Компанию WildBerries пытаются захватить рейдеры, примерно с таким заявление выступил недавно совладелец маркетплейса Владислав Бакальчук. На что его супруга, создательница, основатель и владелица бренда Татьяна Бакальчук ответила очень оперативно: «Это не захват, это развод».
Кто же они, супруги, создавшие за 20 лет почти с нуля компанию, стоимостью более $7 млрд (а доходило и до $14 млрд)?
Дикие ягоды рвали вместе
Татьяна
О том, что основала WildBerries кореянка, знают все. И это правда, но не вся.
Действительно, девичья фамилия Татьяны – Ким и родители её – корейцы. Но это не корейцы приехавшие в СССР в 60-80-х годах прошлого века по межгосударственным соглашениям и работавших на ЗИЛе, ВАЗе и прочих гигантах советской индустрии, про которых мы часто думаем, нет, это были именно советские корейцы, сами родившиеся в Советском Союзе в семьях тоже родившихся в СССР или в Российской Империи.
Дело в том, что ещё в 1860 году Россия получила от Империи Цин (включавшей в себя тогда не только современную Корею, но и весь Китай) территорию Приморья. Со всем ей корейским населением. Вот из этих корейцев, называющих себя «корё-сарам», и происходили родители Тани.
Поэтому правильнее будет сказать, что родилась Таня в нормальной и достаточно стандартной советской семье. Папа родом из Казахстана, в Ленинграде окончил институт связи, мама же отучилась в Грозненском пединституте, где получила специальность педагога начальных классов.
Таня родилась в 1975 году в подмосковном посёлке со звучным названием Газопровод. В семье она была старшей из троих детей. Корейское происхождение никак не акцентировалось, в семье все говорили исключительно на русском, корейскому детей и не учили, да и сами родители язык предков знали весьма туго. Тем не менее, как говорилось в старом советском анекдоте: «У нас бьют не по паспорту, а (скажем мягко) по лицу».
Как бы мы не говорили про дружбу народов в Союзе, ксенофобия в том или ином виде сопровождала человечество всегда. Сама Татьяна в одном из немногих интервью рассказывала: «Все детство и юность были омрачены тем фактом, что я не такая, как все. Мои родители в глазах многих тоже выглядели чужаками. К ним относились, как к чужим, хотя они родились в России. В детстве я расстраивалась из-за такой несправедливости, а теперь понимаю: не будь этих сложностей, возможно, не было бы и WildBerries».
Тем не менее, как бы сложно не было, но газопроводскую среднюю школу Татя окончила с серебряной медалью. И уже собиралась ехать в Москву, поступать на Журфак МГУ, на дистанционных подготовительных курсах которого занималась, но в столицу не пустила мама. Её несложно понять: шёл 1992 год, только что распался СССР и в Москве было просто небезопасно. Поэтому учиться девочку отправили в Коломенский педагогический институт (ныне – Государственный социально-гуманитарный университет).
Мама настойчиво советовала дочери филологический факультет, по окончании которого она могла работать в том числе и журналисткой. Но помешал школьный преподаватель английского. Который убедил отличницу не бояться и попробовать поступить на иняз, конкурс на котором был значительно выше.
В итоге Таня успешно справилась и окончила институт со вполне приличными результатами. Год молодая специалистка отработала учителем английского языка в школе, после чего отправилась в Москву чтобы получить второе образование и стать, например, дизайнером.
Помешал этим планам дефолт 1998 года. После которого почти вся страна достаточно долго не жила, а выживала. Рубль рухнул, а вместе с ним в разы сократились все сбережения. На пару лет обучения дизайну, правда, хватило, но эти пара лет окончательно убедили девушку, что дизайн – это «не её». Пришлось вернуться в школу, но тоже ненадолго.
У молодой девушки начался «период метаний». Она ушла с работы, увлеклась астрологией и «самопознанием, на некоторое время даже прервала все связи с родными, которые её «не понимали». Подрабатывала переводчицей в маленьком издательстве, много читала, полюбила книги Ричарда Баха, особенно "Чайку по имени Джонатан Ливингстон", давала частные уроки…
Так продолжалось до знакомства с будущим супругом. После чего, как сказала потом сама Татьяна, «Можно сказать, во мне произошёл очередной переворот, я вернулась к обычной жизни».
Владислав
Владислав Бакальчук родился в феврале 1977 года в Люберцах. Отучился в школе, поступил в Московский энергетический университет, который окончил, получив специальность «радиофизик». Однако работать по специальности не пошёл, да и куда он по такой специальности в конце 1990-х мог устроиться? В институт на оклад вдвое ниже прожиточного минимума?
