Найти тему
Волжский Пилигримм

Что такое марксизм? Часть I

Вооружившись житейской мудростью и господствующими идеологическими штампами бессмысленно пытаться разобраться в проблемах современного общества. Жизнь требует теории, которая была бы надёжным инструментом понимания этой самой жизни.

Такой теорией является марксизм. Неудивительно, что к марксизму снова просыпается общественный интерес.

Поэтому так важно разобраться, что такое марксизм.

Марксизм - это материализм. Под материализмом понимается определенная познавательная позиция, а не тяга к "материальным ценностям", как иногда думают не знакомые с философией люди.

Философы делятся на материалистов и идеалистов в зависимости от того, какой ответ они дают на вопрос об отношении мышления к бытию, материи к духу. Те, кто считают материю первичным началом, а идеальное во всех его проявлениях - свойством материи, присущим ей на определенной ступени развития, являются материалистами.

Материя (природа, мир) - это объективная реальность, существующая независимо от воли и сознания, считают материалисты. Воля и сознание, наоборот, определяются материей - материальной жизнью людей. Материализм заключается не только и не столько в признании существования материального мира. Его существование признают и идеалисты.

Но материя (объективная реальность) кладётся материалистами в ОСНОВУ теории познания. Человеческое сознание понимается как отражение материального мира и способов материального же воздействия людей на этот материальный мир, как продукт и необходимое условие общественного производства.

Философы-материалисты, разумеется, были и до Маркса. Но именно Маркс развил материализм до современного уровня, открыв материалистическое понимание истории. Согласно этому пониманию, в производстве своей жизни люди вступают в необходимые, "от их воли не зависящие отношения - производственные отношения".

Эти отношения "соответствуют определённой ступени развития материальных производительных сил" - технологий и способов их использования. Производственные отношения составляют экономическую структуру общества.

Это - "базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания"(К.Маркс. К критике политической экономии).

"Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т. е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т. е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические) отражает экономический строй общества.

Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием". (В.Ленин. "Три источника и три составные части марксизма")

"На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что́ является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались.

Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке". (К.Маркс. К критике политической экономии).

Марксисты считают важным всегда различать идеологические и материальные общественные отношения. При рассмотрении любого вопроса марксиcт последовательно проводит положение о том, что "способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (там же), а в любых современных нравственных, религиозных, политических, явлениях видит в первую очередь интересы тех или иных классов.

Материалистическое понимание истории невозможно без теории классовой борьбы. Историю делают огромные массы людей. В обществе, основанном на эксплуатации, где "угнетающий и угнетаемый находятся в антагонизме друг к другу, они ведут то скрытую, то явную борьбу, всегда кончающуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов" (К.Маркс Фр. Энгельс Манифест коммунистической партии).

Теория классовой борьбы основательно разработана Марксом в отношении капитализма и перехода от капитализма к высшему бесклассовому общественному устройству.

Важнейшей для материалистического понимания истории, является категория общественной формации. Она предполагает подход к обществу как к зарождающейся, становящейся и гибнущей целостности, развитие которой является закономерным естественно-историческим процессом.

Понятие общественной формации - это понимание того, что общество функционирует не по одним и тем же неизменным во все времена законам.

Наоборот, закон, по которому развивается и функционирует одна общественная экономическая формация, например, закон стоимости при капитализме, характерен именно для этой формации, а не для любого человеческого общества вообще.

Марксизм предполагает "выявление законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие, смерть данного социального организма и замена его другим, высшим"(К.Маркс Послесловие ко второму изданию, цитата из российского Вестника Европы).

Такой подход позволил Марксу изучая капиталистическую формацию понять не только капитализм, но и превратить социализм из собрания утопических теорий о том, как было бы хорошо устроить общественную жизнь, в науку о реальном историческом процессе.

Для современного марксиста, точно так же как и в своё время для Маркса, важно найти закон интересующих его явлений, "но не только один закон, управляющий ими, пока они имеют известную форму и пока они находятся в том взаимоотношении, которое наблюдается в данное время, а закон их изменяемости, их развития, т. е. перехода от одной формы к другой, от одного порядка взаимоотношений к другому."(там же) #марксизм#капитализм#материализм#идеализм#в.и.ленин#