Найти тему

«Проект нарушает конституционные права женщин»: ждать ли полного запрета абортов в частных клиниках

Оглавление

Разговоры о том, что в скором времени коммерческим клиникам запретят проводить процедуру по прерыванию беременности, не стихают с того самого времени, как в Госдуму был внесен соответствующий законопроект. Однако правительство России возмутилось тем, что он нарушает Конституцию, и попросило доработать документ. KazanFirst поговорил с частными клиниками, где уже отказались от абортов, и выяснил, вернут ли они эту процедуру, если законопроект отклонят.

У частных клиник может остаться возможность проводить аборты. В правительстве РФ заявили, что законопроект о запрете подобных процедур противоречит конституционным критериям и ограничивает права как женщин, так и коммерческих клиник.
В отзыве на законопроект Кабмин РФ, ссылаясь на статью ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», напомнил, что каждая женщина самостоятельно определяется насчет материнства, а искусственное прерывание беременности проводится по ее желанию после «информированного добровольного согласия». Обратили внимание в правительстве и на статью 10, которая говорит о том, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются по принципу приближенности медучреждения к месту жительства, учебы или работы, а также возможности выбора организации и врача.
Кроме того, вне зависимости от организационно-правовой формы медицинские организации имеют равные права и обязанности, часть из них обеспечивают и бесплатное обслуживание по ОМС. Законопроект же ограничивает права участников коммерческой системы здравоохранения, а их исключение из системы прерывания беременности приведет к увеличению расходов бюджета.
Похожий комментарий по законопроекту от нижегородских депутатов дали в Комитете Госдумы по охране здоровья. Исполняющий обязанности начальника управления
Алексей Стешин напомнил, что аборт входит в перечень услуг базовой программы обязательного медицинского страхования.
— К медицинским организациям в сфере ОМС относятся медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, и реестры медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальным программам ОМС. При этом такая медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, — написал в документе Стешин.
В Комитете Госдумы заключили, что положение законопроекта «не согласуется с нормами федеральных законов». Речь идет о ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

  📷
📷

Есть еще одна причина, по которой Кабмин не одобрил законопроект, — финансовая. После запрета частным клиникам проводить аборты расходы за процедуру лягут на федеральный бюджет.
Аборт — процедура не из дешевых. Конечно, цена зависит от того, какого он вида: медикаментозный, вакуумный или хирургический. Самым дешевым считается вакуумный. Его цена в казанских частных клиниках варьируется от 2,8 до 11,5 тысячи рублей. Медикаментозное прерывание беременности в клиниках сделают за 3,8-16 тысяч рублей. Цена же хирургического аборта в столице Татарстана заканчивается 26 тысячами рублей.
Помимо финансов прерывание беременности по полису ОМС может привести к нагрузке на систему здравоохранения, а именно на женские консультации и стационары. В свою очередь это может сказаться на качестве услуг.
Конечный вердикт правительства на депутатскую инициативу такой: законопроект требует «существенной доработки».
— Правительство дало отрицательное заключение по той причине, что у нас сегодня, согласно закону «Об охране здоровья», гражданин имеет право получать услуги по охране своего здоровья как в бюджетных организациях, так и в частных. Для того, чтобы отказать женщинам в праве на проведение операции по прерыванию беременности в частных клиниках, надо тогда убрать из закона право людей на лечение в коммерческих медучреждениях. Правительство на такое не пошло, закон этот остался. Поэтому гражданин сам вправе выбирать, куда обращаться, — прокомментировала отказ правительства KazanFirst глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей
Нина Останина. В частной клинике платные услуги, гражданин выплачивает из своего кармана. С другой стороны, если это бюджетная организация здравоохранения, то плата ложится на федеральный бюджет. Надо сказать, что процедура обходится недешево. Поэтому, кроме того, что законопроект нарушает конституционные права женщин, он еще и обременяет федеральный бюджет.

Какие частные клиники больше не абортируют

Лишить частные клиники права проводить процедуру по прерыванию беременности предложили депутаты из Нижегородской области. Идея исключить услугу аборта у «частников» объяснялась тем, что в таких учреждениях якобы не соблюдается «неделя тишины», не проводятся консультации женщин с юристом и психологом, не сообщается о мерах социальной поддержки. По данным Минздрава РФ, 15 женщин из 100 решают оставить ребенка после этого этапа. Кроме того, в заксобрании Нижегородской области полагают, что у частных клиник отсутствует возможность оказания реанимационной помощи в случае осложнений в процессе прерывания беременности.
Предложение сразу же вызвало бурное обсуждение. В Госдуме идею активно поддержали ещё до внесения документа на рассмотрение. К примеру, вице-спикер Госдумы
Петр Толстой осенью прошлого года публиковал у себя в телеграм-канале сообщение о том, что работа «по основным направлениям, связанным с сохранением и укреплением института семьи в традиционном ее понимании», продолжается. А в ряде регионов России «частники», не дожидаясь решения законодателей, сами начали отказываться от проведения абортов.
Первым регионом стала Мордовия, затем Крым, Курская, Калининградская и Челябинская области. После совещания «по вопросу проведения абортов в коммерческих медицинских клиниках в республике», куда Минздрав РТ пригласил руководителей частных клиник, из своих услуг процедуру по прерыванию беременности убрали сразу треть коммерческих организаций Татарстана — всего в республике действуют 86 частных медицинских организаций с лицензиями на аборты.
Одной из них стала клиника внимательной медицины «Скандинавия», гендиректором которой является экс-начальник управления здравоохранения Казани
Ильнур Халфиев. Частная лечебница направляет пациентку за получением аборта в госзвено. Как нам поясняли на горячей линии, клиника стремится создать благоприятную среду для планирования семьи и рождения детей, а аборт — это полностью противоположная процедура.
Вслед за «Скандинавией» от процедуры по прерыванию беременности отказались «Март-С», которым владеет предприниматель
Яков Маргулис, «Клиника оториноларингологии», принадлежащая предпринимателю Руслану Идрисову, и медицинский центр «Айболит», открытый акушером-гинекологом Азатом Рызвановым.