И он выбрал другой путь. Вместе с другом, Алексеем Фадеевым зарегистрировал ООО «Универсальные технологии» и занялся торговлей компьютерами.
Однако компьютерный рынок в конце 1990-х в Москве был уже далеко не так прибылен, как в начале. Ими торговали в сотнях, если не в тысячах точек. Зато появилось новое, пока слабо занятое, но достаточно перспективное направление – Интернет. И друзья постепенно перешли на него.
Созданный ими в 2002 году интернет-провайдер UTech сначала просто продавал доступ в сеть через свой сервер по телефонной линии, а потом перешёл на, как тогда говорили, «выделенку» - предоставление доступа в сеть по специально протянутому кабелю. Компания предоставляла свои услуги в Южном, Юго-Восточном и Восточных округах Москвы.
Супруги Бакальчук
Когда и как познакомились Татьяна Ким и Владислав Бакальчук они никому не рассказывают. Предположительно, произошло это в начале 2000-х. Зато точно известно, что роман развивался стремительно и уже через полтора месяца после знакомства Татьяна согласилась принять от Владислава руку и сердце и, взяв фамилию мужа зажила в счастливом браке.
В 2004 году у них родилась дочь, имя которой нигде не упоминается. Тайну детей супруги, кстати, хранят не менее свято, чем Президент Путин: про Бакальчуов-младших известно только, что их, на данный момент семеро, причём двое младших – близнецы.
К тому времени бюджет семьи, в основном, состоял из бизнес-доходов супруга. Как рассказывает Татьяна, на жизнь хватало, но не более того. В 2005 году чистая прибыль «Универсальных технологий», частью которой был провайдер UTech, составила 718 тысяч рублей. Из расчёта двух соучредителей получается по 30 тысяч в месяц на человека. Даже тогда, 20 лет назад, для Москвы это была очень средненькая зарплата. Поэтому Татьяне даже в декрете, хочешь не хочешь, но приходилось подрабатывать тем же репетиторством.
А теперь представьте. Небольшая московская съёмная двушка на окраине, в районе Выхино. В одной комнате идут занятия, в другой – орёт младенец, а между ними мечется взмыленная мамаша. Просуществовать так можно было, но недолго. И не потому, что мамы хватало ненадолго, ненадолго хватало самих учеников, которые понимали, что в данный момент их обучение для репетитора не так важно, как настроение дочери. Надо было что-то придумать.
И Татьяна придумала.
WildBerries
Став молодой мамой Татьяна узнала, насколько тяжко таким, как она, заниматься любимым женским делом, а именно – ходить по магазинам одежды и обуви. Она и раньше чувствовала себя в больших универмагах неуютно: «Продавщицы что-то советуют, предлагают, а вещь может не особо-то нравиться, не подходить по стилю. Но как об этом сказать? Ведь люди стараются, работают, а ты вроде капризничаешь. Не дай бог кто-то подумает, что нет денег. Позор! Хотя их и правда тогда не было».
Решенье, как покупать вещи, не посещая магазины, напрашивалось само собой: надо продавать их через Интернет. И нельзя сказать, что это было чем-то новым, интернет-торговля в России уже работала: люди покупали сотовые телефоны, ноутбуки, плееры и прочую технику на американском интернет-аукционе E-Bay и на российском molotok.ru, созданный ещё в 1998 году Ozon (точнее не созданный. а изначально «содранный» с американского Amazon) вовсю уже торговал книгами и видеокассетами, но вот одеждой не занимался почти никто. Да оно и понятно: как продавать через Интернет то, что надо мерять? Ведь не факт, что присланное платье, костюм, юбка и так далее подойдёт! А поэтому многие знакомые полагали идею Тани безумием. Но она решили попробовать.
Сначала хотела просто связаться с каким-нибудь производителем, и предлагать через Интернет его вещи в России. Однако от этой идеи отговорил Владислав. Ассортимент получался маловат, соответственно, игра ну никак не могла оправдать стоимость свечей. И тогда Татьяна придумала, с кем надо связываться для того, чтобы этот ассортимент стал максимально широким.
Пользоваться немецкими каталогами Otto и Quelle она научилась уже давно. Ещё в институте студентки иняза, как рассказала Татьяна, «набрели на французские и немецкие каталоги» и начали покупать в них вещи. Не сами, конечно, поскольку процедура он-лайн платежей тогда у нас была ещё в зачаточном состоянии.
Система тогда была простой: выбрала понравившиеся вещи, едешь в Москву, на Пушкинскую площадь, где находился Пункт приёма заказов. Там показываешь пальцем выбранное, сразу всё оплачиваешь в рублях, возвращаешься домой и ждёшь примерно месяц. Получаешь извещение, что товар прибыл, вновь едешь в Москву и везёшь домой аккуратный свёрток с заказом.
Придумка Татьяны была тоже простой. Она решила предлагать товары из каталога через Интернет, «накручивая» на них себе по 10%. Название для сайта придумала красивое, яркое и сочное: «Дикие ягоды», по-английски (тогда для успеха английское название было обязательным условием) «wild berries».
Сайт помог сделать супруг. Точнее не сам он, а один из его сотрудников, специализировавшийся на веб-дизайне. Не забесплатно, на создание сайта и его наполнение ушло $700, которые Татьяна смогла накопить на репетиторстве.
«Фишкой» Татьяны было то, что она сразу решила не брать предоплату. И фишка сработала: заказы пошли почти сразу. Сначала по одному в один-два дня, потом ежедневно. а сколько было радости, когда в один день заказов пришло сразу три!
Оплачивала их Татьяна из своего кармана, ждала, сама забирала из того же Пункта выдачи на Пушкинской, привозила домой и звонила заказчику: можно приезжать забирать. И часто слышала в ответ: «Присылайте с курьером, мы оплатим». Никаких курьеров, каждая копейка на счету: Татьяна передавала дочку бабушке, а сама брала товар и ехала на другой конец города.
Но заказов становилось всё больше, только на разбор коробок уходило несколько часов. Тогда Владислав сказал: «Хватит сидеть до трёх ночи. найми студента, пусть он разбирает». И таким первым «студентом» стала младшая сестра Татьяны.
Постепенно в растущий бизнес включились все родственники. Двушки тоже стало для работы не хватать и компания арендовала офис в деревне Мильково. неподалёку от подмосковного города Видное. Владислав передал свою долю в «Универсальных технологиях» и Utech супруге компаньона, а вырученные деньги вложил в семейный бизнес. По словам Татьяны это было три миллиона рублей, по словам Владислава тоже три миллиона, но не рублей, а долларов.
20 лет спустя
Но дальше у нас уже должна пойти история компании, которой в этом году исполнилось 20 лет и которая, в отличии от истории её создателей, описана уже многажды и подробнейше. Любой желающий легко её найдёт через обычный поисковик.
Сама по себе она интересна, поскольку строится на многих замечательных шагах (не люблю слово «кейсы»). Так, создатели WildBerries (а все важные решения Татьяна и Владислав принимали вместе)
- первыми в России сначала сделали оплату доставки единой по всей стране, а потом и вовсе от неё отказались.
- Они первыми разрешили покупателям отказываться от части заказных, но не подошедших вещей.
- Первыми начали торговать в Интернете обувью, купив нераспроданную в кризис 2009 года «Спортмастером» партию кроссовок Adidas.
- Первыми… Ну, много, чего они сделали первыми, рассказывать здесь об этом – Дзена не хватит..
При этом, о личной их жизни не было и до сих пор неизвестно почти ничего.
Из того, что известно. Бакальчуки, даже уже став миллиардерами, не владеют (по крайней мере официально) никакой недвижимостью и всегда жили и живут в съёмных или арендованных квартирах или домах. Последнее из известных – арендованный коттедж в элитном посёлке Стольное (неподалёку от так и недостроенного имения Чубайсов). Примерная стоимость аренды – 1,5-2 млн рублей в месяц.
У супругов (пока ещё) – семеро детей. Из пятерых старший – три девочки и два - мальчики. Последними стали близнецы, появившиеся на свет в 2021 году. Все дети живут и учатся в России.
Что касается причины возможного развода, вот что о нём говорит Татьяна: «Такие решения не приходят за один миг или после одного какого-то события. Причина гораздо глубже, она лежит в плоскости наших личных отношений, и крах нашего брака начался задолго до идеи объединения с Russ (которое Владислав и называет рейдерским захватом, - В.Ч.). Первая серьёзная трещина была ещё в ноябре прошлого года. Но это (шумиха из-за слияния компаний, которую запустил супруг. – В.Ч.), безусловно, стало последней каплей».
Что касается раздела имущества, бизнеса и определения места жительства детей, тут Татьяна говорит, что комментировать этот вопрос пока преждевременно. И я с ней согласен.
Валерий ЧУМАКОВ
© Ru-By, 2024
Вам по нраву материал — подпишись на наш канал 💗
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