На днях узнала интересную историю создания одного портрета.
Художник Густав Климт находился в любовной связи с Аделью Блох-Бауэр, женой владельца заводов по производству сахара. Фердинанд Блох-Бауэр знал об измене жены с художником и хотел отомстить обоим. Но сделать это он решил аккуратно и изощренно.
Фердинанд заказал Климту портрет жены. Условия выполнения работ были такими: портрет должен быть прекрасен и веками должен быть любим всеми. При работе над портретом художник должен сделать не менее 100 эскизов, картина должна буквально светиться, для этого она будет отделана золотыми пластинами. От работы над полотном Климт может оказаться, если ему надоест, но тогда художник должен выплатить неустойку, которая значительно превышает сумму контракта.
Художник поначалу обрадовался: и деньги хорошие, и можно почти круглосуточно находиться в обществе любимой женщины.
Но дальше на смену романтике пришла работа. Адель должна была просиживать часами без движения, ведь нужны были эскизы. Она часто болела, хотела курить, спать, но у Густава были обязательства, и он её заставлял неподвижно сидеть. Влюблённые ссорились. Художнику нужно было в срок закончить портрет, иначе он не только ничего не зарабатывал, но и оставался должен заказчику. Адель злилась, была недовольна...
В общем, рассчет Фердинанда Блох-Бауэра оказался верным. Густав и Адель расстались еще до того, как картина была закончена. Портрет был завершен в 1907 году, Густав Климт выполнил все условия.
Возможно, эта история — не более чем легенда. В некоторых источниках говорится о том, что богатая Адедь была просто другом и покровителем Климта, она понимала ценность его работ, была его музой.
Но если бы эта история не произошла бы в реальности, её стоило бы придумать. Потому что она очень... жизненная.
Я размышляю о том, что в целом — это история многих отношений. Когда влюбленные страстные пары, взяв на себя обязательства жить счастливо, очень быстро тухнут. Когда максимальная ежедневная близость убивает ту самую романтику. Когда влюблённость не выдерживает дополнения в виде рутинных действий.
Всё-таки страсть иногда держится на невозможности, недоступности, преодолении препятствий, нестабильности. А когда пара оказывается закрыта в одном помещении круглосуточно, тут уже нет никакой недоступности.
Я вот поэтому против максимального сближения и слияния в браке, например. Когда я слышу, что "мы — одно целое", то не могу отделаться от ощущения, что дело неладно. Должно оставаться расстояние, хотя бы небольшое, между людьми. Должны быть хотя бы краткосрочные расставания. Свои дела, самостоятельность. Максимальнпя круглосуточная близость вредна. Ну, это мой взгляд, никому не навязываю.
Вообще, с картиной "Золотая Адель" Климта интересная история в целом. Уже после смерти главных героев моего рассказа портрет был изъят у законных наследников Блох-Бауэра, ими племянница Адели откупилась от нацистов и спасла мужа от концлагеря. Через много лет, уже будучи гражданкой США, она подала иск против Австрии с требованиям вернуть картины Климта (ей принадлежало 5 полотен) или выплатит ей их рыночную стоимость (155 млн долларов). Австрийцы скидывались, чтобы выплатить владелице картин эти деньги! Но собрать нужную сумму так и не смогли. В общем, очень занимательная история, можете поискать, если интересно.
Я люблю картины Климта. А "Золотую Адель" особенно. У меня даже любимая кружка, из которой я пью кофе каждое утро, — с этим изображением. Есть в этом портрете легкость, нежность и какое-то вечное сияние. Климту удалось увековечить свою музу, и это главное.