  📷
📷

Напомним, что министр здравоохранения Марсель Миннуллин с самого начала вступления в должность высказывался против прерывания беременности. Он предлагал развернуть работу на уровне женских консультаций, в Минздраве РТ даже разработали методологию. Женщине показывают 3Д-УЗИ будущего ребенка, где хорошо видно, как ребенок двигается, видны ручки-ножки. Затем следуют стандартные консультации с психологом и так называемая «неделя тишины». Если, несмотря на проведенную работу, женщина все же настаивает на прерывании беременности, то ей проведут эту процедуру, а затем обеспечат наблюдение за ее состоянием после аборта.
— Сразу скажу — я не противник абортов, — заявлял Миннуллин на одной из пресс-конференций. — Понятно, что это желание женщины, ради бога, но эта сфера должна быть регулируемой. Просто где-то надо направить женщину на правильный путь, показать, что она не будет брошена, если решит сохранить ребенка. Есть аборты по медицинским показаниям — они сто процентов должны выполняться в технологичных государственных медицинских центрах. Только так.
Выступала за запрет проведения абортов в частных клиниках и уполномоченная по правам ребенка РТ
Ирина Волынец. Детский омбудсмен давно предлагала проводить процедуру искусственного прерывания беременности только по системе ОМС в государственных поликлиниках. Свой негатив к процедуре абортов Волынец объясняла тем, что прерывание беременности негативно влияет на репродуктивное здоровье женщин. Оно якобы может привести к гинекологическим заболеваниям и бесплодию.
— В конечном итоге эта мера позволит улучшить репродуктивное здоровье женщины, защитит право ребенка на жизнь. А это отвечает интересам демографической политики государства, — отметила Волынец.
Однако в Госдуме предложение татарстанского детского омбудсмена не поддержали.

«Для чего тогда нужен этот запрет, если количество абортов и так уменьшается?»

Минздрав России еще пару лет назад заявлял, что количество абортов в стране снижается с начала 1990-х — в среднем на 6% в год. Для сравнения, в 1992 году врачи совершили 3,5 миллиона абортов. В прошлом году, по данным Росстата, в России сделано 506 тысяч абортов. Причем лишь пятая часть процедур сделана в частных клиниках (102 тысячи).
— С одной стороны, это связано с тем, что современные контрацептивы стали гораздо более доступными и качественными по сравнению с теми, что были в 90-е годы. Благодаря этому количество нежелательных беременностей сократилось. С другой стороны, репродуктивное здоровье людей ухудшилось. В нашу клинику ежемесячно обращаются десятки пар, которые испытывают трудности с зачатием ребёнка, — рассказал KazanFirst акушер-гинеколог одной из частных клиник Казани, который пожелал остаться анонимным.
В татарстанском Минздраве заявили, что за последние три года число абортов в республике снизилось на 10,2%. В ведомстве напомнили, что, согласно федеральному законодательству, перед проведением аборта должна быть организована «неделя тишины». После консультирования 12% женщин в Татарстане отказываются от аборта.
— Откровенно говоря, я не вижу смысла в запрете на проведение абортов в частных клиниках. Если посмотреть на статистику, которую предоставляет министерство здравоохранения, то можно увидеть, что число абортов сокращается. Для чего тогда нужен этот запрет, если количество абортов и так уменьшается? — спрашивает собеседник. — У нас есть специальная программа, которую утверждает министерство здравоохранения. Мы строго следуем ей. Перед проведением процедуры наши специалисты обязательно интересуются, почему пациентка решила сделать аборт, и пытаются понять ее психологическое состояние. Также мы обязательно предоставляем ей неделю для размышлений.

  📷
📷

«Неделю тишины» соблюдали и в медцентре «Айболит», заявила акушер-гинеколог Юлия Яранова. Напомним, что клиника отказалась от процедуры прерывания беременности. Возвращать ее, даже в случае принятия закона, «Айболит» пока не планирует.
— Эта процедура не была широко востребована, поэтому мы не потеряли много пациентов из-за отказа от абортов. В основном к нам обращаются те, кто хочет забеременеть или наблюдаться во время беременности, — отметила Яранова.
Но вместе с тем в частных клиниках, опрошенных KazanFirst, напомнили, что существует аборт по медицинским показаниям. Поэтому запрет проводить прерывание беременности частникам может вызвать неудобства и даже угрозу жизни женщины. Ведь получить процедуру в коммерческих медцентрах быстрее, чем в государственной поликлинике.