Гостья замолчала, в тишине были слышно, как часы бодро отсчитывают течение жизни. Первой нарушила молчание Елена Сергеевна.
- Когда вы с Виталием встречались? Не помнишь какого числа?
- Конечно помню, это был понедельник пятого марта...
- Да, у меня по понедельникам факультатив по русскому языку... - задумчиво произнесла Лена. Потом она спохватилась, словно поняла для себя какую-то прописную истину и добавила: - Был по понедельникам факультатив...
- Папа сначала показался мне напуганным, но под конец разговора мы уже неплохо общались... Когда прощались, то договорились, что в следующий раз я приведу на встречу Кирилла. Ему хотелось с ним познакомиться. Сказал, что ваша дочь с семьёй живёт во Владивостоке, что у неё тоже сынок - Гриша, а в скором времени ожидается появление дочки...
Лена смотрела на девушку и думала: "Виктория с точностью пересказала все важные события их семьи, и прошедшие, и предстоящие. При встрече Виталий, с его трепетным отношением к семье и детям, конечно, разволновался. Врачи предостерегали, что нервничать ему нельзя... Ведь ничего мне не сказал..., молчал, всё держал в себе... Как результат - больничная койка и абсолютная беспомощность, а спасибо нужно сказать его доченьке..."
- Папа сказал, что вы - учитель русского и литературы. Это здорово! Я в школе очень любила литературу. Книги мне помогали забыться. Представляете дома - пьяный отец, а в книге - сказочный дворец и бал, где я принцесса в очень красивом, бальном платье... - продолжила рассказ Вика. - Ой, что я всё о себе, да о себе? Как папа себя чувствует? Ему уже лучше?
- Это второй инсульт. Ему нельзя было нервничать... И нет, ему не лучше... Он не может самостоятельно есть, менять положение тела, совершать гигиенические процедуры, даже пить и глотать пищу ему очень тяжело. Виталий не говорит, никого не узнаёт, не ориентируется в пространстве и времени... Тот отец, с которым вы встречались, теперь уже совсем не тот... Врачи говорят, что лучше ему уже не станет... - ответила Елена Сергеевна, муссируя про себя мысль о причине второго инсульта. Осознав это, ей хотелось побольнее задеть эту девицу, сделать её виноватой во всех бедах...
- Я бы хотела папу навестить, если вы не против...
Их разговор прервал квартирный звонок. Виктория вопросительно посмотрела на хозяйку, не понимая, что следует делать дальше.
- Это с работы Виталия... - ответила Лена и пошла открывать дверь. Вика вышла за ней и достала из сумки визитку.
- Мне пора. Кирилл дома, можно сказать, что один. Вот мой телефон. Нужна будет помощь, обращайтесь в любое время дня или ночи... До свидания! - грустно улыбнулась Виктория, прокручивая в голове рассказ Елены Сергеевны.
Проводив коллегу Виталия и с вечера собрав всё необходимое для предстоящей поездки в больницу, Лена решила лечь спать пораньше, однако, тяжело ворочаясь и перебирая в памяти фрагменты встречи с внебрачной дочерью мужа, уснуть так и не смогла. Спутанные мысли, отгоняя сон, неслись друг за другом непрерывным потоком. Перед глазами, как будто в кинематографе, всплывали картины прошлой жизни. Молодость пролетела незаметно. Приходилось много работать, благо мама выручала с дочкой. Виталий постоянно имел халтуру, да и сама Елена брала в школе максимальное количество часов плюс классное руководство. Она уходила в восемь утра и приходила домой в семь вечера, и уставшая после занятий в школе, она ещё каждый день дома репетиторствовала. Репетиторство тогда не было так сильно распространено и кардинально отличалось от того, что происходит сейчас. В то время школьной программы и наличия грамотных, сильных педагогов было вполне достаточно для того, чтобы по окончанию школы дети без проблем поступали в институты. Но по некоторым предметам, всё-таки, для подстраховки, дети, из более обеспеченных семей, занимались дополнительно. Русский язык и литература относились к числу востребованных предметов.
Зато каждое лето они всей семьёй ездили отдыхать к морю. Благотворное влияние морского воздуха и солнца положительно сказывалось на здоровье дочери. Светлана росла здоровым, спокойным ребёнком и хлопот совсем не доставляла. Конечно, её жизнь разительно отличалась от жизни Виктории. Их девочка росла в любви и ласке.
Виталий, как и все мужчины, ждал первенца-сына. Поэтому он растерялся, получив на пороге роддома из рук медсестры белый конверт, перевязанный розовым бантом. Но уже вечером он так глубоко и надолго вошёл в роль отца, что заботился о здоровье, питании, физическом и умственном воспитании дочки куда лучше, чем она сама.
- Ну, надо же - совсем на меня не похожа! Будто с чужой девочкой хожу! - любил подзадорить отец дочку, пытаясь вызвать протест у маленькой Светы. Она тотчас начинала топать ножкой и доказывать, что очень даже похожа на папу. "Папина дочка" - называли их соседи. У Виталия со Светланой на самом деле были чудесные отношения. Елена больше занималась ведением домашнего хозяйства и репетиторством, а супруг контролировал выполнение домашнего задания и досуг дочери....
