назначена членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки! Родители не могли нарадоваться, преподаватели тоже. Казалось – жизнь бьёт ключом!
Всеми забытая
Но случилась жесточайшая ирония. Марютка так и осталась главной и самой заметной ролью советской любимицы. После Изольда сыграла ещё в нескольких фильмах – ей отдавали главных героинь, но... все они были однотипными: красавицами-комсомолками-активистками- и студентками. Извицкой же хотелось большего – чего-то свежего, нового, яркого! Но режиссёры не хотели её снимать. Они искали свежие, никому не известные лица. В итоге бешеная слава стала для Изольды проклятием...
Впоследствии Изольде предлагали исключительно второстепенные роли, а после «планка» и вовсе упала до массовки. И всё это, конечно, вводило актрису в состояние уныния и глубочайшей депрессии... Стоит заметить, что в 1958 году ей всё же выпал шанс исполнить главную роль в картине Ивана Пырьева «Идиот». Но Извицкая его упустила. Она пришла на пробы в прекрасном расположении духа, однако... так и не смогла впечатлить режиссёра. Была растерянная, рассеянная, никак не могла показать нужные эмоции, словно летала в облаках. Пырьев, который битый час пытался добиться от советской звезды должного результата, так сильно разозлился, что в грубой форме высказал Изольде всё, что он думает о её профессиональных качествах. Придя домой, она расплакалась. Но поделать с собой ничего не могла. Дома обстановка была ужасная...
«Спаивал, и бросил»
Ещё во времена ВГИКа Изольда познакомилась с Эдуардом Бредуном. Вскоре молодые люди расписались. Поначалу всем казалось, что Бредун любит свою супругу. Возможно, поначалу так оно и было. Однако со временем всем стало очевидно: этот брак гиблый. Пока Изольда искала роли и страдала, Бредун устраивал в их доме застолья со своими друзьями, с которыми напивался до беспамятства. Всё это, конечно, не добавляло положительной атмосферы к и без того депрессивному состоянию актрисы. А позже подруга расскажет:
«Она же из-за него и начал пить. Чтобы ему меньше доставалось. Он меры совсем не знал. А ведь ей пить не стоило – она всегда такая хрупкая, слабенькая была...»
И постепенно Изольда начала пить всё чаще и чаще. В какой-то момент алкоголь стал неотъемлемой частью её бытия. Говорят, она даже не пробы выпивши приходила. Режиссёры, разумеется, сразу указывали на дверь. Карьера шла под откос, а муж тем временем вышел из-под контроля и начал распускать руки.
«Я к ней как-то пришла, а она вся в синяках, с подтёками... Страшно смотреть»
Закончилось всё тем, что Бредун ушёл к другой, оставив жену наедине со своим горем. Работы не было – только скромная зарплата, которую выплачивал Театр киноактёра. И на эти небольшие деньги Извицкая покупала не еду, а алкоголь. Все, кто видел её на закате дней, ужасались: исхудала, лицо поникшее, глаза потухшие... В этой женщине было сложно узнать легендарную советскую красавицу, о которой трубила зарубежная пресса. Помочь ей, конечно, пытались, но безрезультатно. К тому моменту Извицкая уже была глубоко больным человеком с душевными ранами и потухшими мечтами...
Трагичный финал
Когда именно ушла из жизни Извицкая – сказать трудно. Женщина пролежала в своей квартире примерно с неделю, прежде чем не пришёл муж и не обнаружил её. И то – пришёл не по своей воле! Подруга распереживалась – Изольда не выходила на связь. В милиции только развели руками. Тогда она набрала Бредуна и попросила прийти, так как чувствовала: случилась беда. Вместе с этим вызвали слесаря, сломали замок и... увидели Изольду на полу. На теле уже появились характерные пятна. Бредун когда увидел жену, начала орать:
«Уже набралась, вставай давай!»
«Разве ты не видишь? Она уже всё! Мёртвая!», – заключил слесарь.
Актрисе было всего 38 лет... Её жизнь оказалась несправедливо короткой. Да и несправедливой в целом. Извицкая была очень мягкой, ранимой личностью. Нести бремя славы оказалось для неё непросто...
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще