Найти в Дзене
Виктор Шарнин

Барахолка. Борьба со спекуляцией

Это уже поздние фотографии с контейнерами-киосками. Раньше было несколько рядов с металлическими столами и 90% расстилали на асфальте газетки под товар. Фото из интернета.
Это уже поздние фотографии с контейнерами-киосками. Раньше было несколько рядов с металлическими столами и 90% расстилали на асфальте газетки под товар. Фото из интернета.
Коптеров не было. Снимали с вертолета. Это не город в городе. Это свой, особый мир. Со своими правилами, законами, героями и подлецами...
Коптеров не было. Снимали с вертолета. Это не город в городе. Это свой, особый мир. Со своими правилами, законами, героями и подлецами...

Барахолка в Новосибирске была одна. Но! Самая крупная за Уралом. И поэтому сюда слетались "бизнесмены" - тогда их называли более романтично - челноки, с той самой половины страны и также были гости из европейской части нашей многострадальной Родины. Вслед за челноками, по законам джунглей, тянулись львы, гиены, шакалы и прочие бабуины. Они - как настоящие санитары леса, проряжали ряды страстно желающих быстрых и легких денег. И в числе прочих - всех, кто подвернется под их ловкие руки. Правда, эти руки с каждым годом грубели. На смену мастерам-щипачам (карманники всегда считались элитой преступного мира) всё чаще приходили братки (себя они гордо называли пацанами). Ловкость рук уступала банальному кулаку, аккуратно обутому в кастет.

Барахолка располагалась на выселках, на самой границе города, рядом с кладбищем. Проводилась поначалу только по воскресеньям. Территория была Октябрьского РОВД. Вокруг был частный сектор, густо удобренный цыганами. И территория была очень неспокойная - каждое воскресенье на барахолке регистрировали кучу преступлений, большинство из которых не раскрывалось. Октябрьские запарились отдуваться и молвили - Да идите вы все вместе с вашей барахолкой! И назвали известный всем адрес в сексуальном направлении. Начальство вошло в положение и порешило, что все 10 городских райотделов будут дежурить по очереди и обозвали барахолку не Октябрьской, а городской.

Дежурный район выдвигался пораньше со всеми своими, взбодрёнными матюгами начальства, силами и средствами. Начиная от патрульно-постовой службы, ГАИ, ИДН, заканчивая УР, ОБХСС, дознанием и следствием. Впрочем, бэхэсников гнали на эти галеры без всякого расписания. Особливо тех, у кого не хватало палок (так на ментовском жаргоне назывались выявленные и зарегистрированные преступления). За какой-то год, я посчитал, из 52 воскресений, я работал на барахолке 49.

Договаривались с автобусом, брали внештатников (они же покупатели). "Оперативные" рации не входили во внутренний карман пальто. Их, как казак шашку, носили на специальной перевязи. Если забыть отключить звук, то публика от тебя во время вызова шарахалась, как от чумного. Я всегда ездил на своей личной "Ниве". Выезжали в 6 утра, потому как ехать от Академгородка надо было около часа. И пробки были огромные. Что очень раздражало. Потому, я взял у наших гайцов синюю мигалку, в одном из институтов присобачили снизу мощный магнит с приклеенной кожей, чтобы не царапать крышу и витой шнур от телефона с разъемом в прикуриватель.

На ул. Никитина уже было не протолкнуться, особенно зимой. Втыкали мигалку, лепили ее на крышу и пёрли по встречке, расталкивая удивленный народ. Удивлялся не только народ. По номерам было видно, что машина личная. Гаишники останавливали и спрашивали разрешение на мигалку. Приходилось показывать удостоверение и объяснять, что мы на личных машинах едем на работу, в то время, как некоторые несознательные товарищи наоборот: на служебных машинах ездят по своим личным делам... Конфликтов не было, с гаишниками жили дружно.

Основная часть рынка была заасфальтирована и огорожена приличным забором. Было трое ворот в разных местах и калитка рядом с двумя бараками для работы милиции. В хорошие дни на барахолке бывало по 40-50 тысяч человек. Около половины внутри, вторая половина снаружи, где рядами в грязи, выстраивались тысячи машин.

На рынке народ гуртовался по интересам: запчасти, одежда, ковры, радиодетали, электроника и пр. Так как я обслуживал институты, то мне сам бог велел (и начальство тоже) заниматься радиодеталями. В 80-ые годы народ начинал лепить на коленке первые компуторы и процессор Z-80 был самым ходовым товаром. Торговцы были, большей частью, постоянные. И в скором времени мы очень плотно познакомились почти со всеми.

Небольшое лирическое отступление: если человек не в теме, то и помочь эффективно он вряд ли способен. А без помощников в этом муравейнике было не обойтись. Агитация в помощники проходила просто: внештатники затаривались товаром в относительно большом количестве. Опера смотрели откуда вытаскивают следующую партию товара. Потом состоялся душевный разговор. Тупые и дерзкие оформлялись за спекуляцию. Хитрые и умные обещали подтащить вместо себя более конкретных товарищей. Вот с ними и работали. Своих они, как правило, не сдавали. Сдавали в основном гастролёров. У тех были большие партии деталей, которые они хотели сдать все и сразу и потому демпинговали. Сбивали цену местным коммерсантам.

Основная часть сделок происходила раненько. До 9 часов утра все сливки были сняты и поделены.

Продолжение следует.

Думал, что обойдусь парой страничек. Но! Чем больше вспоминаю, тем больше хочется рассказать. Т.ч. терпите.

Друзья! Если вам нравится то, что я пишу и фотографирую (только грязными тапками не швыряйте!), можете помочь автору материально. Потому как "монетизация" Дзена - это уже не слезы, а воспоминания о них. Вот номер моей карты Сбера: 2202 2063 7801 0149. Буду рад и признателен любой копеечке. И не забываем ставить лайки! За комментарии буду особо благодарен.