"Как сообщить Свете про болезнь отца, когда ей до родов осталась неделя?" - думала Лена. "В прошлый раз удалось убедить дочь, что отец в душе, но ведь до бесконечности врать не получится. Нужно сообщить, не вдаваясь в подробности..." - решила она и наконец-то уснула...
***
Утро встретило Елену Сергеевну пасмурной погодой. Всё под стать её настроению. Неприятный осадок после свидания со второй дочерью мужа подтачивал изнутри. Дело давнее, и вроде бы измены, как таковой, не было, но в Лене проснулась ревность, если это чувство можно таковым назвать и даже неприязнь из-за того, что встреча с Викторией спровоцировала у супруга второй инсульт.
Проблемы, проблемы... Сегодня ей ещё необходимо обсудить с Андреем Дмитриевичем отъезд на несколько дней. Дом нужно продавать, пока есть покупатели, тем более что финансовый вопрос стоял остро, как никогда. Только на кого оставить Виталия? Лена решила поговорить с санитарами. Вдруг кто-нибудь за дополнительную оплату согласится за ним присмотреть. Тем более, что коллеги вовремя выручили деньгами и будет чем рассчитаться...
Заведующий отделением приходил на работу первым. Через приоткрытую дверь проглядывал горящий свет. Елена Сергеевна негромко постучалась.
- Входите! - послышался отклик Андрея Дмитриевича. - Доброе утро, Елена Сергеевна! - поприветствовал он и слегка улыбнулся. Я как раз хотел с вами поговорить... Присаживайтесь!
Желание заведующего поговорить всегда напрягало Лену. Ничего хорошего обычно это не сулило.
- Сейчас посмотрел результаты последнего МРТ... К сожалению, утешить ничем... Состояние вашего мужа будет только ухудшаться. Мужайтесь! В таких случаях, конечно, принято рекомендовать для содержания больного специальные заведения, но решать, конечно, вам.
- Я никуда его не отдам. Сколько отведено Богом, столько мы проживём вместе... Вместе были с ним в радости, вместе будем и в горе... - сказала Лена, с трудом сдерживая слёзы.
- Мужественная вы женщина! - ответил Андрей Дмитриевич и внимательно посмотрел на собеседницу. Его усталый и потухший взгляд тотчас наполнился теплотой. - Спасибо вам!
- За что? Это вам спасибо! - дрожащим голосом произнесла Елена Сергеевна.
- За надежду! - ответил доктор и перевёл взгляд в лежащую перед ним историю болезни.
Лена не поняла, что означали эти слова. Ей важнее было решить ещё один вопрос.
- Андрей Дмитриевич! Я должна уехать на несколько дней. Мне нужно урегулировать важный финансовый вопрос. Могу я за дополнительную оплату попросить кого-нибудь из санитаров присмотреть за мужем?
- Попросить то вы можете, но толку от этого никакого... Нагрузка у санитаров слишком большая. Они пообещают, а по факту помочь не смогут. Лучше вам поискать сиделку на стороне...
Елена озадаченная вышла из кабинета.
"Где мне найти сиделку, да ещё и срочно?" - подумала она, выходя из кабинета. "А что, если попросить Викторию посидеть с отцом? Заодно будет возможность оценить искренность её чувств" - проскользнула у Лены отчаянная мысль. Она достала из сумки визитку и набрала номер.
- Алло... - ответил бодрый для утра голос Вики.
- Виктория, это Елена Сергеевна - жена Виталия...
- Доброе утро! Я почему ждала вашего звонка. Почувствовала наверное...
- Мне нужна ваша помощь... Извините, что вот так сразу обращаюсь, но другого выхода не вижу...
- Не переживайте! Хорошо, что позвонили! Чем могу помочь?
Лена сбивчиво объяснила суть проблемы. Виктория, даже не дослушав просьбу до конца, ответила:
- Я подменю вас... Сейчас же на работе оформлю отпуск и приеду...
- А дадут так быстро?
- Дадут. Я сколько лет работаю, а ещё ни разу в него не ходила, всегда брала компенсацию. Удивлю начальника отдела кадров... Давайте, я позвоню вам, как буду готова...
- Спасибо, Виктория! - поблагодарила Лена, не осознав до конца, что таким лёгким может быть решение.
В палате Виталия шла уборка, пришлось на какое-то время задержаться в коридоре. Елена Сергеевна пошла на пост, где на дежурство заступила Катя.
- Доброе утро, Катюша!
- Доброе, Елена Сергеевна! Как раз смотрю новые назначения от Андрея Дмитриевича.
- Золотой он доктор! - похвалила Лена.
- Да, широкой души человек! Только по жизни таким не везёт...
- Странно... Казалось, должно быть наоборот...
- В том и соль... Жизнь - сложная штука!
- У него что-то случилось?
- А вы ещё не слышали? - удивилась Екатерина. - Эта история у всех на слуху...
Что же такого страшного могло произойти у такого замечательного человека? Елена вопросительно посмотрела на медсестру.